Расширение и дифференцирование в высшем образовании Китая



Цзянь Лю – аспирант Института Онтарио по исследованиям в сфере образования, Университет Торонто.

Е-мейл: jian99.liu@utoronto.ca

Сяоянь Ван – научный сотрудник в Городском университете Гонконга.

Е-мейл: xiaoyanzi.wang@utoronto.ca

За последнее десятилетие, Китай стал свидетелем невиданному ранее расширению высшего образования. Общий уровень зачисления студентов подскочил с 9.8% в 1998 г. до 23.3% в 2008 г. К концу 2008 г., 29.07 миллионов студентов обучались в высших учебных заведениях, превратив китайскую систему высшего образования в самую большую в мире. Хотя бесчисленное количество научных исследований уделили внимание этому грандиозному расширению, лишь немногие эмпирические исследования изучили те глубокие изменения, которые испытывает система высшего образования в результате этого расширения. В этой статье, описываются расширение бакалавриата и программ короткого цикла в университетах локального и национального значения, как в государственном, так и в частном секторе, и в различных дисциплинах. Эти тенденции предоставляют подтекст для дифференцирования высшего образования Китая.

Высшее образования Китая состоит из формальных программ (в стандартных вузах и вузах предоставляющих образование для взрослых) и гибких видов (он-лайн обучение и подготовительные курсы к экзаменам, предоставляющих официальную квалификацию). Это исследование фокусируется на регулярном высшем образовании, потому что оно расширилось намного быстрее, чем взрослое высшее образование и гибкие виды обучения в высшем образовании и аккумулируют 70% всеобщего зачисления студентов в 2008 г.

Кто являются провайдерами расширенных возможностей?

Статистика Министерства образования показывает, что расширение произошло, в основном, в локальных высших учебных заведениях (на провинциальном, префектурном и муниципальном уровнях) нежели в национальных университетах, находящихся под юрисдикцией министерств центрального правительства.

В 1998 г., зачисление в локальных колледжах и университетах было 2.258 миллиона, в 2008 г. оно возросло до 14.578 миллионов. Напротив, зачисление в национальных университетах увеличилось только с 1.541 миллиона в 1998 г. до 1.705 миллиона в 2008 г. Эти тенденции могут быть частично отнесены к имплементации трансферта юрисдикции в конце 1990-х гг., когда 250 из 367 колледжей и университетов под юрисдикцией министерств центрального правительства были перенесены под региональную юрисдикцию.

Относительно «плоская» структура системы высшего образования стала более вертикально дифференцированной во время расширения высшего образования. Большинство двухгодичных программ в национальных университетах были закрыты, что привело к общему падению зачислений с 206,858 в 1998 г. до 64,995 в 2008 г. Напротив, программы короткого цикла процветали в локальных учебных заведениях. Зачисление по двухгодовым программам возросло с 997,854 до 7,404,422 и составили больше половины всеобщего зачисления в местных государственных учебных заведениях в 2008 г.

В то же время, престиж и способности национальных университетов были далее усилены через имплементацию двух особых проектов: проектов 211 и 985. Проект 211 выбрал 100 университетов для приоритетного инвестирования начиная с 1993 г., а Проект 985 был запущен для предоставления еще более значительного спонсирования 43 ведущим университетам, для их доведения до уровня «мирового класса» начиная с мая 1998 г. Неравенство между национальными и местными вузами, таким образом, значительно увеличилось. Разрыв между тратами на одного студента увеличился с 3,708 юаней в 1998 г. до 8,196 юаней в 2006 г. (сумма, сравнимая с той, которая была в 1978 г.)

Какова роль частного сектора?

После трех десятилетий запрета частного высшего образования, первый «минбан» (народный) колледж, эвфемизм используемый для частных вузов, был создан. Тем не менее, частное высшее образование начало процветать только с приятием нового курса быстрого расширения высшего образования. В 1997 г., 20 частных вузов предоставляли стандартные учебные программы, набор которых состоял из 14,000 студентов – примерно 0.9% от всех регулярных вузов и 0.4% от всех зачислений. Благодаря закону продвигающему «минбан» (частное) образование принятому в 2003 г., число частных высших учебных заведений предоставляющих стандартные учебные программы быстро возросло до 638 в 2008 г., примерно 28.2% от общего количества в стране.

Интересным феноменом является развитие независимых колледжей второго уровня, афилированных с государственными университетами, но получающих немного государственного финансирования и полностью зависящих от оплат студентов. Академический уровень принимаемых студентов в колледжах уступает уровню государственных университетов, но афилированные государственные университеты призваны обеспечить основу академического качества в этих независимых колледжах. Этот эксперимент вызвал оживленные дебаты по таким вопросам как дифференциальные дипломы, качество и равноправие. Таких независимых колледжей было 322 в 2008 г. Частные учебные заведения и независимые колледжи совместно обучают 3.927 миллиона студентов, составляя 19.4% всеобщего обучения в регулярном высшем образовании в 2008 г.

Уже не элита?

Хотя четырехлетние бакалаврские программы до сих пор принимают больше половины всеобщего набора студентов после расширения, двулетние программы короткого цикла растут гораздо быстрее. В 1998 г., всеобщее зачисление студентов равнялось 3.409 миллионам в регулярном высшем образовании, с 2.235 миллионами (65.6%) из них, зарегистрированных в четырехлетних программах и 1.174 миллиона в двулетних программах. В 2008 г., четырехлетние программы аккумулировали 11.422 миллионов студентов (в 5.1 раз больше чем в 1998 г.) и составили 54.6% от общего числа, двулетние же программы имели 9.168 миллионов студентов (в 7.8 больше раз чем то же число в 1998 г.).

Какие программы расширились быстрее?

Хотя все программы увеличили объем набора студентов через процесс массификации, серьезные неравенства существуют между программами по уровню расширения. Инженерные программы продолжают принимать наибольшее количество студентов, их доля составляла 40% в 2008 г., в то время как доли наук и сельского хозяйства сократились почти на половину. Обучение по экономике прошло через громадный рост с быстрым расширением программ по менеджменту и администрированию, с 14.9% общего набора в 1998 г. до 24.7% в 2008 г. Доля образовательных и литературных программ возросли немного, в то время как доли юридических и социальных наук немного уменьшились.

Таким образом, зачисление по четырехлетним программам больше не превышает количество двухлетних программ по всем дисциплинам. По состоянию на 2008 г., зачисление по программам короткого цикла по трем дисциплинам образования, инженерии, менеджмента и администрирования, превышает уровень четырехлетних программ. Программы по сельскому хозяйству и медицине также приобрели намного большую пропорцию двухлетних программ чем это было в 1998 г. Однако доминирование четырехлетних программ в сфере науки было усилено за этот же период, их набор превышал в 236.1 раз уровень набора двухлетних программ в 2008 г.

Заключение

Расширение и реконструкция китайского высшего образования на протяжении последнего десятилетия принесла с собой увеличившуюся децентрализацию, дифференцирование и приватизацию системы высшего образования. Китайское высшее образование постепенно превратилось в иерархическую и диверсифицированную систему: национальные университеты продолжают оставаться на самом верху, амбициозные и сконцентрированные на достижении статуса университетов «мирового класса», продвигающие национальную конкурентоспособность и престиж, местные государственные университеты находятся посередине, выполняя роль основных провайдеров высшего образования и делающих свой вклад в местное развитие, и частные учебные заведения пока в большинстве обосновались внизу, концентрируясь на профессионально-технических программах. Однако существенные результаты процесса массификации – расширение и увеличение различия четырехлетних и двухлетних программ через дифференцирование, в основном по уровню учебных программ, разнообразие предоставляемого высшего образования заметно усилилось. Этот результат может быть отнесен к недостаточным ресурсам, мобилизированным для расширения системы высшего образования. Однако процесс дифференцирования фактически расширил структуру учебных планов, сделав их более отвечающими требованиям социального и экономического развития страны.



Назад в раздел