Инновации и экономическое развитие



Сачи Хатакенака является независимым исследователем и консультантом по политике и управлению в сфере высшего образования. Электронная почта: sachi@alum.mit.edu.

Университеты переживают значительные организационные изменения, выполняя соответствующие функции в области инновационного и экономического развития. Схожие организационные практики появляются во всем мире, как будто бы появилась стандартная памятка для всех университетов. Вопрос заключается в том, работает ли эта памятка.

Стратегии, процессы и стимулы

Во многих странах, формирование соответствующей институциональной политики, процессов и стимулов было первым шагом в поощрении научных сотрудников к осуществлению новой деятельности, такой как трансферт технологий. Многие учреждения уточнили свои правила, касающиеся внешней деятельности научных сотрудников: определили сколько времени они могут потратить вне университета, и какие ограничения при этом существуют. Одним из ранних шагов, предпринятых многими университетами Великобритании, было введение правила «одного дня в неделю» для консультаций и внешней деятельности. В Японии ключевой стала политика, направленная на устранения конфликта интересов.

Оптимизация процессов, связанных с внешними контрактами, уточнение денежных и других вознаграждений, на которые сотрудники и академические подразделения могут рассчитывать, было также важным. Многие университеты, от Гонконгского университета науки и технологий до Манчестерского университета в Великобритании и Мельбурнского университета в Австралии, меняют оценку академических успехов для признания вклада в трансферт знаний.

Целенаправленная профессиональная поддержка

В настоящее время обычной практикой является то, что научно-ориентированные университеты стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, имеют отделы по трансферту технологий для осуществления исследовательских функций, таких как патентование или лицензирование, исследование по контракту и консалтинг. Даже в Соединенных Штатах, где такие отделы имеют более давнюю историю, по сравнению с другими странами, число сотрудников продолжает увеличиваться, причем половина из них работает в сфере не относящейся к лицензированию. Для расширения деятельности для трансферта технологий создаются специальные вспомогательные подразделения для промышленного взаимодействия с целью улучшения связей преподавателей с промышленностью или бизнес структурами для формирования работ в промышленном секторе. Однако не все сотрудники имеют соответствующие знания, необходимые для эффективной работы. Трансферт технологий требует гораздо больше, чем просто юристов для защиты прав интеллектуальной собственности. Научно-подкованные специалисты, обладающие опытом работы с новыми технологическими возможностями, являются ключевыми сотрудниками, которых нелегко найти.

Большинство университетов со специальными программами образования, такими как кооперативные (или «сэндвич») программы или студенческие проекты, выбирают преподавателей или специалистов для управления такой деятельностью. Все большее число университетов располагает предпринимательскими центрами, от Азии до Африки, для предоставления студентам ключевых курсов и опыта. Опять же, немногим из таких центров удалось стать настоящими хабами, где студенты и сотрудники могут общаться с реальными местными предпринимателями.

Для культурных и общественных функций специальная профессиональная поддержка является уместной, если необходимо улучшить деятельность. В Университете Пенсильвании вначале было создано подразделение в рамках департамента для поддержки деятельности общественных служб, впоследствии ставшее частью центральной администрации, обеспечивающей широкую поддержку на уровне университета. Другая ключевая функция, появляющаяся во многих университетах – это связи с выпускниками, чаще всего предназначенная для сбора средств. Однако все еще считается необычным явлением, когда выпускники вовлечены в широкий спектр деятельности по построению отношений, начиная с набора студентов и заканчивая корпоративными партнерскими отношениями, как это имеет место в Массачусетском технологическом институте.

Культурные вопросы

Изменение отношения людей обычно требует большего, чем просто редактирования правил и политики. Ролевые модели (примеры для подражания), которые могут обеспечить активную поддержку и руководство, являются эффективными инструментами для культурного изменения. Технологический университет Чалмерса (Chalmers University of Technology) в Швеции представил один из таких примеров набора индустриально активных научных сотрудников для ролевых моделей и оказания поддержки молодым преподавателям. Многие университеты следуют этому примеру, некоторые посредством новых категорий «преподавателей», таких как внештатные сотрудники, специалисты с производства или предприниматели по месту жительства.

Экосистема

Вначале в Соединенных Штатах и Европе, а затем и по всему миру, имел место устойчивый рост научных парков, начиная со Стэнфордского промышленного парка в 1951 году. В Соединенных Штатах и в Европе научные парки стремились сформировать тесные связи с университетами, в то время как в Азии многие из них появились без официальных связей с университетами. В Китае научные парки развивались с конца 1980-х годов как часть национальной политики по созданию специальных технологических зон. Сегодня в Китае насчитывается 53 национальных и около 200 региональных научных парков, а также 63 научных парка, принадлежащих университетам.

В настоящее время стало очевидным, что университеты должны играть намного более интерактивную роль в этих парках. Некоторые парки буквально разработаны для стимулирования развития единого сообщества исследователей университетов и промышленности. Кроме того, больше не считается достаточным привлекать промышленные и другие исследовательские и развивающие организации в эти парки; гораздо больший интерес в настоящее время уделяется созданию новых высокотехнологичных компаний. Другой распространенный подход заключается в добавлении источника или механизма венчурного капитала, поддержке управления и бизнес-сотрудничестве. Сегодня, несмотря на огромное количество компаний венчурного капитала, работающих во всем мире, многие из них не готовы или не могут финансировать и оказывать поддержку ранним дочерним подразделениям университета. Растут специализированные меры для раннего венчурного финансирования и поддержки управления, непосредственно связанные с университетами, опирающиеся на правительственные деньги. Однако, многие из этих вариантов оказываются безуспешными, поскольку непросто копировать необходимые истинные знания. Израиль и Тайвань были редкими примерами принятия ранних мер по установлению прямых связей с Силиконовой долиной и в попытке сформировать знания для отечественной промышленности венчурного капитала.

Внутренние механизмы для междисциплинарной работы

Многие университеты занимаются междисциплинарными исследованиями и образованием в целях решения реальных проблем мирового масштаба, однако развитие внутренних механизмов для междисциплинарной работы является не легкой тенденцией. Американские университеты имеют давние традиции междисциплинарных исследовательских подразделений, которые привлекают преподавателей из различных департаментов. С 1980-х годов продолжало появляться все больше новаторских междисциплинарных инициатив. Инициатива по энергетике Массачусетского технологического института является инициативой в пределах института, изучающей мировой энергетический кризис. Это не исследовательский институт; это перечень программ, охватывающих не только научные исследования и образование, но и управление энергией кампуса и просветительскую деятельность. Сегодня такие инициативы в Стэндфордском университете и Массачусетском технологическом институте будут автоматически включать связанные промышленные партнерские программы для обеспечения участия и вклада заинтересованных промышленных партнеров.

Институциональное лидерство

Крупные партнерские отношения с промышленностью сформировались не только в Соединенных Штатах и Европе, но также и в Азии, особенно в Сингапуре и Китае. Однако, что отличает такие университеты как Массачусетский технологический институт, так это институциональные возможности определить ключевую тему, вокруг которой можно сплотить многочисленных промышленных партнеров и разнообразные академические группы. Такие предприятия подразумевают необходимость в формировании четкого баланса между созданием возможностей и генерацией идей. Важной составной частью такой способности являются два типа институционального руководства. Первое, для управления такими инициативами необходимы известные ученые, которые пользуются уважением со стороны академического сообщества, а также доверием со стороны неакадемических заинтересованных сторон. Второе, наличие организационных лидеров, таких как президенты, вице-президенты и деканы, которые являются важными в формировании правил, норм и процессов, мобилизации больших групп в рамках университета, и повышении уровня диалога с представителями промышленности – от узких исследований по контрактам до перспективных исследовательских партнерских отношений.

Одним из ключевых ролей институционного руководства является решение споров, касающихся отношений с промышленностью. Как показывают продолжающиеся дебаты по поводу роли фармацевтической промышленности в медицинских школах США, противоречия будут продолжать возникать, и учреждения будут вынуждены время от времени пересматривать свои правила по участию в проектах.

В непрерывном процессе, только путем серьезных экспериментов университеты могут разработать соответствующие организационные стратегии и структуры, определяющие их роль в экономическом развитии и инновационной деятельности.



Назад в раздел