Спад частного высшего образования в Тайланде



Прачаяни Прафонтрипонг – аффилированный профессор PROPHE, Университет штата Нью-Йорк в Элбани. E-mail: prachayani@yahoo.com

Быстрый рост тайского высшего частного образования в течение 1990-х годов привел этот сектор к вершине в 20 процентов от общего контингента студентов высшего образования, которое продолжалось целое десятилетие. Однако, начиная с 2002 года, в секторе частного высшего образования начался застой, а затем снижение количества обучающихся (как в колледжах, так и в университетах). К 2007 году процент частного высшего образования составил всего лишь 10 процентов относительно всей системы высшего образования. В противовес этому практически все виды государственных высших учебных заведений увеличили процент приема абитуриентов. Исключением стал подсектор государственного Университета Открытого Доступа, где общий прием сокращался с 2003 года. Тогда как руководители частных вузов заявляли, что основными факторами снижения их доли на рынке стали расширение государственного сектора и государственная приватизация, их коллеги из государственного сектора утверждали, что такое снижение связано с изменениями в численности населении страны.

Государственная экспансия

Частные высшие учебные заведения обеспокоены значительным ростом государственного сектора. Такая напряженность возникает в тех местах, где государственные университеты увеличивают кампусы своих филиалов. С конца 1990-х годов деятельность филиальных кампусов стала распространенной политикой государственных вузов. Обычно они предлагают полные (очные) и краткосрочные (заочные) программы обучения, проходящие в средних школах или в торговых центрах. Они также предлагают программы, аналогичные тем, которые уже предоставляются частными вузами в близлежащих районах. Большинство функций этой довольно неселективной государственной экспансии отражают характеристики поглощающего спроса частного высшего образования, как в Таиланде, так и во всем мире. Существует, однако, медленно растущий спрос и для этих частных учреждений. Таким образом, расширение государственного сектора оттягивает от частных вузов существующий спрос. Между тем, филиальные кампусы частных вузов были запрещены постановлением №2550 (в 2007 году). Тем не менее, частные вузы готовы к расширению, несмотря на то, что они по-прежнему обременены нормативами, которые внимательно следят за ними во многих аспектах. В результате, только несколько частных вузов имеют возможность осуществлять практику филиальных кампусов.

Кроме того, прием в частные вузы снижается даже там, где государственный сектор не расширяется. Вместо этого государственные учреждения поднимаются до уровня университетов. Основные примерами служат Институты Ражабхат (педагогические колледжи) и Технологические институты Раджамангкла. Оба были повышены в статусе до университета в 2003 году, тем самым увеличили процент приема абитуриентов государственного сектора.

Государственная политика увеличения грантов в Централизованной системе по приему в вузы является еще другой проблемой для частного высшего образования. Хотя политика прямо и не направлена на уменьшение частного высшего образования, но эффект получается такой. Что он отрицательно воздействует на частный сектор. Общее недовольство частных вузов выражается в том, что большинство государственных вузов не ограничиваются одним этапом приема, а продолжают процесс приема заявок и впоследствии. Для частных вузов становится более затруднительным осуществлять прием абитуриентов. В конце концов, на все частные вузы оказывают влияние сдержанный рост государственного сектора.

Государственная приватизация

Приватизация государственных университетов - другой аспект государственной экспансии, создающий сложности для развития частного высшего образования. Так как приватизация предоставила выбор и автономию в управлении государственных вузов, что позволило им действовать более эффективно в условиях усиления конкуренции на рынке. Хотя частные вузы являются более гибкими, эффективными и мобильными по сравнению с традиционными государственными коллегами, однако становясь автономными, государственные вузы уменьшают этот разрыв. Ключевым моментом является то, что они объединяют эту автономию со своим финансовым преимуществом, тогда как частные вузы не получают никакого прямого финансирования правительства, все государственные университеты субсидируются правительством для своей ежегодной деятельности. Становясь автономными, государственные университеты по-прежнему получают бюджет от государства, но не регулируются в соответствии со старыми бюрократическими процедурами. При единовременной субсидии автономные университеты в состоянии управлять своей финансовой деятельностью без вмешательства извне. Благодаря финансовым субсидиям вместе с новой свободой, государственные автономные университеты обладают преимуществом в конкуренции на рынке.

Тем не менее, некоторые частные вузы не беспокоятся по поводу этой государственной трансформации до тех пор, пока государство обеспечивает одинаковые стандарты для обоих секторов. Однако, частные вузы часто являются более регулируемыми, чем их коллеги из государственных университетов.

Дальнейшее снижение?

Будет ли снижаться доля частного высшего образования в Таиланде, в значительной степени будет зависеть от расширения, активизации или ослабления в динамике развития государственного сектора, который уже опередил частное высшее образование. Главным образом, это включает в себя государственное расширение с точки зрения роста в высшем образовании и повышения статуса государственных институтов до уровня университетов и через государственную частичную приватизацию. Что касается государственного расширения, вовлеченность в высшее образование Таиланда составляет уже 56 процентов населения определенной возрастной группы, поэтому система не имеет возможности расширяться подобными темпами. С другой стороны, с учетом глобальной и региональной ситуации большая часть расширения может произойти, в конце концов, в частном секторе. Доля тайского частного высшего образования (10%) далека от доли этого сектора во всей Восточной Азии (38,6%). Пока неизвестно, будет ли частное образование возобновлять свой предыдущий рост или продолжит снижение.

Трудности для частного высшего образования будет создавать другая проблема. Таиланд находился в фазе демографического снижения с 1990-х годов. Статистика показывает уменьшение населения в возрасте от 10 до 24 лет, что в конечном итоге приведет к снижению спроса на высшее образование. Такой спад численности населения в особенности может ударить по подсектору поглощающего спроса на частное высшее образование. Как и во всей Восточной Азии, этот подсектор частного образования является крупнейшим и состоит из небольших институтов, обычно с менее востребованными специальностями для будущих студентов. Демографический спад в Японии ударил по высшему образованию, особенно по бюджетным учреждениям. Вопрос состоит в том, сколько тайских частных вузов сможет выжить в условиях сокращения обеспечения, в особенности, если государственный сектор будет продолжать расширяться.



Назад в раздел