Законодательство в области высшего образования в суб-сахарской Африке



Уильям Сейнт – консультант по высшему образованию, специализирующийся по суб-сахарской Африке. Е-мейл: wsaint@cox.net. Некоторые из тем, обсуждавшихся в этой статье, в статье автора, "Правовая среда в области управления высшим образованием в суб-сахарской Африке, «Политика высшего образования», т. 22 (№ 4), 2009.

Недостаток исследований по законодательным рамкам для получения высшего образования проявляется в странах суб-сахарской Африки. Из 49 стран, половина либо не имеют никакой законодательной основы в течение всего времени или по крайней мере последние один два десятилетия. В статье последовательно анализируются и сравниваются национальные законодательства высшего образования и индивидуальные уставы государственных университетов в 24 суб-сахарских африканских странах.

Система управления

В суб-сахарской Африке, высшее образование существенно расширилось, многие правительства создали Попечительские советы или "буферные" органы для контроля за их все более расширяющимися сложными системами. Такие советы чаще всего создаются в англо-говорящих странах. Во франкоязычных странах, как правило, создаются отдельные министерства высшего образования. В настоящее время 15 из 42 стран обладают полуавтономными Попечительскими советами. Ряд членов их руководящих органов имеют стаж членства от 7 до 28 лет, со средним показателем 16. Состав советов часто отражает баланс между государственным сектором, научным сообществом, и представителями частного сектора. В большинстве стран, члены Попечительского совета назначаются непосредственно главой государства, премьер-министром или министром образования. В других случаях используется смешанная процедура, когда некоторые члены назначаются государственными органами и другие избираются демократически в рамках определенных групп заинтересованных сторон.

Институциональное управление

Университеты имеют аналогичные структуры управления как и в других сферах. Как правило, Совет попечителей отвечает за разработку стратегических направлений учебного заведения, утверждение внутренних уставов, принимает бюджет, учет использования финансовых и материальных средств, управление активами учреждения, и обеспечение институциональных интересов. Первая модель, характерная для франко-и португало-язычных университетов, состоит целиком или из значительной части сотрудников университета и представителей студентов. Председатель попечительского совета имеет значительные полномочия и небольшое участие внешних заинтересованных сторон. Эта модель дает значительную власть Председателю совета. Вторая модель, в англо-говорящих университетах, включает в себя различные типы внешних членов в рамках Попечительского Совета. Наиболее широко распространены представители правительства, а также представители частного сектора.

Попечительские Советы

Число членов Попечительских Советов в университетах колеблется от 11 до более чем 40. Последние реформы, в соответствии с международными тенденциями, направлены в сторону уменьшения количества членов советов с одновременным увеличением числа внешних заинтересованных сторон. Процедуры, используемые при назначении членов правления, могут дать представление о линии политической ответственности (или контроля), формализованных в правовых рамках. В франко- и португало- язычных странах, внутренние правила определяют членов правления. Члены Попечительского совета, как правило, сотрудники университета, которые стали членами Попечительского Совета как результат их полученного положения в университете. В ряде англо-говорящих стран, члены совета назначаются главой государства или министром образования. В этом случае часть мест в правлении, часто предназначаются для сотрудников университета. В восьми странах, представляющих все языковые группы, члены Попечительского совета назначаются на основе "Формулы представительства заинтересованных сторон".

Старшие должностные лица

Главное должностное лицо (например, президент, ректор) является весьма заметной и политически чувствительной фигурой в большинстве африканских стран. По этой причине, ясно, почему глава государства назначает главное должностное лицо университета в 9 из 22 случаев. В 4-х стран Попечительский Совет имеет право выбрать ректора или президента без разрешения правительства. Государственный контроль за другими руководящими должностями университета является менее строгим, Попечительские Советы проводят выборы других руководителей университета в 10 из 22 стран. В 8 из 18 стран, деканов и директоров избирают их академических коллеги, делая эти позиции наиболее демократически в университете. Выборы используются менее часто в назначении заведующих кафедр (руководителей департаментов), в котором ректор или президент, скорее всего, сам делает свой выбор.

Академическое управление

Учебный процесс, академическая деятельность, как правило, управляется Ученым советом, который подотчетен Попечительскому Совету. Он отвечает за политику в отношении институциональных учебных программ, качество образования, прием студентов, проведение экзаменов, присуждение степеней и проведение научных исследований. Ученый совет оказывает влияние на Попечительский совет по вопросам приема на работу преподавателей для академической работы, продвижения их по службе, а также по созданию новых учебных подразделений. Иногда он готовит предварительный бюджет для академической деятельности. Академические советы часто имеют 50 или более членов, и, как правило, под председательством ректора или президента университета.

Финансовая автономия

Свобода в получении текущих доходов из разных источников повышает автономию в принятии решений в высших учебных заведениях. Во многих университетах в Африке, разрешается получать средства от правительств, пожертвования, приносящей доход деятельности, а также оплату за обучение. Правовые положения, позволяющие университетам, требовать и получать оплату за обучение студентов почти универсальные (17 из 21 стран), хотя эта власть может быть ограничена на практике путем политического давления. Право университета на прием или увольнение сотрудников является также показателем финансовой самостоятельности. В португало- язычных странах, ректор (президент) имеет такой мандат. В англо-говорящих странах, Попечительский Совет обычно уполномочен принимать такие решения. Во франко - язычных странах, скорее всего, это полномочия ректора (президента) или министра. В итоге, высшие учебные заведения на английском языке страны, похоже, пользуются несколько большей финансовой самостоятельностью, чем во франко- и португало- язычных странах.

Подотчетность

Отчетность является необходимым спутником автономии. Когда правительства уступают свои права в принятии решений в высших учебных заведениях, они сталкиваются с проблемой обеспечения учреждений по вопросам подотчетности перед ними за соблюдение утвержденной политики и ответственного за использование средств. Законодательные рамки в системе высшего образования обычно предусматривают пять механизмов обеспечения подотчетности: стратегическое планирование, представительство заинтересованных лиц в управлении, аудит качества и финансов, годовая отчетность, а также финансирование на основе результатов деятельности. Учебное заведение предоставляет отчетность перед своими заинтересованными сторонами, включая представителей этих групп в Попечительский совет. За последние годы количество членов Попечительских советов увеличилось, за счет включения членов вне университетского сообщества из внешнего мира, и этими внешними членами стали представители избирательных округов. Например, недавно принятое законодательство в Танзании требует, чтобы 75 процентов членов Попечительского совета были внешними, в то время как Лесото и Южной Африки указано на 60 процентов. Во франко - говорящих странах, например, в Университете де Тиес в Сенегале и в Кигалском институте наук и технологий в Руанде требования ниже, т.к. только 35 процентов членов Попечительского совета должны быть внешними.

Заключение

В суб-сахарской Африке, наблюдаются значительные расхождения. Примерно половина стран за последние два десятилетия провели значительные реформы, в то время такие известные страны, как Гана, Кения, Нигерия и другие их не проводили. Эти реформы часто способствовали более представительному управлению, обеспечению качества образования и частному снабжению. Другие темы для реформ, такие как система разграничения, эффективность цен на обучение, а также диверсификации источников финансирования рассматриваются реже. В некоторых странах, таких как Южная Африка, Танзания и Уганда были введены существенные изменения в свои законодательство, которые равны или значительно превышают передовой практики во всем мире. В других странах, таких как Ботсвана, Камерун, Эфиопия, Мали - реформы были проведены, но менее значительно. Франкоязычные страны отстали от остальной части континента, как по количеству, так и по целям в реформах системы высшего образования. Хотя имеют место заметные различия в законодательных системах и традициях университетов в франко- и англо-говорящих странах, последние изменения в законодательстве высшего образования в англоязычных странах должны представить эвристические примеры для франкоязычных стран, которые заинтересованы в обновлении и модернизации. Для облегчения сравнительного изучения и дальнейшего исследования законодательных основ систем высшего образования суб-сахарской Африки, университеты в этом регионе, возможно, могут представлять соответствующие Законы о высшем образовании, устав университета и связанные с ними указы или правила на своих веб-сайтах.



Назад в раздел