Как попасть в список элитных университетов: случай Оксфорда



Анна Зимдарс – стажер-исследователь Института социальных перемен Университета Манчестер, Великобритания.

E-mail: Anna.zimdars@manchester.ac.uk

Вокруг таких университетов как Гарвард, Оксфорд, Кембридж и других «великих школ» создан миф об их недоступности. Не все, кто хочет там учиться, принимаются этими университетами. Гарвард, занимающий первые места во многих мировых рейтингах, принимает для обучения на степень бакалавра только менее 1-го из 10-ти претендентов. Такие старые английские университеты как Оксфорд и Кембридж, берут только 1-го из 4-х претендентов.

Университет Оксфорда можно использовать в качестве кейс-стади (примера) для иллюстрации трех базовых трудностей, возникающих перед претендентами при попытке поступить в элитные университеты. Эта тема возникает на нормативном (философском), эмпирическом (социальные исследования) и на политическом уровнях: Кто должен получать доступ в наши наиболее престижные университеты? Каковы характеристики тех, кто уже принят и учатся в них? И, наконец, Как могли бы мы изменить условия приема, если бы этого хотели? Ответы на эти специфические вопросы могут варьировать от страны к стране, но сами эти вопросы не имеют отдельной национальной специфики, важны для всех стран, имеющих подобные университеты.

Кого надо принимать?

Университеты весьма чувствительны к социальному контексту и к идеям по поводу того, кто заслуживает быть успешным в современном обществе. В Британии политики и СМИ постоянно обсуждают классовые вопросы. Существует устойчивое мнение, что жизненная перспектива человека не может определяться тем, кто твои родители. Исключение может быть только для тех детей, родители которых заняты грубым ручным трудом. Но, несмотря на такое мнение, реальность такова, что положение (в том числе и профессия) родителей существенно влияет на то, кем может стать их ребенок. Так, некоторые родители могут позволить своим детям получать частное образование, которое дает дополнительные преимущества, в частности, при поступлении и дальнейшей учебе в университете. В Великобритании менее 1 на каждые 10 школьников получают обучение в частных школах и около половины мест в престижных университетах (таких как Оксфорд) получают те, кто учился в частных школах.

Возможно, данная ситуация характерна только для Британии, но связь между социальным происхождением и образовательными возможностями и достижениями существует во всех странах в той или иной форме. Последний обзор ОЭСР, посвященный международным сравнениям студенчества показал, что ни одна из развитых стран не смогла нейтрализовать влияния роли частного обучения на учебные достижения и академическую карьеру. Случай Великобритании необычен тем, что у нас правительство создало специальный орган, отвечающий за контроль того, как прием в университеты связан с типом школы, в которых учились бывшие студенты. Этот Офис Справедливого Доступа к обучению (англ. – Office of Fair Access) устанавливает университетам «нормы» приема в процентном отношении между теми, кто учился в частных школах и кто учился в государственных школах. Миссия этого органа власти – увеличивать представительство тех студентов, которые не получили частного школьного образования. Таким образом «восстанавливается» образовательная справедливость и равенство в вопросах доступности к высшему образованию.

Университеты должны стремиться к тому, чтобы не усиливать «образовательное» неравенство, уже отчасти сформированное детским садом и школой, и уравнивать условия для дальнейшей академической карьеры молодежи, развивать потенциал каждого студента. В отличие от США, где фокус внимания находится на состязании по поступлению в самые престижные ВУЗы, в Великобритании внимание уделяется восстановлению баланса между ролью частного и государственного школьного образования. Социально-классовые и расовые неравенства, таким, отчасти исправляются и студенческая масса становится более однородной.

Кто фактически поступает?

Политика не всегда совпадает с практикой и в 2002 г. в Университете Оксфорда был проведен исследовательский проект по оценке реальной ситуации с равенством в приеме на студенческую скамью на принципах оценки способностей, потенциала и вне зависимости от того, какую школу закончил претендент. Анализировались также этническая структура студентов и их пол, но этому уделялось меньшее значение.

Исследование показало, что среди претендентов мала доля выходцев из рабочих слоев населения (то есть выпускников государственных школ). Дело в том, что дети из рабочих семей в среднем имеют более низкие итоговые школьные оценки в сравнении с выпускниками частных школ. Разрыв в «социальном неравенстве» оказался более сглаженным, т.к. выпускников-отличников государственных школ в Оксфорд принимают весьма охотно. Представители расово-национальных меньшинств были представлены весьма равномерно и справедливо именно при приеме в Оксфорд, в то время как в целом в системе высшего образования их относительно меньше.

Сравнив претендентов на основе анализа их школьной успеваемости, исследователи нашли, что при поступлении в Оксфорд предпочтение отдавалось выпускникам государственных школ, даже если их «конкуренты» из частных школ учились не хуже. Невооруженным глазом такое предпочтение было трудно заметить, ведь выпускники частных школ обычно завершают их с более высокими итоговыми оценками. Сравнив этническую структуру поступающих, было замечено, что некоторое преимущество получали представители «белой» расы.

Изменение правил набора студентов

Проведенное исследование дает политикам и хорошие, и плохие данные для их последующих решений. Хорошие новости заключаются в том, что условия набора студентов можно менять. Пару десятилетий назад Оксфорд считался «бастионом привилегий», но ряд внешних и внутренних факторов привел к меритократической революции и сейчас все зависит от школьных «заслуг», показателей успеваемости и талантливости поступающего. Благодаря неусыпному вниманию государственного Офиса справедливого доступа к обучению, приемные комиссии Оксфорда были обучены способам «выравнивания» социальной несправедливости, и в этом направлении очевиден существенный успех. Выпускникам государственных школ отдается предпочтение перед выпускниками частных школ при равных показателях успеваемости. Эта тенденция идет рука об руку с политикой правительства на усиление представительства «низших» классов в большинстве престижных университетах страны.

Плохие новости, однако, заключаются в том, что меньшинства (этнические и расовые), страдающие от социальной несправедливости, могут оказаться незамеченными общественным мнением. Применительно к Оксфорду следует отметить, что члены приемных комиссий не обучаются и не контролируются по вопросу приема представителей меньшинств. Возможно, прием студентов на основе собеседований помог бы Оксфорду наметить направления решений этой проблемы. Пока же, на основании элементарных психологических представлений и стереотипов, экзаменаторы с белым цветом кожи, часто автоматически, отдают предпочтение «своим».

Если люди, ответственные за формирование образовательной политики хотели бы увеличить представительство меньшинств в общей массе студентов ведущих университетов, они могли бы начать с позиции приемных комиссий в этом вопросе. В США общественное внимание к этому вопросу привело к увеличению процента представительства меньшинств в ведущих университетах. Но опять же, подобный частный успех политики высшего образования не может искоренить более глубокие источники неравенства, такие как неравенство школьного образования.

Случай Оксфорда иллюстрирует реакцию университетов на окружающий социальный климат. Процесс набора студентов может учесть «пожелания» правительства и общества: достижение большей справедливости в приеме студентов в элитные университеты вполне возможно. Однако решение вопроса о том, какие группы являются целевыми, зависит от национального консенсуса по вопросу того, кто может считаться заслужившим право учиться в элитном университете.



Назад в раздел