Отмечая 200-летний юбилей Университета Гумбольдта



Себастьян Литта учился в Свободном Университете Берлина (Freie Universität Berlin) и сейчас является исследователем гранта МакКлой (McCloy Scholar) Гарвардской Школы Кеннеди (Harvard Kennedy School). Е-мейл: sebastian_litta@hks10.harvard.edu

15 октября 1810 г. в Берлине был основан новый университет. Первоначально он состоял только из 256 студентов и 53 профессоров, но, несмотря на такое скромное начало, этот университет окажет в будущем огромное влияние на германскую и международную систему высшего образования. Университет Берлина, позже переименованный в университет Гумбольдта, революционизировал саму концепцию университета. Гарвард не стал бы современным Гарвардом, если бы он не перенял некоторые инновации в сфере высшего образования, первоначально внедренные Гумбольдтом. Подобный прогресс сыграл роль важного фактора развития для большинства других исследовательских университетов США. Хотя Университет Гумбольдта в современных условиях нуждается в настоятельной реформе, этот университет является ключевой частью германской высшей школы последних 200 лет. История Университета начиналась с того, что он был самой успешной университетской системой в мире, которая затем превратилась в склеротичного и бюрократичного бегемота. И только недавно эта система начала внутреннее обновление.

Реформируя образовательную систему Пруссии

Вновь образованный Берлинский университет был революционным потому, что традиционные европейские университеты не были исследовательскими организациями в современном понимании. Традиционные университеты функционировали как место сохранения знаний, обучения и проведения экзаменов. В 18 столетии многие университеты стали фактически устраненными от нарастающего темпа развития общества и науки. Общественно-научное развитие все больше происходило за рамками зоны академического влияния. Подобно монастырям, скрытым за толстыми стенами и высокими преградами, университеты были забыты или даже отвержены реальным внешним миром.

В некоторых землях Германии были предприняты усилия по прекращению подобной ситуации – поэтому были созданы реформистские университеты, такие как Гетинген и Галле. Галле фактически стал главным университетом Пруссии, но он был закрыт Наполеоном в 1806 г., так как тот считал большинство университетов бесполезными. Потеряв свой университет-флагман, реформаторы Пруссии начали думать о создании новой организации высшего образования и Вильгельм фон Гумбольдт, будучи ставленником Ватикана, был наделен ответственностью за реформу системы высшего образования Пруссии в 1809 г. Всего год спустя его лишили этой «должности», но он оставил огромный задел для дальнейших реформ. Он создал единую школьную систему, установил стандарты подготовки учителей и также стал инициатором создания Университета Берлина.

От средневекового университета к современной исследовательской организации

Наполеон отменил национальные университеты в 1802 г., заменив их на специализированные школы. Гумбольдт пошел иным путем: он хотел обновить миссию университета, не просто сохранить традицию академии, но начать осуществлять реальные научные работы. Сильвия Палетчек, профессор истории Университета Фрайбург и исследователь Германии 19 века, - подчеркнула, что Университет Гумбольдта не создал радикально новую организацию, но обобщил, синтезировал реформаторские идеи других германских университетов. Более того, первоначально новый университет не работал исключительно как исследовательский. Однако устойчивое и обильное государственное финансирование в сочетании с государственными заказами на научную продукцию помогли в ходе нескольких десятилетий создать крупномасштабную исследовательскую базу.

В конце 19 века американские университеты ввели сочетание исследований и обучения посредством создания так называемых graduate schools или даже более крупных образований исследовательской направленности, таких как – Университет Джона Хопкинса и Университет Кларка (Johns Hopkins, Clark University). Гарвард относился к идее реальных исследований более скептично и ждал практически до начала 20 века и только тогда ввел у себя аналогичную модель.

Черты современного Университета Гумбольдта

Университет Гумбольдта послужил моделью высшего образования, в его стенах работали такие великие умы как Гегель, Шопенгауэр, Эйнштейн и Планк. Его профессора получили 26 Нобелевских премий за первую треть 20 века. Но сейчас он утратил свою былую славу.

В начале 30-х гг., когда мой дед перевелся из Университета Тюбинген на юго-западе Германии в Берлин для обучения у молодого профессора теологии Д. Бонхофера, он стал свидетелем заката былой славы Университета Гумбольдта. В 1933 г. на глазах всего университета были сожжены книги еврейских авторов, были уволены преподаватели-евреи и университет потерял своих лучших инновационных профессоров. После окончания нацистского режима Университет попал в советскую зону оккупации Берлина. В 1947 г. прошли очередные чистки студенческого и преподавательского состава, но теперь уже за критику коммунистического режима Германии.

Получив поддержку от мэра Восточного Берлина, а также от Фонда Форда и, предположительно, от ЦРУ США, дюжина свободолюбивых студентов и профессоров провели повторное основание Университета на территории американского сектора Берлина и назвали его Фрай Университет (свободный Университет), противопоставив его коммунистическому Университету Гумбольдта. После падения берлинской стены было неясно, что дальше будет с двумя университетами Берлина. Первоначально была видимость того, что Университет Гумбольдта восстановит свой былой статус: в него вливались значительные финансовые средства, приглашались лучшие профессора, в то время как Свободный университет был переполнен и все больше становился посредственным ВУЗом.

Университет Гумбольдта и упадок университетов Германии

Университет Гумбольдта не смог возродить свои характеристики в качестве международного центра академических совершенств до той степени, как это было до Второй мировой войны. Сейчас перед ним стоят те же вызовы и проблемы, которые стоят перед всеми другими университетами Германии: критическая нехватка финансовых ресурсов; отсутствие ясной миссии и эффективных управленческих структур; плохое соотношение между количеством студентов и количеством факультетского персонала; здания, которые не ремонтировались с 70-х годов прошлого века; система строгой иерархии между профессорами, работающими на постоянном контракте (со всеми системами льгот) и «академическим пролетариатом» - состоящим из адьюнктов, ассистентов и доцентов; миграция некоторых из лучших и наиболее талантливых исследователей в университеты США.

В 2007 г. Германия создала искусственную «Лигу плюща» (так в США называется группа самых лучших престижных университетов – примечание переводчика) посредством выделения девяти из всех университетов, которым будет выделяться обильное федеральное финансирование. Для Университета Гумбольдта было шоком то, что он, являясь одним из явных лидеров, не вошел в этот список. Это было тем более болезненно на фоне того факта, что Свободный Университет в данный список попал. Возможно, это случилось потому, что на момент конкурса Университет Гумбольдта не имел ясного исследовательского профиля. Не способствовал этому и факт отставки его Президента (как раз в разгар конкурсной борьбы за место в подобной элитной девятке университетов). Новый президент не оказался достаточно сильным и ярким лидером, способным обеспечить достаточный авторитет и уважение к Университету Гумбольдта.

2010 год как начало нового старта

В этом году новый президент возьмет на себя бразды правления. Коренной берлинец, бывший профессор Университета Галле и один из самых авторитетных секретарей Министерства высшего образования - Ян-Хендрик Олбертц. Это необычно смелая и интересная кандидатура на должность президента университета. Его избрание дает шанс разработать стратегию возвращения былой ставы и авторитета Университета Гумбольдта, а именно вернуть роль одного из самых интересных и инновационных ВУЗов мира. Университет Гумбольдта имеет шанс «изобрести себя заново» и еще раз стать образцовой моделью для высшего образования.



Назад в раздел