Пост-обязательное образование и обучение в Китае



Ци Ван является лектором послевузовского образования Университета Цзяо Тун.

Е-мейл: qimwang@sjtu.edu.cn

Недавние дискуссии по поводу создания общества знаний в Китае сконцентрировались на разрыве между мотивацией людей на обучении и ориентацией государственной политики на дальнейшее развитие пост-обязательного (т.е. пост-среднего) образования и программ обучения (тренингов) на основе сертифицированного обучения. Предполагается, что этот разрыв, отражающий культурную и историческую силу дискриминации по дипломам в Китае, является препятствием на пути развития непрерывного обучения.

Государственное видение

С конца 1990 года Китайское правительство, как на национальном, так и на муниципальном уровне, активно выступало за построение «общества знаний» в своих государственных программных документах, таких как План действий по активизации образования 2003-2007 в 2004 году, План действий по научной грамотности населения в 2006 году, и 11-ый Пятилетний план в области образования в 2007 году. Другие политические курсы, придающие особое значение развитию культуры непрерывного обучения, приняты через прямые образовательные инициативы и нормативные акты, такие как Закон содействия занятости в Китайской Народной Республике, решения о повышении профессионально-технического образования и создания системы профессиональной квалификации. Развитие такой политики отражает ключевые национальные инициативы по возрождению нации на основе науки, образования и повышения квалификации.

В ответ на эти политические инициативы, появилось большое количество новых сертифицированных образовательных и обучающих программ в секторе пост-обязательного образования Китая, в дополнение к университетскому образованию и ученым степеням. Такие сертифицированные программы включают бухгалтерский учет, юриспруденцию, промышленное производство, охрану окружающей среды, и почти все программы завершаются профессиональным квалификационным экзаменом. Эти программы в основном разработаны и реализуются соответствующими отраслями промышленности и органами управления на различных уровнях в рамках проекта «общества знаний» для удовлетворения социальных и экономических потребностей в высококвалифицированных рабочих. Например, Шанхайская учебная программа для одаренных в условиях дефицита (STTP) развивалась местными властями Шанхая с 1993 года для подготовки и формирования человеческого капитала в девяти областях, определенных в соответствии с потребностями социального и экономического развития. Данная обучающая программа предлагает более 60 курсов и сертификатов. Согласно статистике организации, более 4,3 миллиона людей приняли участие в этой программе за последние 10 лет.

Видение текущих студентов университета

Все большее число студентов считает, что навыки, ориентированные на рынок труда, являются недостижимыми во время полного курса обучения в университете. Поэтому они активно участвуют в этих пост-обязательных и учебных программах параллельно с обучением в университете. Такие растущие в разнообразии возможности обучения позволяют студентам университета развивать и совершенствовать навыки и знания, требуемые на рынке труда после окончания университета.

Студенты полагают, что получение дополнительных сертификатов вместе с их университетскими дипломами формирует своего рода гарантию их трудоустройства. Так как университеты выпускают все больше студентов, конкуренция на рынке труда усиливается; а рабочие места не растут так же быстро, как количество выпускников университетов. Университетские дипломы уже не служат в качестве гарантии трудоустройства, как это было до социально-экономических реформ в Китае, а, скорее всего, они теперь являются всего лишь билетами на рынок труда. Выпускники университетов, обладающие дополнительными квалификациями, могут быть защищены в условиях дипломной инфляции. Ментальность дискриминации по дипломам (креденциализма) побудила студентов к участию в пост-обязательных и учебных программах для повышения своей способности трудоустроиться. К примеру, вышеупомянутая программа STTP изначально была предназначена для людей с профессиональным опытом, но сейчас многими ее участниками являются студенты университетов, которые считают программу капиталовложением.

Однако, факт в том, что сертификаты не могут точно отражать истинные навыки и знания их владельца. Это особенно верно в отношении Китая, где учеба часто расценивается как несоответствующее механического запоминание, и перегружена теорией. Иными словами, пост-обязательное образование и программы обучения в Китае рассматриваются как часть ритуального процесса сбора дополнительной квалификации, так как сертификаты считаются вложением ограниченных денежных средств, которые могут быть обменены на возможность трудоустройства.

Тем не менее, эти программы были созданы с целью обеспечения студентов возможностью самосовершенствования, стать «лучше», что подразумевает высокую важность обучения как морального долга – черты, глубоко укоренившейся в конфуцианской культуре. Парадоксально то, что программы, разработанные с такими моральными целями, превратились просто в экономический рынок обмена сертификатов и даже не совсем реальных знаний и навыков.

Несоответствие между двумя взглядами

Расхождение может быть найдено между ориентацией государственной политики на развитие непрерывного обучения и индивидуальными потребностями в обучении. Пост-обязательное образование и учебные программы вводятся государственными органами, чтобы поддержать динамику развития страны, ориентируясь на недостаток навыков и их формирование. С точки зрения государства эта политика вдохновляется простыми соображениями развития человеческого капитала.

Однако, учебные потребности отдельных лиц предполагают, что мощная культурная сила дискриминации по дипломам (креденциализма) влияет на систему обучения людей. Вместе с их сомнениями по поводу качества системы высшего образования и роли образования и квалификации обучающиеся чувствуют себя как ответственными, так и вынужденными заниматься обучением для развития и совершенствования своих навыков и знаний, исходя из текущих потребностей рынка труда, и в квалификационной борьбе для улучшения своих позиций в условиях конкуренции на рынке труда. Данное суждение не вполне вписывается в культурную концепцию «реального» образования для поощрения вовлеченности в непрерывное обучение в целях самосовершенствования и истинного развития навыков.

Таким образом, дискриминация по дипломам (креденциализм) предъявляет главную задачу по дальнейшему превращению пост-обязательного образования и тренингов в программы формирования навыков. Эти конфуцианские культурные ресурсы потенциально могут способствовать построению и продвижению общества знаний в Китае, где каждый принимает активное участие в обучении, независимо от возраста, пола или социально-экономического положения. Эта ситуация в Китае может отличаться от западного индустриального общества, где глубоко укоренилось влияние социального класса на широкий круг социальных процессов.

В этом смысле правительству, возможно, нужно координировать потребности различных заинтересованных сторон и пересмотреть свои стратегии сертифицированного обучения, в том числе учебную программу курсов, подходы в обучении, а также систему экзаменов, для обеспечения успешного развития человеческих ресурсов и борьбы с культурным и историческим противостоянием дискриминации по дипломам.



Назад в раздел