В поисках качества: высшее образование Китая



Ки Ли – профессор высшего образования Пекинского педагогического университета.

Адрес: Институт исследований в области высшего образования, Факультет образования, Пекинский педагогический университет, Пекин, 100875, Китай.

Е-мейл: qli88@hotmail.com

Резкое повышение контингента бакалавриата в 1999 г., позволило Китаю войти в эру массового высшего образования в 2002 г. Учитывая повышающийся в обществе скепсис относительно качества высшего образования после его расширения, Министерство образования объявило о проекте «Качество и реформы в преподавании и обучении в бакалавриате», который поддерживается и спонсируется Министерствами образования и финансов с 2007 г.

Проект качества

Проект качества сконцентрирован на развитии качества преподавания и обучения бакалавриата на основе реформ и распределения ресурсов. Проект включает в себя шесть типов грантов – улучшение образовательных программ и специализированную аккредитацию; учебные планы, учебники и распределение ресурсов; преподавание, обучение и инновации, способствующие развитию талантов; созданию команд, которые занимаются улучшением качества преподавания и команд выдающихся преподавателей; оценку и общественное обнародование основных условий преподавания и обучения; и поддержка высших учебных заведений западных регионов Китая (существенно отстающих от центральных, которые сосредоточены в восточной части Китая – прим. пер.).

В течение с 2006 по 2010 гг. (11-ый пятилетний план страны) центральное правительство запланировало расходы в размере 2,5 миллиардов юаней ($366,241,338 – прим. пер.) на вышеперечисленные гранты. В дополнение к этому, центральные и региональные управления выделили средства для присуждения различных наград и знаков отличия для признания заслуг, как отдельных личностей, так и коллективов в реформах по улучшению качества преподавания и обучения. Однако пока неясно принесут ли они желаемые результаты из-за следующих причин.

Проблемы и вызовы

Нерешенные конфликты интересов. Гранты, награды, признание и почести проекта несут с собой, по крайней мере, два обнадеживающих сообщения. Во-первых, проект сделал акцент на само преподавание как новое качество, которое символизирует повышение статуса процесса преподавания в иерархии системы оценок учебных заведений. Во-вторых, введенная система наград и почестей была использована как инструмент преобразований, т.к. предоставляла стимулы для вовлечения преподавателей в проводимые реформы.

Несмотря на их положительную природу, пока непонятно может ли эта система стимулов дойти до обычных преподавателей, т.к. пока не существует четкой стратегии по регулированию процесса подачи и обработки заявлений. Так как некоторые из претендентов, особенно академические и/или административные руководители отделов, одновременно оценивают квалификации других подающих заявления, их фактическое положение третейских судей дает им возможности ставить свои интересы и интересы своих друзей и коллег выше интересов всех прочих. Примеры подобных проблем могут излагаться бесконечно. В результате, предположительные конфликты интересов существуют почти везде.

Победитель получает все. В соперничестве за гранты и награды, победителями часто оказываются руководители академических и/или административных единиц разных уровней. Так, между 2007 и 2009 гг., 300 человек были награждены в качестве руководителей государственных команд преподавателей, из них 83% оказались именно представителями руководящего состава. В 2008 г., 97 человек получили Государственную награду выдающихся преподавателей, 79% из них также были представителями руководства. Интересно, что даже среди победителей, которые не занимали административные посты в бюрократической иерархии, многие были бывшими деканами, заведующими кафедрами или председателями академических или совещательных советов в своих учебных заведениях или государственных агентствах.

Некоторые заявители используют свое нечестное преимущество за счет их смешанной роли, которая дает им контроль над академическими и административными делами и, в тоже время, предоставляет им непомерные привилегии, например, в получении наград, и/или полное или частичное исключение минимальных требований по учебным нагрузкам для преподавателей или администраторов. Такие факты вызывают не только подозрение, могут ли такие «победители» обеспечить честность в собственных структурных отделах, но и критику относительно доверия к самой награде, что имеет деморализирующий эффект на обычных преподавателей.

Разрыв между риторикой и реальностью. Действительно, Проект качества, особенно, по нынешней реформе преподавания и обучения, получил огромную поддержку от академических кругов. Однако пока неясно насколько учебные заведения смогли вовлечь, мотивировать и поддержать преподавателей в процессе реформы. Гранты и награды внешне кажутся равноценными фактическим достижениям в преподавании и обучении во многих учебных заведениях. Однако доказательства редко предоставляются для объяснения их влияния на результаты обучения студентов. Приверженность преподавателей к труду едва ли ценится и вознаграждается, если только им не присуждаются подобные награды и почести. Несмотря на риторику важности преподавания и обучения, лишь немногие учебные заведения имеют офисы для предоставления поддержки или снабжения грантов по преподаванию и обучению. В итоге, существенная реформа в образовании или обучении на институциональном, программном и аудиторском уровне не была произведена.

Заключение

Проект качества – это, в значительной части реакция центрального правительства на повышающееся общественное недоверие к качеству бакалаврского образования, после его расширения с 1999 г. Хотя этот проект и получил огромную высокопарную поддержку академических кругов, сложно выяснить или обосновать, насколько проект действительно улучшил качество бакалаврского преподавания и обучения, из-за того, что он не был обеспечен действительными фактами и доказательствами.

Таким образом, высшие учебные заведения должны были незамедлительно сформулировать ценности как создать и установить обстановку доверия, для уменьшения деморализирующих факторов в реформах бакалаврского образования. В то же время, необходимо активно поощрять профессиональную приверженность преподавателей, путем предоставления поддержки и наград, для облегчения перемен и экспериментов в преподавании и обучении на институциональном, программном и аудиторном уровнях.

Однако учитывая нынешнее бюрократическое лидерство в высшем образовании, может оказаться сложным поддержать моральный дух преподавателей или обеспечить профессиональную приверженность за один день. Поэтому, правительство и высшие учебные заведения должны взяться за эти тяжелые и подчас запретные проблемы, относящиеся к власти, политике и сложившемуся порядку в академических кругах так, чтобы «негероическое» лидерство могло цениться в целях достижения высококачественного бакалаврского образования.



Назад в раздел