Индия открывает двери иностранным университетам: создание видимости, преувеличивающей реальные обстоятельства



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана и директор Центра международного высшего образования Бостон – колледжа.

Индия может окончательно открыть двери страны иностранным высшим учебным заведениям и с соответствующими инвестициями. Кабинет министров Индии одобрил проект Закона, разработанного Министром человеческих ресурсов К. Сибалом, и вскоре его будет утверждать Парламент страны. Общественность Индии поддерживает эти меры правительства. Что будет означать данное «открытие двери» для высшего образования Индии, что это будет означать для иностранных ВУЗов, которые могут заинтересоваться развитием своей деятельности в Индии?

Фактически результаты подобных изменений скорее всего будут значительно меньше, чем того ожидают сейчас; также могут возникнуть проблемы с реализацией этих решений.

Политический и образовательный контексты

Все осознают серьезность проблем, стоящих перед высшим образованием Индии. Несмотря на то, что система высшего образования Индии является третьей в мире по контингенту студентов (более 13 млн.), она дает образование только 12% соответствующей возрастной группы, что значительно меньше показателей Китая и стран со средним доходом (27 % и более 50 % соответственно). Таким образом, в Индии существует проблема доступа к высшему образованию для растущего числа молодежи и для представителей быстро растущего среднего класса. В Индии также существует серьезная проблема качества – поскольку только малая доля ВУЗов отвечает международным стандартам обучения. Заслуженно получившие хорошую репутацию Индийские технологические институты и институты менеджмента формируют мизерную элиту ВУЗов наряду с несколькими специализированными школами, такими как: Институт фундаментальных исследований ТАТА, пара частных институтов типа Института науки и технологий Бирла и сотня колледжей с высоким рейтингом. Практически все 408 государственных университетов и более чем 25 тыс. колледжей оцениваются по международным стандартам в лучшем случае на «удовлетворительно». Кроме того, на систему высшего образования оказывает давление сложная правовая система, которая резервирует места в ВУЗах для представителей различных «ущемленных групп населения». Для них часто резервируется около половины всех студенческих мест.

Проблема потенциала

Вся образовательная система десятилетиями страдала от недостаточного инвестирования. Поэтому её потенциал очень низок. Более трети жителей Индии остаются неграмотными, несмотря на 50 лет независимости. 1 апреля текущего года вступил в силу новый Закон о бесплатном и обязательном начальном образовании. Это прекрасно, но в стране очень мало подготовленных учителей, местные бюджеты испытывают огромные дефициты и неадекватны целям развития образования, также плохо развита контрольно-инспекционная система образования.

Министр К. Сибал произвел перетряску всего аппарата системы высшего образования. Университетская Комиссия по грантам и общеиндийский Совет по Техническому образованию, отвечающие за контроль деятельности университетов и за техническое образование соответственно, сейчас отменяются и замещаются другой организационной структурой. Но пока никто не знает, как будет работать новая организация, из кого будет набираться ее персонал. Производится также «перетряска» Национального Совета по оценке и аккредитации, который критикуется за медленный темп его деятельности. Но опять же неясно - на что будет заменена эта структура или как её будут реформировать.

Среди текущих планов можно отметить создание национальных университетов «мирового класса» в каждом штате страны, открытие новых технологических институтов. Реализуются и иные инициативы. Эти планы вряд ли будут успешны, так как финансирования недостаточно и квалифицированного профессорско-преподавательского состава для этого не хватает. Оплата преподавателей в Индии низка, она существенно уступает международным стандартам. Растущий частный сектор Индии «переманивает» специалистов и преподавательская карьера не конкурентна. Многие лучшие преподаватели из Индии преподают в США, Великобритании и других странах. Даже Эфиопия и Эритрея нанимают преподавателей из Индии.

Описанная выше нехватка обучающего потенциала высшего образования влияет на новую политику открытых дверей. Если Индия не откроет двери для иностранных ВУЗов, то не будет возможности их регулировать и давать оценку их работе.

Почему приветствуются иностранные ВУЗы?

Министр К. Сибал скорее всего преследует несколько целей, которых он надеется достичь путем приглашения иностранцев на рынок образования Индии. Иностранцам отведена роль привнесения столь необходимых для Индии факторов усиления высшего образования: обучающего потенциала, новых идей в этой сфере (менеджмент, учебные планы, методы обучения и ведения научных исследований). Ожидается, что лучшие в мире иностранные университеты повысят престиж системы высшего образования Индии. Однако все эти предположения и ожидания, по меньшей мере, сомнительны. Несмотря на то, что по опыту других стран мира иностранные ВУЗы привели к некоторому росту возможностей доступа к образованию, они, тем не менее, не смогли кардинально увеличить количество обучающихся студентов. Почти все филиалы кампусов малы и сильно отличаются от материнских кампусов по объему преподаваемых дисциплин, по их набору и разнообразию. В Персидском заливе, Вьетнаме, Малайзии – где активно работают филиалы кампусов – доступ к высшему образованию был увеличен весьма скромно. Филиалы кампусов обычно представляют собой небольшие структуры и почти всегда они специализируются в областях знаний, не требующих больших инвестиций и рассчитанных на привлечение местных клиентов в областях технологий, изучения бизнеса и гостиничной деятельности. Мало иностранных кампусов, которые обладают инновациями сферы высшего образования. Обычно филиалы кампусов используют проверенные временем, надежные способы менеджмента, классические формы учебного плана и применяют старые методы преподавания. Филиалы сильно зависимы от головных кампусов, их жестко контролируют из «центра». Поэтому если даже какие-то новые идеи и могут попасть через них в Индию, пользы от этого будет очень мало.

Иностранные ВУЗы смогут осуществить определенные инвестиции в высшее образование, тем более что по новому закону требуется инвестировать не менее 11 млн. долл. (своеобразная комиссия за вход на рынок Индии), но общая сумма таких инвестиций не будет значительной. Опыт показывает, что университеты тратят очень немного на развитие зарубежных филиалов основного кампуса и большинство инвестиций поступают от правительств принимающих стран, например, богатых нефтью стран Персидского залива.

Глобальный опыт показывает, что большинство из образовательных институтов приходящих на рынок других стран – это не престижные университеты, а малодоходные ВУЗы, пытающиеся поправить свои материальные (финансовые) дела за счет нового рынка. Новый коммерческий сектор высшего образования особенно заинтересован в глобальной экспансии. Лучшие университеты мира, конечно, могут установить сотрудничество с равными институтами Индии (в том числе учебно-научными центрами), но за свой счет они вряд ли создадут полноценные кампусы. Есть и исключения – такие как Технологический институт Джорджии, который сейчас строит планы крупных инвестиций в штат Хайдерабад.

Но в любом случае, в коротко и среднесрочной перспективах маловероятно, чтобы иностранные инициативы могут помочь властям Индии решить те задачи, которые, по мнению властей Индии, можно возложить на плечи иностранных ВУЗов.

Дверь, открытая наполовину

Индия «открывает двери» с рядом ограничений и предварительных условий. Эту ситуацию проще назвать «полуоткрытые двери». Такие ограничения могут отпугнуть многие университеты мира от индийского рынка. Новое законодательство требует стартовую инвестицию в размере 11 млн. долларов США. Более того, иностранному ВУЗу установлены лимиты на получение прибыли от такой деятельности.

Пока еще неизвестно, будут ли власти Индии оценивать иностранный ВУЗ перед тем, как дать ему разрешение на работу в стране (создание филиала кампуса или иную деятельность), но если такие условия будут установлены, то непонятно какие органы будут это делать. Пока не ясно, будут ли филиалы иностранных ВУЗов подчиняться традиционному для высшего образования Индии обязательному резервированию половины студенческих мест для социально-ущемленных слоев населения. Если это будет так, то эти студенты из низко-доходных семей потребуют дополнительных расходов на предварительную подготовку и не смогут оплачивать недешевые комиссии за обучение на территории кампусов. Все это может практически перекрыть возможность для работы иностранных ВУЗов в Индии.

Ситуация может быть еще более усложнена вмешательством правительств отдельных штатов Индии. Они могут устанавливать свои собственные правила и условия для иностранных филиалов. Высшее образование Индии регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов. Каждый из этих уровней по-разному понимает роль иностранных ВУЗов. Некоторые штаты, такие как Андра Прадеш и Карнатака (юг Индии) очень заинтересованы в деятельности иностранных ВУЗов. Другие штаты, такие как Восточный Бенгал (руководство коммунистического толка) относятся к этому весьма скептически. А некоторые штаты, такие как Чатис Гар, известны тем, что «продают» статус университета тем иностранцам, которые больше за это заплатят.

Иностранные институты высшего образования будут вынуждены иметь дело с бюрократической машиной Индии, которая часто может быть «непробиваемой», а иногда и коррумпированной. Так, например, последние сообщения говорят о том, что некоторые индийские ВУЗы получили статус университета в результате сомнительных практик, неофициальных контактов с высокопоставленными чиновниками правительства. Пока неясно, будут ли филиалы иностранных ВУЗов оцениваться индийскими властями самостоятельно, или это будет доверено зарубежным агентствам по обеспечению качества и аккредитации.

Подводя итог, скажем: пока существует много невыясненных вопросов касательно того, как иностранцы будут допускаться на рынок индийского высшего образования, каков будет проводиться менеджмент этого процесса, и кто будет контролировать высоко сложный комплекс взаимоотношений.

Прогноз

В настоящее время потребности высшего образования Индии велики. Стране необходимо увеличить контингент студентов в качестве фундамента для всей системы, одновременно необходимо пополнить элитный сектор высшего образования, находящийся на вершине индийской системы высшего образования. Требуется системная реформа. Более того, свежие ветры из-за рубежа могли бы помочь в стимулировании местной активности в этих вопросах. Тем не менее, иностранцы не смогут не только решить назревший комплекс проблем, но они даже не смогут существенно помочь в этом.

Иностранные ВУЗы, как только они поймут реальную ситуацию в Индии, осознают все проблемы вхождения на этот рынок, скорее всего без энтузиазма будут относиться к такой перспективе. Некоторые из них, тем не менее, желают попробовать. Многие другие будут смущены теми условиями, которые выдвигают индийские власти, а так же неопределенностью на местах (ситуация в конкретных штатах). Перспективы участия представителей иностранного высшего образования в Индии также призрачны и сомнительны, как это было до начала реформ, возглавляемых министром К. Сибалом.

(Эта статья так же публикуется в журнале «Хроника высшего образования» (Chronicle of Higher Education)



Назад в раздел