НАСЛЕДИЕ ЧАВЕСА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕНЕСУЭЛЫ



Орландо Альборнос - профессор Центрального университета Венесуэлы, Каракас. E-mail: oalborno@reacciun.ve .

Уго Чавес, который не так давно ушедший от нас, находился у власти в течение достаточно длительного периода, с 1999 по 2013, и пытался провести ряд реформ в сфере высшего образования. Поскольку в это время была устоявшаяся политическая линия в отношении системы образования, он не смог противостоять ей. В 1830 году университеты в Боливии были национализированы. Однако в 1953 году частный сектор был допущен к участию в рынке образования. В 1958 году произошла демократическая революция, университетская система была расширена и модернизирована. Конечно, Боливарианская революция Уго Чавеса была призвана многое изменить. Однако ему не хватило времени, и система высшего образования в 2013 году во многом осталась той же, что была унаследована им в 1999 году. В то время как структура и организация высшего образования не изменились, в 1999 году государственные университеты насчитывали 510 917 студентов, а в 2011 году – 1 132 306 человек; в частном секторе в 1999 году обучалось 299 664 студентов в 1999 году, а в 2011 году – 555 198 чел. Однако в последние годы рост государственных учебных заведений замедлился.

Хотя система высшего образования Венесуэлы не началась с Уго Чавеса и не закончилась им, можно, однако, говорить о наследии Чавеса в системе высшего образования. Он открыл два университета, которые сейчас являются самыми крупными в стране, предоставив доступ к высшему образованию тысячам студентов, которые иначе не смогли бы его получить. В частности, это те, у кого не было требуемого ценза (достаточной подготовки), а также выходцы из бедных семей, имевшие мало шансов на поступление в вузы. У них появилась возможность получить профессиональное образование, которое откроет им дверь на рынок труда, в том числе в государственную службу. Это было явное следование кубинской модели муниципализации университетов и полного контроля над ними со стороны государства при отказе от их автономности. Чавес рассматривал университеты как целевые ориентиры революции. Он поставил университеты на платформу марксистской идеологии, что станет помехой на пути превращения этих университетов в учебные заведения с широкой эрудицией и разносторонним опытом познавательной и научной деятельности.

Модернизация: 1958

В 1958 году система высшего образования Венесуэлы обрела современные черты: автономия, демократическое управление; повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава; были созданы многие разнообразные учебные заведения, рассчитанные на охват большей части населения, а не на доминирующую роль высшего класса, и университеты, отвечающие социальным потребностям. Система высшего образования широко распространилась по стране.

В 1990 году в стране был разработан генеральный план, определяющий направления научных исследований и финансирование таковых, в нескольких государственных вузах была начата подготовка аспирантов. В эти четыре десятилетия система высшего образования имела успех, она готовила политических лидеров и профессионалов по самым разным направлениям – следует отметить, что в стране был создан новый социальный класс и легитимирован как средний класс. Однако система оказалась неэффективной: она не смогла откликнуться на растущие потребности. Несмотря на положительные результаты обучения, профессионалы оказались неспособны перейти к следующей ступени – открытию исследовательских университетов, которые создавались по всей Латинской Америке.

Система высшего образования

Чавес унаследовал высшее образование, основанное на устоявшейся и диверсифицированной системе, с университетами и другими институтами, удовлетворяющими потребности общества, с государственным и частным сектором, обеспечивающим качественное оказание образовательных услуг. Однако были и важные ошибки. В 1975 году государство разработало программу предоставления стипендий для студентов высших учебных заведений, уезжающих за границу, пытаясь ускорить подготовку человеческих ресурсов. Тысячи венесуэльские студенты были отправлены в Европу и Соединенные Штаты, но не все они вернулись с профессиональным образованием. Действовать надо было по-другому: повышать качество университетов и привлечь из-за рубежа необходимый преподавательский состав. Чавес совершил подобную ошибку, когда он послал тысячи студентов на Кубу.

Как бы там ни было, Чавес оставил систему высшего образования неизменной, несмотря на всю риторику относительно его политической и идеологической революции. Он осуществлял политику расширения доступа, пытался следовать в целом кубинской модели университета – абсолютный государственный контроль. Университеты под контролем его правительства стали учреждениями, занимающимися подготовкой кадров для революционной деятельности, а не профессионалов, требуемых рынком – выпускники были милитаризованы и имели ригидное доктринёрское мышление. В его схеме управления университетами университеты должны были управляться не преподавателями и студентами, но администрацией при участии рабочего класса.

Вместо того, чтобы попытаться выработать политику, которая была бы приложима ко всем университетам, Чавес создал новые институты, обслуживающие потребности революции, а не общества. Он оставил действовать обычную систему, но создал свою собственную фракцию.

Качество и будущее

Система высшего образования Венесуэлы демонстрирует неспособность поддержки достижений в области качества, что является целью многих стран и учебных заведений. Некоторые данные, предоставленные как Шанхайским рейтингом, так и рейтингом журнала Times Higher Education, показывают, что венесуэльские университеты заметно отстают от большинства стран региона. Революция пыталась создать свое собственное социалистическое видение, изолированное от международного потока знаний, приобретаемых в ходе глобализации и интернационализации.

В том, что касается будущего, система высшего образования зависит как от политической, так и от экономической ситуации. Если бы последователи Чавеса смогли остаться у власти, регуляция всего и вся усилилась бы, и государство приобрело бы полный контроль над высшим образованием. На деле, однако, годы финансовой щедрости, характерной для правления Чавеса, кончились. Венесуэлу ожидает период сокращения расходов, что неминуемо приведет к конфликтам в университетах. Конечно, это общество всегда кажется действующим успешно, когда его средства не ограничены, то же касается и академической системы. Назревают возможности реформы, которая может вернуть университеты в нормальное состояние.

Утрата свободы мышления

Достижения Чавеса в области высшего образования были скромны и сильно преувеличены правительственной пропагандой. Ущерб, нанесенный автономии университетов и развитию образования Венесуэлы, однако, оказался серьезным. При отсутствии поддержки народа и неправильном понимании роли высшего образования в обществе, шаги, предпринятые ныне покойным лидером за пятнадцатилетний период его нахождения у власти, свелись к расширению доступа студентов и утраты венесуэльцами свободы мышления.



Назад в раздел