Последствия финансового кризиса для высшего образования США



Роджер Гейджер

Роджер Гейджер, заслуженный профессор в области высшего образования Университета штата Пенсильвания (Penn State University).

Е-мейл: rlg9@psu.edu

Экономический кризис 2008-2009 гг. привел к ухудшению состояния практически всех видов финансовых активов и к общему снижению экономической активности, напоминающих времена Великой депрессии. Колледжи и университеты были вынуждены приспосабливаться к ожидаемым сокращениям доходов, но возможности совершить глубокие структурные изменения - у них фактически не было. Сейчас, в середине 2009-2010 академического года, существует возможность увидеть более отдаленные перспективы, а не только ограничиваться паническими прогнозами. В краткосрочной перспективе условия академической деятельности не ухудшились настолько, насколько того боялись. Но текущий кризис ухудшил условия для оздоровления долгосрочных «слабых мест» американского высшего образования.

Эндаументы*

Самые богатые колледжи и университеты, обычно защищенные от финансовых потрясений, характерных для прочих институтов, в этот раз в результате кризиса понесли серьезные финансовые убытки. Доходность всех видов финансовых активов резко упала и их диверсифицированные портфели альтернативных инвестиций пострадали по всем статьям. Убытки 2008-2009 гг. будут сказываться еще много лет, и многие ВУЗы объявили о постоянном сокращении своих бюджетов в размере 10%. Сокращения такого масштаба можно осуществлять - только увольняя персонал, поскольку заработная плата составляет около 75% университетских расходов. ВУЗы так же заморозили новый набор кадров и отменили планы нового строительства. И, тем не менее, подобные черты трудных времен будут характерны для деятельности ВУЗов и далее, в последующие годы.

Падение стоимости эндаументов сильнее всего ударило по богатейшим университетам, т.к. именно они используют доходы от этих средств для своих бюджетов. До 2008 г. они были на пике своего исторического процветания благодаря инвестиционным бумам конца 90-х гг. ХХ века и 2003-2007 гг. нового тысячелетия. Подобное процветание позволило им значительно улучшить уровень жизни обучающихся студентов, создав для них различные дополнительные удобства обучения и проживания. Особо важно учесть, что эти же богатейшие университеты отвечают за поддержание высоких стандартов американского образования в сферах науки, предоставления льготных стипендий и грантов, а так же работу докторантуры. Расходы на эти виды деятельности традиционно считаются самыми высокими.

____________________________

* фонд университетов целевого или ресурсного капитала, который формируется за счет благотворительных пожертвований, примечание научного редактора

О состоянии и перспективах кризиса в этих областях пока принято замалчивать, однако дальнейшие инвестиции в этих областях весьма проблематичны, и это очевидно уже сейчас. Гарвардский университет, например, вынужден заморозить строительство своего нового научного кампуса. Университет Стэнфорда отказался от заполнения своих 50 открытых преподавательских ставок и также остановил строительные проекты. Таким образом, исследовательский потенциал самых выдающихся университетов США будет заморожен на какое-то время.

Тем не менее, картина состояния ВУЗов в какой-то степени улучшается. Стабилизация финансовых рынков, официальное завершение рецессии в США в сочетании с определенным восстановлением национальных и международных финансовых рынков в совокупности обещают некоторое улучшение былого негатива. И все же колледжи и университеты стали еще в большей степени зависимыми от платы за студенческое обучение.

Поддержка высшего образования со стороны штатов и американского общества

Высокопоставленный чиновник американского образования заявил: «Каждый источник дохода бюджета государства сократился». Штаты, в отличие от федерального правительства, должны покрывать свои расходы за счет доходов (а не за счет государственного долга – пер.). Это вынудило штаты отозвать средства, уже ассигнованные на образование, и использовать их по другому назначению. Подобный механизм сократил ассигнования на цели высшего образования. В 6 штатах за 2009 финансовый год было, таким образом, отозвано от 8 до 24% финансовых средств. В 2010 год ожидалось ухудшение ситуации, но план поддержки образования президента Барака Обамы несколько смягчил ситуацию (выделено около 50 млрд. долл. федеральных средств на компенсацию сокращения образовательных расходов, в том числе и в высшей школе).

Государственные университеты многих штатов испытали резкое сокращение финансирования. Ярким примером стал штат Калифорния. Этот штат располагает самой крупной и самой уважаемой американцами системой государственного высшего образования, которая сочетается, к сожалению, с малоэффективной системой законодательной власти. Университетская система штата и система двухгодичных муниципальных колледжей (community colleges) получили на 20% меньше финансовых средств. Другие штаты также испытали на себе сокращение, причем в сравнимых масштабах: штаты Вашингтон, Аризона, Южная Каролина и Гавайи. Все эти штаты отличаются тем, что львиная доля финансирования государственного высшего образования поступает из бюджета самого штата. Подобные сокращения финансирования являются беспрецедентными и могут быть отчасти компенсированы только снижением качества образования и/или сокращением количества образовательных услуг.

Экономическая наука говорит о том, что возрождение былых объемов налоговых поступлений штатов Америки обычно происходит на последней фазе экономического подъема. Штаты столкнутся с дальнейшими бюджетными проблемами в следующем финансовом году. К сожалению, тогда уже будет невозможно использовать большинство примененных в этом году механизмов временных «затычек» или бюджетных ухищрений. Кроме того, в следующем году будет недоступна стимулирующая поддержка государства, поскольку многие штаты предпочли потратить все выделенные средства уже в этом году для того, чтобы смягчить последствия экономического кризиса как можно быстрее. Следовательно, проблемы 2011 финансового года обещают быть еще более серьезными.

Государственные университеты, практически в каждом штате, были вынуждены повысить стоимость обучения. Повышение стоимости обучения помогает поддерживать уровень доходов, по меньшей мере, бюджетов университетов. Однако стоимость этой формы обучения медленно росла и раньше, особенно с 2000 г. Увеличение цены на 9-10% за 2009-2010 академический год повысит цену обучения на 400-500 долл. Калифорния, например, планирует повысить стоимость обучения на 30%. Растущее количество студентов будет вынуждено обратиться за дополнительными кредитами для покрытия возросших расходов.

В течение многих лет штаты недоинвестировали в свои колледжи и университеты. Наиболее очевидно это проявилось на примере множества региональных общественных колледжей и университетов, которые обеспечивают около половины всего объема 4-летнего высшего образования. То же самое можно сказать о двухгодичных муниципальных колледжах, в которых обучается третья часть всех вчерашних школьников. Таким образом, все компромиссы и жертвы, которые будут в этом и в следующем году осуществлены в данном секторе образования, будут добавлены к отрицательным последствиям, недоработкам в развитии этого сектора предыдущих лет.

Способы зачисления новых студентов

Экономический спад вынудил студентов снизить планку их образовательных амбиций и сократить расходы на обучение. Студенты стали выбирать государственные университеты - взамен частных, региональные ВУЗы - взамен национальных ТОР-университетов, отдавать предпочтение двухлетнему обучению - вместо четырехлетнего, поступать в муниципальные колледжи - вместо посещения колледжей по месту проживания (англ. – residential college). Такая переориентация в сторону снижения издержек, привела к увеличению спроса на учебные места в региональных общественных университетах и в муниципальных колледжах, причем в то время, когда их ресурсы, как отмечено выше, были сокращены. В Калифорнии ответом на такую ситуацию стало ограничение набора новых студентов. По некоторым оценкам, набор будет сокращен на 300 тыс. человек (или 15% к 2011 году), причем преимущественно в муниципальных колледжах. Однако на национальном уровне набор в муниципальные колледжи существенно увеличился осенью 2009 г. Этот сектор образования лучше всего приспособлен для обслуживания ограниченных в финансовых средствах или ориентированных на карьеру студентов. Администрация Б. Обамы подчеркнула особую роль муниципальных колледжей и предложила выделить дополнительное ассигнование на их развитие, несмотря на то, что эти средства федерального правительства не смогут полностью компенсировать соответствующие сокращения на уровне штатов.

Долгосрочные последствия

Американские университеты имеют высокий рейтинг в сфере академических исследований и в сфере подготовки докторов наук. Однако в последние годы высшее образование США теряет свои позиции в аспекте подготовки молодежи в соответствии с требованиями «общества знаний» и политики демократизации. По проценту молодежи, получающей высшее образование, США перестала быть мировым лидером. Лидерство в этой области для Америки осталось в ХХ веке.

Лучшие колледжи и университеты имели возможность повышать стоимость своего образования быстрее, чем росла стоимость жизни (индекс роста потребительских цен + 3% ежегодно, начиная с 1980 г.). Возможность повышать цены на обучение создавалась ростом спроса в сочетании с улучшением качества образования. Способствовали этому и механизмы финансовой помощи в сочетании с практикой дифференциированного ценообразования (скидки на обучение для различных категорий студентов). Подобные механизмы одновременно расширяли рынок высококачественного образования (увеличение спроса) и стимулировали рост качества образования в сочетании с обеспечением механизмов набора лучших студентов. Вероятный прогноз падения спроса на получение дорогого образования в лучших колледжах может дестабилизировать описанную выше модель. После падения стоимости эндаументов, эти ВУЗы были вынуждены сокращать бюджеты. Эти образовательные институты, в особенности те из них, которые не очень финансово благополучны, будут стремиться извлекать больше дохода посредством оплаты обучения, что сократит помощь студентам. В то же самое время, наименее обеспеченные студенты будут меньше обращаться за помощью, чего нельзя сказать об обеспеченной части студенчества. Уже существуют примечательные факты очевидного смещения предпочтений в наборе студентов с акцента на учебные заслуги и потенциал студента - в пользу способности оплатить свое образование. Это показал набор 2009 г. Таким образом, в составе студентов элитного сектора высшего образования наметился сдвиг в сторону преобладания обеспеченных студентов. Преобладание элиты общества в университетах все больше мешает развитию интеллектуальной элиты Америки.

В более открытом* секторе высшего образования недостаток финансовых средств снижает процент студентов, получающих дипломы (т.е. увеличивается процент выбытия студентов), и увеличивается средний срок получения диплома. Высокие цены обучения имеют отрицательные последствия, особенно для студентов из самых бедных слоев общества. Эти студенты менее склонны брать кредиты и чаще других занимаются временными подработками. ВУЗы данного сектора должны проводить дополнительную работу со студентами, отстающими в вопросах учебной подготовки. Отмеченные факторы приводят к тому, что в сочетании с такими отрицательными моментами образования как многочисленные классы (группы), обучение посредством преподавателей-совместителей и недоступность по финансовым причинам некоторых видов занятий и дисциплин, система образования наносит ущерб самым слабым студентам. Это касается, пожалуй, большинства студентов американских колледжей. К сожалению, подобные рыночные условия приводят к разрушению самих основ системы образования: сокращаются инвестиции в государственный сектор высшего образования, наряду с усилением социального расслоения достуденческой молодежи.

_____________________

*не элитном, не в ТОП- университетах , примечание переводчика.

Изучение высшего образования в рамках ОЭСР (англ. - OECD) показало, что развитие образования приводит к сокращению разрыва между богатейшими и беднейшими слоями общества во всех странах, за исключением США. В Америке с 1980 г. посещаемость колледжей богатейшими слоями общества увеличилась в большей степени по сравнению с выгодами в области высшего образования, полученными за этот период беднейшими слоями общества. Более того, социальное неравенство в области высшего образования усилилось. До 1980 г. в Америке последовательно реализовывалась практика создания дополнительных социальных возможностей для беднейших слоев, но после - сложилась ситуация, в которой суммарно лишь воссоздавалась социальная структура предыдущего периода.

Итоги

Экономический спад 2008-2009 гг. усугубил фундаментальные проблемы американского высшего образования, создав еще более сложные условия для решения этих проблем. Возросло социальное неравенство в этой сфере. В противовес этому усилился спрос на образование в открытом, более доступном секторе учебных заведений, несмотря на факт сокращения государственного финансирования соответствующих университетов и колледжей. Рост спроса в сфере открытого образования приводит к снижению его качества. Академическая исследовательская сфера и докторантура лучше пережили кризис, чем другие сектора высшего образования, но и для них существует риск ухудшения показателей в ближайшем будущем. Лучшие университеты, которые отвечают за поддержание качества научных знаний, приостановили развитие своих исследовательских мощностей, и эта стратегия не может не привести к отрицательным результатам в будущем. Федеральное финансирование исследований искусственно «раздуло» свои фонды за счет мер по стимулированию экономики (Программа правительства Б.Обамы). Это подстегнуло академические исследования, создав для них возможности деятельности на ближайшие пару лет. Но впереди, почти наверняка, США ждет торможение исследований. Если поддержка общества в сфере исследований сократится так же, как она сократилась применительно к высшему образованию, то нас ожидает незавидное будущее.



Назад в раздел