Коррупция этики в высшем образовании



Стефен П. Хейнеман (Stephen P.Heyneman) – профессор по политике международного образования в Университете Вандербилт, Нашвилл, Теннесси.
Е
-mail: s.heyneman@vanderbilt.edu.

Однажды декан позвонил мне по поводу оценки дочери ректора. Ректор был в больнице. Декан сказал, что он уже достаточно пострадал и что я не должен заставлять его страдать больше, поэтому я должен поставить дочери ректора хорошую оценку.

— ассистент в Казахстане

Зачисление в вузы было способом делать деньги. Большие деньги.

— администратор в Грузии

Университеты обычно считаются убежищем для молодежи. Неважно, насколько нестабильно государство или насколько мрачны перспективы экономики, инвестиции в образование рассматриваются как неприкосновенные. Однако недавно обнаружилось, что системы образования могут быть столь же коррумпированы как другие сектора правительства и экономики; и что ценности справедливости и беспристрастности, которые считались универсальными характеристиками университетских систем, могут быть вытеснены интересами определенных людей, семей, этнических групп и учебных заведений.

Такое неправомерное поведение включает злоупотребление властью, как для личной, так и для материальной выгоды. Высшее образование может быть коррумпировано через: незаконное приобретение товаров и услуг; обман в предоставлении обычных функций (зачисление в вузы, оценки, окончание обучения, общежитие, академические продукты*); профессиональное ненадлежащее поведение (в пользу членов семьи, сексуальная эксплуатация, предвзятость в выставлении оценок, плагиат в исследованиях и т.д.). Обман при оплате налогов и использовании университетской собственности.

Насколько это распространенно?

Согласно обзорам студентов Болгарии, Молдовы и Сербии, 35-45 процентов опрошенных полагают, что официальный процесс зачисления абитуриентов можно обойти. Приблизительно один из пяти студентов признавался в подкупе университетского администратора; в Молдове эта цифра выше: двое из пяти. В университетах существуют разнообразные варианты в возможностях давать взятки. Специальности, имеющие высокий спрос — экономика, финансы и право — имеют высокий конкурс при поступлении в вуз, высокую оплату за обучение, высокий потенциал для заработка, и следовательно эти программы имеют более высокие ставки. Эти специальности вероятнее всего будут коррумпированы.

Коррупция в образования является универсальной, отличается только по видам от одного региона к другому. В Северной Америке проблема в студенческом плагиате и плагиате преподавателей, в списывании на экзаменах. Кроме того, нарушения в базовой этике включают в себя ненадлежащее поведение в научных исследованиях, этические вопросы, касающиеся сбора средств и спорта, зачисления в вузы и тестирования, академического управления. В дополнение, это некорректность в аудитории — опоздания на занятия, несправедливая оценка домашних работ, и предпочтения по полу, национальностям или мнениям.

Вне стран организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР), коррупция встречается чаще, но в разных проявлениях. Во Вьетнаме, Камбодже, Южной Азии, Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, главная проблема это коррупция в денежной выгоде — склонность получения взяток в обмен на более высокие оценки, аккредитацию, и поступление на селективные программы обучения. В Африке района Сахары коррупция включает частые случаи профессионального плохого поведения и сексуальной эксплуатации в аудитории.

Относится ли коррупция к культуре?

Некоторые могут утверждать, что коррупция и обман являются культурой и встроена в моральные стандарты общества. Эта ситуация подразумевает, что студенты содействуют коррупции и не стыдятся участвовать в ней. Однако в целом студенты выражают чувствуют неловкость и угрызения совести. В Хорватии 89 процентов утверждают, что это "неправильно" обманывать на экзамене, приблизительно такой же процент в Соединенных Штатах (90 %). С другой стороны, некоторые отчёты наводят на мысль, что американские студенты, которые жульничают, также говорят, что они удовлетворены своей личной этикой. Это предполагает, что при определенных обстоятельствах обман может стать поведенческой нормой, "разъединенной" от личной этики.

Экономические и социальные эффекты

Коррупция увеличивается, когда цены (оплата за обучение или заработная плата ППС) искажены регулированием. Некоторые университетские системы сформированы так, чтобы зарплата преподавательского состава является одинаковой по всем программам; следовательно, для сохранения талантов необходимы нерегулируемые платежи. Однако, чистое разрушительное влияние коррупции менее заметно в университетах, потому что коррупция негативно влияет на другие социальные цели инвестирования в образование. Поскольку университеты служат местом для создания моделей примерного поведения в будущем, коррумпированное образование может иметь для общества более дорогостоящие последствия, чем существование коррупции в таможенной службе или полиции. Если университет коррумпирован, то можно ожидать, что будущие граждане, которые воспитываются в данном университете, также будут коррумпированы.

Коррупция имеет отрицательное воздействие на качество. Образование, полученное в университете, становится дорогостоящим и низкокачественным товаром, если должностные работники неправомерно зачисляют абитуриентов или ставят высокие отметки некомпетентному студенту. Вместо того, чтобы повышать конкуренцию внутри вуза, коррупция ограничивает ее. Так как честность опирается на доказательстве отсутствия нарушений, коррумпированный университет ограничивает конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда. С частным сектором и особенно в компаниях, которые осуществляют набор выпускников на международных рынках труда, коррупционная репутация вуза может иметь более серьезные последствия, чем с местными органами власти или государственными предприятиями.

Коррупция сокращает как частные, так общественные выгоды инвестиций в образовании. Если студенты могут купить оценки, у них уменьшается мотивация к обучению. Работодатель не знает, действительно ли получил студент диплом на основе своих академических способностей или же путем подкупа должностных лиц университета. Коррупция уменьшает сигнальную значимость университетского диплома. Работодатели уменьшают риск найма выпускников подозрительных вузов, тестируя их, принимая их на стажировку и используя другие фильтрующие механизмы. Выпускники вузов вынуждены соглашаться на низкую зарплату, пока они не продемонстрируют свою экономическую значимость посредством результатов работы. Выпускники коррумпированных вузов, скорее всего не будут приняты на технические и профессиональные рабочие места. Если они распределяются на государственную службу, где потенциал для получения взяток высок (таможня, полиция, и т.д.), то частная себестоимость дохода коррупции уменьшается, но социальные издержки остаются.

Кто способен к сопротивлению?

Даже при обстоятельствах, где коррупция является нормой, она среди преподавателей не является общепринятой. Преподаватели "сопротивленцы" существует даже в наиболее ослабленном окружении — некоторые имеют моральные принципы, другие на основе прагматических оценок. Независимо от источника сила этих "сопротивленцев" приводит к мнению об общепринятом стандарте для профессуры. Этот стандарт состоит из обязанности обращаться со всеми студентами со справедливостью и беспристрастностью. Это требует отбора всеобщих норм (справедливости к студентам и коллегам), которые выше преданности к семье и друзьям. Этим простым, но осмысленным способом, определенный состав преподавателей в некоторых из наиболее изолированных университетов в мире фактически представляют “тихих героев”. Они защищают свои принципы без юридической или административной поддержки, они лишены возможности профессионального признания или финансовой награды; однако, они часто защищают справедливость вопреки действиям старших администраторов.

Компоненты академии нравственности

Каким образом университет с международными стремлениями должен доказать свою приверженность общепринятым принципам? Университет, который не представляет свою общественную позицию по данной проблеме, может оцениваться как организация, которая не интересуется тем, как общественность воспринимает её честность. Существует множество механизмов для снижения возможности распространения коррупции и уменьшить мнение, что университетская система коррумпирована. Они включают нормы поведения для персонала, преподавателей, администраторов и студентов; кодекс чести на веб-сайтах; университетские "суды" для заслушивания случаев ненадлежащего поведения; и ежегодные отчеты, информирующие общественность по изменении числа выявленных случаев коррупции и её типах.

Что может быть сделано?

Многие страны, не входящие в OЭСР, пытаются участвовать в Болонском процессе, чтобы сделать университетские степени эквивалентными и содействуя переводу кредитов и дипломов. Трудно вообразить, что страна или университет в Европейском союзе с высокой репутацией позволят, чтобы их степени приравняли бы к степеням к таким университетами или системами университетов, которые имеют коррупцию. С другой стороны, Европейский Регистр обеспечения качества или другие механизмы могли бы включать антикоррупционые доказательства в качестве критериев в процессе европейской аккредитации; следовательно, сам процесс мог бы использоваться в качестве средства избавления проблемы коррупции в системе высшего образования.

Еще одна сторона коррупции в сфере высшего образования затрагивает деятельность агентств, которые осуществляют инвестиции в высшее образование. Этим агентствам, возможно, придется пересмотреть результаты, если их инвестиции сделаны в системах с высокими уровнями воспринимаемой коррупции. Однако эффективное вмешательство должно иметь информацию об опыте и стоимости коррупции. Были бы полезны регулярные обзоры студентов и сотрудников. Фактически, одновременный обзор с двух сторон одного университета продемонстрировал снижение в коррупции. Предполагается, что когда возможность обнаружения и огласки коррупции становится реальной, коррупция снижается.

_______________________________________________

Примечание научного редактора

*академические продукты – это курсовые или дипломные работы, рефераты, групповые проекты и др.



Назад в раздел