Девять распространенных ошибок в создании университета мирового класса



Джамиль Салми – марокканский экономист в области образования, координатор сферы третичного образования Всемирного банка.

E-mail: jsalmi@worldbank.org.

В прошлом десятилетии термин «университет мирового класса» стал захватывающий фразой, которая ассоциируется не только с высоким качеством учебной и научно-исследовательской деятельности в области третичного образования, но и, что более важно, являлся синонимом высокого потенциала высшего образования для успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг через приобретение и создание опережающих знаний. Правительства всех стран с целью глобальной конкурентоспособности и продвижения своих национальных элитных университетов дополнительно финансируют их, создают так называемые «Центры превосходства» как Китай, Дания Германия, Нигерия, Россия, Южная Корея или Тайвань. В некоторых случаях, правительства способствуют слиянию вузов для создания новых университетов, с целью их продвижения в первую сотню лучших университетов мира.

О достижении амбициозных целей в построении нового университета мирового уровня легче говорить, чем сделать, однако, статус элитного вуза требует подтверждения со стороны внешнего мира на основе международного признания в рейтингах или же массового вливания государственных средств. Такое взаимодействие является сложным и длительным процессом, который только недавно стал объектом пристального внимания. Следующие разделы посвящены наиболее распространенным ошибкам, встречающимся в текущих проектах, целью которых является создание университета мирового уровня.

С великолепным кампусом и надеждой на чудо

Инфраструктура является наиболее видимой частью нового университета. Много внимания уделяется обычно проектированию и строительству впечатляющих объектов, и это в принципе, правильно. Хорошая инфраструктура определенно является важной составляющей образовательного опыта для студентов, а ученым необходимы соответствующие лаборатории для проведения передовых научных исследований. Однако без соответствующего управления, сильной команды управленцев, качественно продуманной учебной программы и квалифицированных профессоров красивый кампус останется не более чем пустой оболочкой.

Разработка учебных планов после строительства объектов

Часто предполагается, что учебный процесс может быть легко адаптирован к физическому окружению вуза. Возможно, это будет применимо к традиционным методам обучения на основе чтения лекций, но для инновационных педагогических практик необходимы соответствующие условия. Например, интерактивные подходы, обучение, основанное на решении проблем или же педагогические методы, опирающиеся в основном на командную работу, взаимное обучение могут быть ограничены физическими компонентами обычных аудиторий и лекционных залов. Учредители нового университета должны воздерживаться от реализации архитектурных проектов, до того момента пока они не сформируют четкое видение и миссию нового вуза. Особенно важно перед строительством нового университета подготовить учебный план нового вуза и адаптировать первое ко второму, а не наоборот.

Импорт содержания извне

Зачем изобретать колесо? Команды, ответственные за создание университетов логично обращаются к ведущим университетам развитых стран для того, чтобы «купить» элементы их программ, вместо того, чтобы проходить длительный процесс разработки своих собственных. Это может показаться практическим и целесообразным, но в тоже время это не будет самым эффективным путем построения академической культуры нового университета, который хочет добиться высоких стандартов образования. Гарвард и МИТ являются уникальными мировыми вузами, и не реалистично думать о возможности копирования их органической академической модели. Более того, не практично ходить вокруг известных университетов из разных стран и фрагментами собирать учебные планы, предполагая, что все они будут легко совместимы для создания настоящей культуры обучения и исследований в новом университете.

Планирование с экосистемой в уме

Копирование особенностей, которые делают мировые университеты в Северной Америке и Европе успешными – это концентрация талантов, богатые ресурсы, и качественный менеджмент, является необходимым условием, но не охватывает полного понимания, которое лежит в основе успешного университета мирового класса. Процесс создания и поддержания процветающих университетов сталкивается с трудностями, когда экосистема, в которых они работают, не полностью поддерживается третичным образованием. Основные направления экосистемы включают такие составляющие, как лидерство на национальном уровне, нормативно-правовую базу, обеспечение качества образования, механизмы интеграции различных типов третичного образования, финансовые ресурсы, а также цифровую и телекоммуникационную инфраструктуры. Отсутствие хотя бы одного из элементов или же отсутствие взаимодействия между этими направлениями может нанести ущерб способности новых университетов к прогрессу и поступательному развитию.

Игнорирование совета и управляющей команды

Резолюция о создании нового университета является политическим решением, которое министерство или рабочая группа воплощают в действие. Это часто приводит к централизованно управляемому проекту и процессу осуществления. Но новый университет не может быть построен незаинтересованным комитетом. Проект подобного масштаба должен осуществляться энергичной командой лидеров, работающих под руководством независимого совета, способного обеспечить общее руководство и предоставить определенные права и возможности. Ввод в действие соответствующей структуры управления является ключевым фактором успеха.

Планирование первоначального капитала без долгосрочного планирования

Учредители нового университета обычно с энтузиазмом анонсируют об огромных вливаниях в новый университет, но первоначальный капитал является лишь частью всего проекта. Необходимо обеспечивать адекватную поддержку для первых нескольких лет деятельности и разработать продуманную бизнес модель, которая позволит новому университету развиваться и вести устойчивую финансовую работу.

Чрезмерные амбиции в количественных показателях

Руководители новых университетов иногда думают, что в короткие сроки смогут привлечь большое количество студентов, иногда измеряемые десятками тысяч. Этого результата трудно достичь без ущерба для качества. В 70-х годах Е. Ф. Шумахер написал в своей известной книге «Красота в малом», что развитие успешных проектов предпочтительно осуществлять в малых размерах. Малое на сегодняшний день все еще является красивым, в особенности, когда речь идет о создании новых колледжей и университетов. Почти всегда лучше начинать с небольшого количество программ и контингента студентов, если главным приоритетом является качество обучения. Тогда, когда установится сильная академическая культура, будет гораздо легче развиваться с этой отправной точки.

Ожидание возможности сделать все за 18 месяцев

Вариант сверх амбициозного планирования предполагает, что новый университет может быть запущен в течение нескольких месяцев, а высококачественное обучение и исследования могут быть достигнуты через пару лет после основания нового университета. В действительности, поспешность на начальных этапах разработки и осуществления может привести к необдуманным решениям, которые могут оказать негативное влияние на качество и стоимость проекта. Кроме того, институциональное строительство – это долговременный проект, который требует стабильного управления, постоянного улучшения и терпения. Это особенно верно для развития надежных научных традиций, необходимых для проведения передовых исследований и технологических разработок.

Надежда на зарубежных профессоров без созидания местного потенциала

Приглашение зарубежных профессоров является обычной практикой при создании нового университета. На самом деле имеет смысл привлекать квалифицированных преподавателей и исследователей для внедрения новых программ, это также формирует эффективную стратегию по созданию потенциала, когда ключевой частью миссии иностранных профессоров является подготовка местных молодых и менее опытных ученых. С другой стороны, это может быть рискованным и контрпродуктивным методом в случае отсутствия систематических усилий по привлечению и удержанию национальных квалифицированных кадров. Как и большинство планов, которые включают в себя зависимость от внешних субъектов и сил, эта стратегия по привлечению зарубежных ППС должна стать частью более фундаментальной цели по подготовке национальной профессуры.

Заключение

Создание нового университета для достижения высоких стандартов является благородным, но исключительно тяжелым проектом. Путь к академическому совершенству полон препятствий и ловушек, как это показано в предыдущих рассуждениях о наиболее распространенных ошибках. Самое важное заключается в том, чтобы решение о создании нового университета всегда рассматривалось в надлежащем контексте для обеспечения полного соответствия с национальной стратегией высшего образования и в целях избегания перекосов в распределении ресурсов в этом секторе. Однако только при продуманном и реалистичном планировании и в случае качественного подхода, возможно, достижение превосходства в высшем образовании на всех уровнях.



Назад в раздел