Наступил сезон ранжирования



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана и директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже. E-mail: altbach@bc.edu.

В большинстве стран мира в связи с наступлением нового учебного года, сезон ранжирования идет полным ходом. Основными международными рейтингами в последнее время являются: Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities) - «Шанхайский рейтинг», Рейтинги университетов мира QS (QS World University Rankings) и Рейтинги университетов мира Таймс (Times Higher Education World University Rankings (THE)). Также были опубликованы два важных рейтинга для США - US News & World Report, рейтинг самых лучших американских колледжей и другой чуть позже появившийся рейтинг Национального исследовательского совета по оценке докторских программ (National Research Council’s Assessment of Research Doctorate Programs). Это лишь некоторые из рейтингов доступные для национальных или региональных высших учебных заведений. Например, в настоящее время Европейский союз спонсирует большинство проектов в сфере ранжирования. В Германии, Центр развития высшего образования (CHE) разработал инновационный подход к ранжированию немецких университетов, и этот список может быть расширен. Обсуждение этого вопроса предоставит комментарии по каждому из этих рейтингов и на рейтинг в целом.

Неизбежность ранжирования

Если бы не существовало рейтингов, то их кто-нибудь все равно бы придумал. Они являются неизбежным результатом появления массового высшего образования, конкуренции и коммерциализации во всем мире в сфере высшего образования. Потенциальные клиенты (студенты и их семьи) хотят знать, какой из вариантов в сфере высшего образования можно выбрать - самый подходящий и самый выгодный. Рейтинги дают некоторые ответы на эти вопросы. Массовое высшее образование делает разнообразной и сложной академическую среду, с множеством новых академических вузов и средств. Это не удивительно, что рейтинги появились впервые в Соединенных Штатах, в стране, которая впервые поэкспериментировала массовость, как способ выбора среди растущего множества институциональных альтернатив. Колледжи и университеты хотели применить способ стандартизации в противовес похожим учреждениям. Рейтинги предоставили наиболее легкий, хотя далеко не полный способ сделать это. Самым влиятельным и критикуемым рейтингом является главный рейтинг “US News & World Report” - рейтинг самых лучших американских вузов, которому в настоящее время, которому исполнилось 17 лет. Существует также много других рейтингов, акцентирующихся на изменяющихся факторах вузов, включая те которые являются наиболее «популярными и продаваемыми». Большинство из этих рейтингов имеют небольшое значение, но, тем не менее, общественность относится к ним с определенной серьезностью.

Так как высшее образование стало международным, и это для всех не является сюрпризом, то рейтинги в свою очередь тоже стали глобальными. Почти три миллиона студентов обучаются за пределами своей родины, многие из них стремятся в лучшие университеты за рубежом и считают рейтинги довольно полезными в вопросе выбора университета. Высшие учебные заведения сами по себе приобрели глобальный характер, и вузы не стремятся к единому стандарту во всем мире и часто, конкурируют за студентов и преподавателей. Правительственные чиновники и лица, принимающие решения, иногда используют мировые рейтинги для принятия академических решений относительно ресурсов и других вопросов.

Для решения всех проблем, рейтинги приобрели высокие ставки для организаций, которые проводят рейтинги и с которыми считаются научные и академические круги во всем мире. Поэтому они должны быть восприняты со всей серьезностью и должны быть понятными для всех. Показателем активной работы данных организаций является IREG, Обсерватория по Академическому ранжированию и превосходству, которая недавно провела пятую конференцию в Берлине, которая привлекла 160 участников из 50 стран.

Рейтинги играют вничью

В основном в рейтингах делают акцент только на 100 вузов из топ -100 университетов. Например, Национальный университет Сингапура не показывает улучшений, а Университет Висконсин-Мэдисон снижает свой рейтинг, однако, если Национальный университет Сингапура поднимется в рейтинге, то это заставит другие вузы спуститься ниже. На самом деле, многие университеты, которые отвечают определенным критериям, могли бы попасть в верхние строчки рейтингов. Так как страны поддерживают необходимость создания и развития исследовательских университетов и стремятся инвестировать средства в целом в высшее образование, то это неизбежно приведет к тому, что число передовых исследовательских университетов будет расти. Инвестиции, вложенные в систему высшего образования Китая, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура в течение нескольких последних десятилетий привели к интенсивному улучшению университетов в этих странах. Япония показала аналогичные усовершенствования одним или двумя десятилетиями раньше. Рост азиатских университетов лишь частично отражен в рейтингах, так как не просто сместить традиционных лидеров с их позиций. Рейтинги недооценивают достижения Азии и, возможно, других регионов. В будущем ожидается неизбежное уменьшение американских и британских университетов в топ-100, но это не означает, что их университеты находятся в упадке. Напротив это свидетельствует о происходящем повсеместно подъеме в других регионах. Это повод для празднования, а не для разочарования.

Возможно, более лучшей идеей вместо ранжирования будет составление списка международной классификации университетов похожих на Классификацию высших учебных заведений Карнеги в Соединенных Штатах. В период между 1970 и 2005 гг., Фонд Карнеги провел тщательный анализ и отбор категорий колледжей и университетов, а затем разместил все вузы в соответствии с определенными критериями. Школы не попали под ранжирование, но определялись в соответствии со своей миссией. Многие утверждают, что определенный рейтинговый номер университета мало что меняет, что, возможно, правильно для ряда учреждений. Кроме того, как можно определить качество университета, находящегося в диапазоне от 15 до 25 или от 150 до 170, если оно находится на 17 или 154 строчке. Разграничение по категориям может быть более целесообразным.

Где обучение в международных рейтингах?

Одним словом - нигде. Одно из самых главных функций любого университета игнорируется всеми рейтингами. Почему? Потому что качество и результат обучения практически невозможно измерить и посчитать. Кроме того, измерение и сравнение качества и эффективности обучения в разных странах является одним из труднейших факторов. Таким образом, рейтинг в значительной степени игнорирует обучение. Новый рейтинг «Times Higher Education» признал важность обучения, и определил несколько критериев для оценки преподавания. Они включают в себя репутационные вопросы о преподавании, отношения между преподавателем и студентом, число докторов наук в расчете на одного сотрудника и др. Проблема в том, что эти критерии в действительности не измеряет обучение, и даже близко не влияют на оценку качества. Кроме того, кажется маловероятным, что встреча ученых и администраторов обсуждающих качество преподавания даст много полезной информации. По крайней мере, THE признает важность этого вопроса.

Что, зачем и как оценивают рейтинги?

Проще говоря, рейтинги это основная мера производительности. Проще всего оценить, то, что можно измерить. Некоторые рейтинги предлагают другие подходы. Такие рейтинги, как QS, акцентируют свое внимание на репутационном исследовании, т.е. на том, что думают профессора со всего мира об определенном университете. В результате, QS наряду с некоторыми другими нерепутационными факторами, главным образом оценивает то, как определенная группа ученых относится к различным университетам. Times Higher Education учитывает число переменных, в том числе на мнения ученых, но, вместе со своим партнером Thomson Reuters, выбрал ряд других переменных, например, опубликованные статьи, финансирование научных исследований, доходы от научных исследований, и многое другое. Шанхайские рейтинги измеряет только научные исследования и он является, наверное, наиболее точными из всех переменных.

На исследованиях делают самый большой акцент, так как они являются не только легко измеримыми, но также и потому что интенсивные исследования повышают престиж университета во всем мире и делают его наиболее востребованным и известным среди других университетов. Эти факторы стали мощным толчком для того, чтобы укрепить значимость исследований, как в ранжировании, так и в глобальной иерархии вузов.

Центры и периферии

В университетах и институтах, расположенных в мировых центрах знаний, ученые и преподаватели имеют значительные преимущества в ранжировании. У высших учебных заведений главным образом англоязычных стран, таких как Соединенные Штаты, Объединенное Королевство Великобритании, Канада, и Австралия есть существенные преимущества. Историческая традиция, язык, финансовое благосостояние, способность привлечь ученых и студентов со всего мира, устоявшиеся традиции академической свободы, талантливые профессионалы, академическая культура, основанная на конкуренции и другие факторы, которые способствуют доминированию среди других университетов.

Все рейтинги пристрастны к определенным видам исследований и таким образом искажают сравнительные таблицы. Существует уклон к естественным наукам – НТРМ (наука, технология, разработка, и математика) – который публикует большинство статей, ссылок и финансирует исследования. Рейтинги смещены в сторону университетов, которые используют английский язык в обучении. Наибольшее количество журналов, включенных в соответствующие базы данных, написаны на английском языке, и для носителей английского языка и преподавателей этих университетов легче получить доступ к ведущим журналам и издательствам, кроме того им открыт доступ для участия в неофициальных сетях, которые имеют тенденцию доминировать над большинством научных дисциплин.

Университеты в Западной Европе и Японии имеют достаточно легкий доступ к ключевым образовательным сетям и в целом имеют соответствующую поддержку. Высшие учебные заведения в Гонконге и Сингапуре имеют преимущество в инвестировании финансовых ресурсов, английский язык выступает в качестве языка обучения и исследования, а также в политике привлечения международных сотрудников. Эта тенденция позволила университетам преуспеть в рейтингах. Развивающаяся экономика, прежде всего в Китае, все более активно движется от периферии к центру. Достаточно хорошо поддерживаемые университеты в периферийных регионах, таких, как Ближний Восток, имеют недостатки в становлении в качестве академических центров. Существуют сильные связи между центральным и периферическим статусом страны или академической культурой и размещением университета в рейтинге.

В эпоху глобализации для высших учебных заведений с обдуманным планированием и соответствующими ресурсами легче преодолеть неудобства связанные с периферией. Ученые, вузы, также как и их отделы могут произвести глобальные впечатление более легко, чем когда-либо прежде. Несмотря на то, что барьеры между центрами и перифериями стали более преодолимыми, тем не менее, они остаются огромными.

Изменение направлений

Многие из рейтингов были раскритикованы за то, что они часто меняли свои критерии или методы ранжирования, таким образом, мешая определять качество в течение долгого времени или проводить сравнительный анализ с другими учреждениями высшего образования. US News and World Report был особенно склонен к изменению критериев непредсказуемыми способами, делая чрезвычайно трудным для колледжей и университетов процесс последовательного обеспечения данных для рейтинга. Вероятно, что рейтинг Times Higher Education изменится до определенной степени для того, чтобы улучшить методологию. Шанхайское ранжирование было самым последовательным в течение долгого времени, способствуя относительной стабильности учреждений и стран.

Критический анализ 2010 года

Может быть, будет полезным кратко проанализировать главные рейтинги, чтобы понять их сильные стороны и, что более важно, их слабые стороны. Так как это обсуждение не является законченным, и не основанным на полном анализе ранжирования, оно дает некоторые причины для критического подхода.

Рейтинг университетов мира, разработанный QS является самым проблематичным. Между 2004 и 2009 годами, этот рейтинг издавался вместе с журналом Таймс (Times Higher Education). После того, как связь была прекращена, Таймс (Times Higher Education) издает свое собственное ранжирование. С самого начала QS положился на репутационные индикаторы для проведения значительной части анализа. Большинство экспертов довольно критически настроены по отношению к надежности простого опроса определенной группы педагогов, связанных с академическим обучением. Кроме того, QS подвергает сомнению мнения работодателей, создавая смешанное ощущение непостоянства и ненадежности. Некоторые утверждают, что репутация не должна играть большую роль в ранжировании, в то время как другие говорят, что она должна присутствовать, но незначительно. Сорок процентов QS рейтинга основаны на обзоре репутаций университетов. Это, вероятно, составляет существенную часть изменчивости в QS рейтинге за эти годы. Вопрос состоит в том, должен ли вообще восприниматься QS рейтинг серьезно сообществом высшего образования.

Шанхайский рейтинг (The Academic Ranking of World Universities (ARWU), часто называемый ранжированием Shanghai Jiao Tong, теперь управляется консалтинговой компанией - Shanghai Rankings Consultancy. Один из самых старых среди международных рейтингов, будучи созданным в 2003 году, ARWU и последователен и понятен. Рейтинг измеряет только производительность исследований, и ее методология ясно заявлена и применятся последовательно в течение долгого времени. Рейтинг использует шесть критериев, включая число статей, опубликованных в Science and Nature, количество процитированных исследователей по измерениям Thomson Scientific, выпускников и сотрудников, лауреатов Нобелевской и Филдсовской премии, индекса цитируемости в Science and Social Science и нескольких других. ARWU выбирает 1000 университетов со всего мира для проведения анализа. И этот процесс не зависит от информации, представленной непосредственно учреждениями. Некоторые из критериев AWRU поддерживают старые особенно привилегированные западные университеты, которые привлекли или могут привлечь Нобелевских лауреатов. Университеты склонные платить высокие зарплаты и иметь превосходные лаборатории и библиотеки. Различные индексы, используемые также в большой степени, опираются на высоко-цитируемые журналы на английском языке, опять-таки давая преимущество для университетов в которых находятся издательские дома и ключевые рецензенты. Тем не менее, последовательность Шанхайского рейтинга (AWRU), ясность цели и прозрачность являются существенными преимуществами.

Рейтинг журнала Таймс совместно Томсоном Ройтерс (The Times Higher Education World University), который появился в сентябре, является новейшим и во многом является самым целеустремленным, который изучил уроки более раннего ранжирования и обеспечит всестороннюю и многогранную перспективу. Рейтинг журнала Таймс (The Times Higher Education World University) получает оценку “А” за усилия и попытку включить главные университетские функции - исследования, обучение, связи с промышленностью и интернационализацию. Рейтинг включил степень репутации среди исследовательских работ и объединил его с анализом цитируемости, количеством публикаций, уровнем остепененности и др. Неутешительно, но и не удивительно, однако и здесь существуют проблемы. Некоторые комментаторы подняли вопросы о методах подсчета публикаций и цитат. Есть много несоответствий из-за административных проблем, в частности, ни один израильский университет не включен, и некоторые из американских университетов включены не одним кампусом, а целыми системами (например, Массачусетский университет, Университет Индианы, университет Делавэра, Кентский государственный университет и др.). Эта проблема поднимает проблему незаконности ранжирования "систем". Если бы, например, Калифорнийский университет был включен в качестве системы, а не как отдельный университетский городок, то он однозначно был бы оценен как номер один во всем мире. Часть ранжирования совершенно неточная. Почему университет Билкент в Турции и Гонконгский баптистский университет занимают места выше Университета штата Мичиган, Университета Стокгольма, или Лейденского университета в Голландии? Почему Александрийский университет вообще попал в топ 200? Эти аномалии, и другие, просто не выдерживают никакой критики. Будем надеяться, что они, и без сомнения другие, проблемы будут решены.

Теперь поговорим о долгожданной оценке Национального исследовательского совета американских докторских программ (Research Council’s evaluation of American doctoral programs). Эти исследования спустя годы были широко раскритикованы за методологические недостатки, что они скорее являются историческим экспонатом, чем полезным анализом реальной действительности. Тем не менее, Национальный исследовательский совет попытался использовать намного более сложный подход к оценке, включая рассмотрение 20 ключевых критериев, касающихся докторских программ. Другие рейтинги используют более произвольные критерии. Даже если полного успеха они не добились, без сомнения существующие ошибки будут приняты во внимание и послужат уроком.

Продолжается ежегодный рейтинг The US News & World Report’s. Широко раскритикованный в Соединенных Штатах за постоянные изменения в методологии, чрезмерной уверенности в репутационных индикаторах, и упрощении сложной действительности, он, тем не менее, широко используется и является очень влиятельным. Колледжи и университеты, публикуются в этих рейтингах, даже если они выражают недовольство о методологических недостатках. По крайней мере, US News and World Report дифференцирует учреждения по категориям: национальные университеты, гуманитарные колледжи, региональные учреждения, и так далее. Ранжируя, мы можем увидеть различия миссий и целей и то, что не все университеты могут конкурировать с Гарвардом и Беркли.

Где мы?

Без сомнения ректора университетов и президенты, правительственные чиновники, взволнованные студенты и родители от Пекина до Бостона будут анализировать один или больше рейтингов, рассмотренных здесь или же многие другие, которые существуют в мире. Решения будут приниматься частично основанные на рейтингах при финансировании и другой поддержке со стороны правительства, при создании новых структурных подразделений и внедрении программ; при решении выбора студентами и их семьями колледжа или университета, будет ли он местным или зарубежным.

В мире ранжирования, как и во многих других областях, существует принцип "риска для потребителя" - пользователь должен быть полностью осведомлен об использовании и проблемах ранжирования. Слишком часто дело обстоит не так. Специализированное ранжирование университета убеждает многих пользователей рейтинга. Это, конечно - ошибка. Это ошибочно не только из-за ограничения в ранжировании непосредственно, но потому что ранжирование только измеряет маленькую часть высшего образования. Правительство должно быть столь же обеспокоено о научно-исследовательском развитии университета, как и тем, каким образом он вписывается в систему высшего образования. Студенты должны быть обеспокоены соответствием между их собственными интересами и способностями с престижем учреждения. Но лишь немногие принимают во внимание недостатки ранжирования.

Барьеры против ранжирования не заставят их уйти; соревнование, потребность в определении эффективности, и существующей определенной логики глобализации делают рейтинги длительными участниками академического пейзажа 21 века. Проблема состоит в том, чтобы понять нюансы правильного использования ранжирования или его злоупотребления.



Назад в раздел