Доступность образования подразумевает неравенство



Филип Альтбах – стипендиат профессоры Монана и директор Центра международного высшего образования в Бостон колледже. E-mail: altbach@bc.edu

Внешне выглядит противоречивым утверждение о том, что усиление доступа к высшему образованию приводит к неравенству в этой сфере. К сожалению, эта тенденция очевидна. Студенты и ВУЗы, участвующие в широком процессе массового высшего образования, характеризуются качественными результатами, условиями обучения и целевыми установками, которые существенно отличаются от соответствующих характеристик для элитных учреждений, находящихся на вершине пирамиды высшего образования. Разрыв между этими характеристиками увеличивается по мере того, как идет глобализация массового высшего образования. Более того, именно массовое высшее образование для большинства студентов во всем мире привело к снижению качества обучения и к росту процента отчислений. Все эти последствия являются неизбежными и логичными. Данные факты ни в коем случае не говорят в пользу вреда доступного образования, но они заставляют более реалистично анализировать последствия массификации образования и вырабатывать меры для улучшения ситуации в этой сфере.

Массовое высшее образование является сегодня мировым явлением. Ежегодно в ВУЗы поступают по всему миру больше 150 млн. человек, этот показатель увеличился на 53 % лишь за последние 10 лет. 26 % населения студенческого возраста получают высшее образование по всему миру, а в 2000 г. эта доля составляла только 19 %. Во многих богатых странах доступность высшего образования превысила 50 %, а в некоторых – 80%. И в большинстве развивающихся стран резко увеличился набор студентов. Данный рост доступности высшего образования традиционно оценивается как положительное явление: усиление социальной мобильности индивидуумов, экспансия экономики знаний отдельных наций и рост уровня квалификации во всем мире. В первом десятилетии 21 века, вероятно, в академических институтах будут учиться больше студентов, чем училось в течение десяти последних веков вместе взятых.

Массификация образования переместилась из развитых стран (которые достигли по этому показателю очень высокого уровня) в сторону развивающихся и некоторых стран со средним уровнем дохода. Фактически львиная доля роста студенческой массы в ближайшие несколько десятилетий придется на 2 страны – Китай и Индию. Сейчас Китай представляет 23% и Индия – около 12% всей молодежи студенческого возраста в мире. Регион с самым низким уровнем поступающих в ВУЗы – региона южнее Сахары, где в 2007 г. получали образование только 6% молодежи студенческого возраста – так же набирает темпы, но очень медленно.

Последствия роста доступности высшего образования

Доступность приводит к неизбежным последствиям для систем высшего образования. Они отличаются от страны к стране в зависимости от конкретных обстоятельств, но во всех странах, так или иначе, проявляются. Страны, обладающие большими финансовыми ресурсами, сильной приверженностью к развитию высшего образования испытывают эти последствия в меньшей степени, но влияние это универсально для всех стран и имеет большое значение для политиков и участников сферы высшего образования.

Студенческая масса не только увеличивается, но и становится более разнообразной. Традиционно университеты давали образование только маленькой группе элиты – не более 5 % молодежи студенческой возрастной группы. Эти студенты приходили в университет из лучших школ, из высокообразованных и обеспеченных семей. Доступ к высшему образованию привел на студенческую скамью молодых людей разной классовой принадлежности и образовательной подготовленности, студентов из сельской местности и студентов из семей, где до них никто не получал высшего образования. Доступность высшего образования привела в ВУЗы женщин – это очень важно. Женщины сейчас представляют большинство студенческой массы во многих странах. Обслуживание студентов из разных социальных слоев и разной степенью подготовки, учившихся в не самых лучших школах – серьезный вызов системе высшего образования. Обучение этих студентов часто обходится дороже, чем обучение молодежи элитарного происхождения (требуется дополнительное консультирование, «подтягивание» по отдельным дисциплинам и прочие дополнительные услуги, которые редко предоставляются в полном объеме). В прошлом университеты обучали небольшое количество студентов, которые предварительно получили высококачественное школьное образование и были готовы к обучению в ВУЗе. Рост доступности образования привел «за парту» множество студентов, не имеющих достаточной подготовки и не обладающих теми способностями, которые ранее были нормой. Рост массового высшего образования требует улучшения условий для обучения, его инструментария. Существующие университеты и прочие ВУЗы выросли, были созданы новые ВУЗы, но предложение редко соответствует спросу. Ухудшение условий обучения стало очень частым явлением, если не сказать больше. Переполнение групп, нехватка библиотечного фонда и прочих условий для обучения, неспособность обеспечить студентов курсами обучения, необходимыми для завершения образования – все эти обстоятельства теперь характерны для большинства ВУЗов.

Потребность в преподавателях находится сейчас на пике и достигла критических размеров. Около половины преподавателей ВУЗов во всем мире сами имеют только степень бакалавра. Размеры групп увеличились настолько, что профессора не могут уделять внимание отдельным студентам. Оплата труда преподавателей уменьшилась и многие из них должны заниматься подработками для того, чтобы обеспечить себе минимум существования Можно предположить, что отчасти растущая доступность образования привела к ухудшению учебной среды для студентов, потому что преподавательский состав не вырос настолько, насколько количественно выросло само высшее образование.

Спрос на высшее образование способствовал развитию частного высшего образования во многих странах. Правительства стран были неспособны финансировать ВУЗы для принятия растущего количества студентов, и частный сектор заполнил эту нишу. В большинстве стран Латинской Америки, где общественные университеты доминировали еще 20 лет назад, частные ВУЗы сейчас обучают около половины всех студентов. Большинство новых частных заведений всего лишь удовлетворяют возросший спрос, они неразборчивы в приеме студентов и часто просто выдают дипломы вместо подготовки высококлассных специалистов. Многие из них являются коммерческими организациями. Студенты первого поколения могут быть вынуждены учиться в этих новых частных школах, которые берут за обучение немалые деньги. Причина того – неспособность этих студентов поступить в государственные ВУЗы.

Массификация образования создала спрос на гарантии качества и аккредитацию, но немногие страны смогли создать и внедрить эффективные режимы обеспечения должных стандартов качества. В таких условиях, по крайней мере, на настоящий момент, страны не располагают должным знанием и пониманием эффективности образовательных процессов во многих ВУЗах, особенно в тех, которые обеспечивают массовый студенческий поток.

Массификация образования привела к росту количества отчисляемых студентов. Даже в США, где раньше всего стало развиваться массовое высшее образование, и в это были инвестированы существенные ресурсы, доля студентов, для которых потребовалось дополнительное время для получения диплома или которые вообще его не получили – существенно увеличилась. Многие страны не могут справиться с ситуацией роста спроса на высшее образование с одновременным ростом процента отчисляемости студентов.

Массовость увеличила цену высшего образования – для общества, отдельных лиц и их семей. В большинстве стран мира растущие издержки упали на плечи тех, кто меньше всего способен их покрыть: студенты первого поколения и студенты из бедных семей. Правительства не могут должным образом фондировать этот процесс и поэтому вынуждены повысить стоимость обучения или перенаправить растущий спрос в сторону частного сектора.

Неизбежность неравенства

Реальность третичного образования эпохи его массификации в сочетании с государственными финансовыми ограничениями и постоянно растущими издержками такова, что неравенство внутри систем высшего образования устойчиво сохраняется. Большинство стран уже создали или создают дифференцированные системы высшего образования, где разные ВУЗы обслуживают разные потребности. Этот процесс неизбежен и в значительной степени положителен. Однако ведущие исследовательские университеты имеют тенденцию обслуживать элиту (элитных клиентов), и обладают высоким статусом, в то время, как ВУЗы более низкой иерархии обслуживают студентов, которые не могут поступить в лучшие университеты. Основные отличия существуют в финансировании, качестве и в условиях для обучения, и эти различия нарастают. С учетом финансовых и кадровых ограничений можно спрогнозировать сохранение подобного институционального неравенства. Новые студенты будут набираться из более разнообразной социальной среды и их, по многим причинам, будет более трудно эффективно обучать.

Все из изложенных проблем глубоко противоречат задачам высшего образования 21 века. По мере того, как растет доступность высшего образования, растет и неравенство внутри системы высшего образования. Условия для обучения для многих студентов – ухудшаются. Растет число тех, кто не может получить степени. Экономические выгоды, которые, казалось бы, должны приобретаться по мере получения высшего образования, для многих выпускников становятся на самом деле менее ощутимыми. Доступность высшего образования остается важной целью высшего образования повсеместно. Эта цель неизбежна, но для ее достижения неизбежно столкновение с множеством трудностей и вызовов.



Назад в раздел