Вызовы в Монголии: азиатское становление в высшем образовании



Джерард Постиглионе – профессор и начальник Отдела стратегии, администрации и социальных наук, Факультет образования, Университет Гонг-Конга. Е-мейл: gerry@hku.hk.

Несмотря на глобальный экономический кризис, Республика Монголии решительно настроена продвинуться вперед и реструктуризировать систему своего высшего образования. Хотя Монголия достаточно неизвестна в этом отношении, ее индикаторы по образованию могут составить конкуренцию ближайшим её соседям – Китаю, Южной Корее и Японии. У Монголии грамотное население, общедоступная школьная система, и уровень контингента в высшем образовании приближается к 80 процентам. С 1990 г., когда Монголия перешла от плановой к рыночной экономике, частное высшее образование возросло настолько, что сегодня составляет треть всего образовательного рынка. Большинство колледжей и университетов находятся в столице Улан Батор, в которой проживает 40% населения страны. Остальное население, также грамотное и обученное, предпочитает вести кочевой образ жизни. Английский сменил русский в качестве признанного второго языка в этой стране с населением в 2.8 миллиона людей, самой большой страной в мире не имеющей доступа к океану (после Казахстана – прим. пер.). Монголия является самым европеизированным государством в Восточной Азии в силу сложившихся исторических обстоятельств. Тем не менее, народ Монголии сохранил азиатские ценности в стремлении получить высшее образование.

Решая запутанные проблемы

Монголия занимает 7-ое место в мире по доли ВВП, которое приходится на образование (9.0%), и монгольский закон об образовании гарантирует, по крайней мере, 20% государственного бюджета будет расходоваться на образование. Тем не менее, система высшего образования получает лишь 12% от всей этой суммы. Это было разумно для развивающейся страны в транзитном состоянии. Однако пришло время переосмыслить систему высшего образования, включая структуру ее финансирования. Государственные университеты получают денежные средства от государства для расходов на тепло и электроэнергию, но не намного больше. Один из ректоров вузов недавно заявил, что 80% зарплаты профессорско-преподавательского состава покрывают за счет от оплаты за обучение студентов. Национальный фонд высшего образования предоставляет финансирование на одного ребенка для каждой семьи государственных служащих, кроме того предоставляется поддержка для талантливых студентов из бедных семей. Однако также существует точка мнения, что высшее образование является источником бедности в стране, так как 67% частных кредитов приобретаемых сельскими скотоводами, тратится на высшее образование для их детей.

С таким уровнем грамотности, охватом средними школами, контингентом студентов в высшем образовании, а также устойчивыми азиатскими ценностями в сфере образования, Республика Монголии должна была находиться в удачной позиции для успешной реструктуризации высшего образования, которая привела бы к уровню преподавания и научных исследований на признанный международный уровень. Однако несколько серьезных вызовов остаются нерешенными.

Неотложные вызовы

Государственные затраты на высшее образование серьезно уступают по сравнению с другими региональными игроками. Например, Малайзия и Гонконг резко отличаются от большинства азиатских стран по коэффициенту затрат на одного студента от доли ВВП. Переход Монголии к рыночно-ориентированной системе включил в себя внедрение оплаты за высшее образование. Однако в отличие от Японии, Кореи и Китая, правительство Монголии не смогло сделать такие же объемные инвестиции в ведущие университеты. Инвестиции же играют ключевую роль. Гонконг тратит 30% образовательного бюджета на высшее образование и имеет высочайшую концентрацию высококлассных университетов, чем где-либо в Азии. В то время как некоторые азиатские правительства выделяют меньший «кусок пирога» на высшее образование, высокое качество не может достигнуто с 12%-ой долей трат на высшее образование всего образовательного бюджета.

Частным высшим учебным заведениям еще только предстоит превзойти уровень качества образования государственных учебных заведений. Несмотря свою небольшую историю, частные вузы улучшаются и предлагают программы, конкурентоспособные с государственными вузами. Существует мнение, что государственные вузы так слабо финансируются государством, что фактически работают в качестве частных вузов с государственными титулами. Частный сектор утверждает, что частным вузам не предоставляется никакой поддержки государством, и что нынешнее соотношение между частными и государственными вузами должно поменяться, то есть, лишь треть студентов должна обучаться в государственных вузах, в то время как остальные должны получать высшее образование в частных вузах. В Кореи, Японии, Тайване, Филиппинах и Индонезии частные университеты обучают большинство студентов, в некоторых случаях, до 80% обучающихся. Частные вузы Монголии обучают 34% всех студентов и считают, что в стране не хватает равноправных условий для частных вузов.

В стране слишком много учебных заведений (162), и среднее количество студентов в каждом из них равняется 900 студентам – с такими цифрами сложно обрести эффект масштабирования. Слияние вузов является ответом для схожих проблем в других странах. Среднее количество студентов в китайских вузах было равно 3,112 в 2000-ом году по сравнению с 1,919 в 1990-ом году, когда примерно 80% вузов обучали меньше чем 4,000 студентов и 60% вузов меньше чем 3,000 студентов. К 2000 г. 612 колледжей и университетов были преобразованы в 250 учебных заведений и несколько университетов, в которых сегодня обучают свыше 50,000 студентов. У многих стран есть похожие проблемы, особенно на заре приватизации, когда переизбыток небольших колледжей приводит к понижению качества образования. После начальной фазы приватизации, необходимо создание системы по обеспечению качества, которая часто приводит к закрытию или слиянию многих учебных заведений.

Ведущие вузы Монголии имеют соотношение преподавателя к студентам 1:23. В лучших вузах в других странах, этот соотношение значительно ниже. Так, например, Университете Пенсильвании он равен 1:10,5 в, а в Нью-Йоркском университете - 1:11,5. На инженерном факультете Национального университета Сингапура, этот коэффициент равняется 1:13. В недавнем рейтинге QS World University rankings лучших университетов мира, соотношение преподавателя к студентам, является одним из важных индикаторов и оценивался 20%-тами от всего суммарного рейтинга. В то время соотношение преподавателя к студентам не обозначает автоматически высокое качество преподавания и научных исследований, однако он достаточно важен для Монголии в целях привлечения высококлассных преподавателей.

Монголия стремится, как и ее соседи в Северо-восточной Азии (Япония, Южная Корея и Китай), к созданию научно-исследовательских университетов мирового уровня. Намерение создать широко признанный научно-исследовательский университет должно соответствовать государственному бюджету, который не должен жалеть средств на научные исследования и разработки. Некоторые эксперты утверждают, что прямая ассоциация с научной продуктивностью рискованна. Бюджет научных исследований в Гонконге составляет всего лишь 0,7% ВВП, но имеет чрезвычайно высокий уровень научных публикаций на одного человека. Бюджет научных исследований Монголии равен 0,28% ВВП, по которому он занимает на 70-ое место в мире. Гонконг расположен на 50-ом месте. Однако Монголия располагает военными и природными ресурсами, которых не хватает у Гонконга. Поэтому исследовательские университеты Монголии будут оставаться под сильным давлением, пока не увеличится финансирование государственного бюджета на исследования и разработки.

Для сохранения лучших ученых необходимо найти пути для улучшения статуса профессии преподавателя. Скудные зарплаты являются серьезным препятствием на пути повышения качества. Покинуть университет, чтобы заняться бизнесом, где они могут получать более высокую зарплату, не является необычным делом для преподавателей. На сегодня, число преподавателей работающих на полставки, которые вынуждены подрабатывать где-то еще, чтобы пополнить свой заработок, равно 18% в государственных и 44% в частных вузах. Привлечение лучших преподавателей должно быть приоритетом, но состояние экономики значительно ограничивает способность колледжей и университетов привлекать и удерживать таланты, необходимые для значительного повышения качества и конкурентоспособности высшего образования.

Светлые перспективы или те же проблемы?

Хотя многие согласны, что открытие одного из величайших месторождений минеральных ресурсов (угля, меди и урана) говорят о многообещающем экономическом будущем Монголии, тем не менее экономика страны на сегодня слишком слаба для поддержки большого количества выпускников вузов. Если вышеперечисленные вызовы, стоящие перед высшим образованием не будут разрешены твердой политической волей, Монголия может оказаться слабо подготовленной, чтобы воспользоваться возможностями, которые появились на ее горизонте.



Назад в раздел