Подъемы и спады в Центральной и Восточной Европе



Свежана Сланчева-Дюрст – доцент Университета Толедо, Огайо и ученый, сотрудничающий по программе исследования частного высшего образования. E-mail: snejana.slantchevadurst@utoledo.edu

Исследования частного высшего образования в странах Европейского союза (ЕС) выявили значительные различия между частными секторами Центральной и Восточной Европы и Западной странами. В основном частные вузы встречаются гораздо чаще в Центральной и Восточной Европе, в то время как частный сектор в странах Западной Европы остается в основном маргинальным. Десять стран Центральной и Восточной Европы присоединились к ЕС в 2004 и 2007 годах и реформировали системы высшего образования в соответствии широкими процессами европеизации и гармонизации. Это следующие страны - Болгария, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения. Во всех странах Центральной и Восточной Европы после падения коммунистического режима в 1989 году увеличилось число частных вузов. Создание частных вузов в посткоммунистической Европе происходило довольно быстро. Большинство из указанных примеров произошло в Латвии, Польше и Румынии, где в настоящее время в частных учебных заведениях обучается более одной трети всех студентов, тогда как в большинстве стран Центральной и Восточной Европы поддерживают соотношение приема в частные вузы в диапазоне от 7 до 21 процентов от их общего количества.

За последнее десятилетие, система частного высшего образования по всей Центральной и Восточной Европы показывает различную динамику в национальных механизмах частного и государственного секторов, основанных на сознательной попытке со стороны национальных правительств оптимизировать частное высшее образования в своих странах. Последние тенденции показывают медленный рост частного образования в большинстве из этих 10 стран. Тем не менее, примеры временного спада, во всех или некоторых формах частного сектора имели место на протяжении всего десятилетия. Наряду со случаями и тенденциями, описанными в других статьях данного специального раздела, снижение в Центральной и Восточной Европе носило в основном небольшой по своим масштабам и продолжительности характер, и следует подчеркнуть, что такое снижение частного высшего образования не нужно рассматривать как резкий или постоянный.

Частный университетский сектор

Однократный временный спад в частном секторе имел место для большинства стран Центральной и Восточной Европы, стран ЕС в период между 1999 и 2009 годами. Прием в частные вузы уменьшился в результате законодательных изменений в Болгарии, между 1999 и 2000 годами, в Эстонии между 2002 и 2003 годами, в Венгрии в 2003 году и в Румынии, в период между 2001 и 2003 годами. Резкое, но все же временное, сокращение частных вузов произошло в Словении, где прием учащихся в частные университеты упал почти на 100 процентов в 2003 году. В большинстве из этих случаев, в дальнейшем, прием в частные вузы увеличился, в то же время изредка превышая предыдущие уровни спада - как в Болгарии и только в двух других странах, Латвии и Венгрии – прием в частные вузы сохранил тенденцию к снижению. Таким образом, по большей части, снижение приема в частные университеты было ограниченным по продолжительности.

Частный неуниверситетский сектор

Также необходимо рассмотреть неуниверситетский сектор частного образования. Здесь, рост (часто обширный) является более общим, чем спад в этих профессионально-ориентированных квалификациях и учреждениях - часто известных как профессиональные колледжи, предлагающие короткий цикл обучения для получения степеней и квалификаций. В большинстве стран, многие их этих колледжей были созданы на раннем этапе после политических изменений. Неуниверситетские учреждения, как правило, небольшие, в основном нацеленные на обучение и имеют сравнительно узкие рамки программ обучения профессиональным специальностям – делая упор на менеджмент, маркетинг, экономику, сельскохозяйственные науки, страхование и финансы, туризм, компьютерные науки и театр. Они в первую очередь ориентированы на потребности студентов, часто тесно связаны с рынком труда и работают на региональном уровне. Частное неуниверситетское образование показало более высокую устойчивость в ряде стран региона. Примерами могут служить Болгария, Литва и Латвия. За период 2004/05–2008/09 частное неуниверситетское образование выросло в Болгарии и Литве на 208 процентов и на 74 процентов в Латвии. Число колледжей с краткосрочными программами обучения выросло больше всего в Латвии – их количество удвоилось – тогда, как небольшой рост был отмечен в Чешской Республике.

В нескольких странах Центральной и Восточной Европы рост подсекторов частного неуниверситетского, краткосрочного высшего образования, вероятно, образовали новые тенденции будущего, как в самом регионе, так и за его пределами. Интенсивные факторы этой тенденции могут включать в себя необходимость создания широкого спектра возможностей для непрерывного обучения, растущей потребности в переподготовке и повышении квалификации с увеличением числа взрослых обучающихся, снижение способности государственного бюджета для поддержки крупномасштабных образовательных услуг для большего числа людей, и необходимость взаимодействия высшего образования с рынком труда.

Тем не менее рост этого сектора не получил широкого распространения в этом регионе. Снижение также было отмечено и в неуниверситетском частном секторе. В Эстонии в этом секторе рост составил 63 процента в 2002 году, а затем было снижение, которое постепенно сменилось медленным подъемом только после 2005 года. Подобные примеры можно привести из Латвии и Словении, в то время как частный неуниверситетский сектор в Польше, Румынии и Словении уменьшался в течение последних нескольких лет. В тоже время нужно отметить, что, в целом, частный неуниверситетский сектор по всему региону значительно меньше, поэтому темпы снижения или роста редко имеют сильное влияние на общее состояние сектора высшего образования.

Устойчивость частных учреждений

Разнообразие развития частного высшего образования среди стран Центральной и Восточной Европы отражает постоянный поиск каждой страной оптимального подхода для баланса высокого спроса с ограниченными ресурсами и изменениями в демографических тенденциях. По всему региону, частные высшие учебные заведения являются относительно новыми, но они играют важную роль в повышении возможностей в области образования и удовлетворении спроса. Сокращение частного высшего образования было ограничено по сфере действия и по времени, хотя имело место, как в университетском, так и в неуниверситетском частном секторе - и иногда во всем секторе частного образования. Однако рассмотрение университетского и неуниверситетского частного секторов по отдельности указывает на то, что частный сектор в регионе остается устойчивым, в особенности в неуниверситетском секторе.



Назад в раздел