Региональные центры образования – риторика или реальность?



Джейн Найт

Джейн Найт - адьюнкт-профессор Института исследований в образовании Онтарио Университета Торонто, Канада (Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto).

Е-мейл: janeknight@sympatico.com.

Процесс интернационализации, помимо влияния на высшее образование в ходе последних 30-ти лет, существенно изменился и сам. Это особенно очевидно при изучении трансграничного (англ. - cross-border) образования. В последние годы трансграничное образование развивалось и количественно, и качественно, конкуренция и коммерциализация стали его ведущими силами. Количество кампусов-филиалов, программ с получением двойной степени, соглашений о сдвоенном образовании и франчайзинге возросло наряду с ростом набора международных студентов и международного персонала ВУЗов. Одна из самых свежих тенденций – стремление создавать успешные и конкурентоспособные региональные центры образования.

Концепция центра (англ. – hub) сейчас в большой моде. Страны стараются позиционировать себя как центры финансов, коммуникаций и транспорта, обрабатывающей промышленности, моды и образования. Отдельные города занимаются тем же. Но пока нет определения или набора требований, или хотя бы оценочных характеристик, которые дали бы понять, что делает центры образования успешными и устойчивыми.

Понятие «центра образования» стало модной этикеткой для обозначения целого ряда новых, и отличающихся друг от друга инициатив стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, которые пытаются завоевать статус региональных центров превосходства (эталонных центров) в сфере образования.

В Дубаи, в Объединенных Арабских Эмиратах, в 2003 г. создана Деревня Знаний (Knowledge Village), а позднее – Международный Город Образования (Dubai International Educational City). Целью этих связанных инициатив стало привлечение филиалов кампусов иностранных университетов для обучения и подготовки иностранных студентов для последующей занятости выпускников на объектах зарождающейся экономики знаний государств Персидского залива. Иностранные образовательные институты и компании совместно размещены в экономической зоне с привлекательными финансово-налоговыми условиями.

Катар применил иной подход, спонсируя шесть американских учебных заведений и один университет Великобритании для организации программ обучения с получением различных степеней и квалификаций для студентов Катара и соседних стран. Этот проект полностью финансируется Фондом Катара (Qatar Foundation) и поэтому его трудно воспроизвести еще где-нибудь в другой стране или регионе. Цель проекта – позиционировать Катар в качестве регионального центра высококачественного образования, помочь стране и региону подготовить кадры для грядущего общества и экономики знаний.

Проект Глобальной Школы (Global School House Project) в Сингапуре широко известен. В его рамках был приглашен ряд иностранных университетов и произведен набор иностранных студентов для создания регионального центра, как в области образования, так и научных исследований*. Малайзия, Гонконг, Бахрейн и Ботсвана также заявили о своих планах создать центры образования регионального масштаба и развернули амбициозные планы по набору лучших международных студентов.

Категории центров

Отмеченные выше инициативы имеют схожие черты, но вместе с тем значительно отличаются по целям создания, принципам организации, спонсорам и видам деятельности. Родовое понятие «региональный центр образования» само по себе не отражает многихразличий и поэтому требует разделения на три отличных друг от друга категории.

Студенческий центр (англ. – student hub) является самым сфокусированным и преобладающим видом образовательного центра. Здесь главное – набор в страну иностранных студентов с целью интернационализации местного высшего образования, получения доходов и создания международного профиля и репутации экономике региона. По этому сценарию предполагается работа преимущественно местных учебных заведений, хотя иногда участвуют и филиалы иностранных ВУЗов (branch campuses). В этом случае существует национальная стратегия по набору студентов, но отдельные институты преимущественно сами набирают студентов на свои программы и факультеты. Целью становится набор конкретного числа международных студентов и создание репутации доброжелательного места для получения высококачественного образования иностранными студентами.

Образовательный и подготовительный центр (англ. – educational and training hub) – осуществляет не только набор иностранных студентов, но решает иные задачи, у него другая логика функционирования. Приглашают иностранные университеты, чтобы они создали свои учебные центры или филиалы кампусов. Международные частные образовательные и тренинговые компании также приглашаются на стимулирующих условиях для запуска академических и профессиональных программ для национальных и международных студентов. Ключевые цели таковы: подготовить для местных и региональных компаний образованных и обученных студентов-выпускников; обеспечить рост доступа к высококачественному образованию для местных и международных студентов и местных компаний-работодателей; продемонстрировать «лучшие образовательные практики» иностранных ВУЗов; установить геополитический статус региона.

_________________________________________

*Сингапур давно и тесно сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом США, имеет с ним Программу Развития и поэтому создает образовательные центры «по-американски», то есть, максимально объединяя образование и исследования во всех возможных для этого формах, примечание переводчика.

В некоторых случаях большинство академических и учебных центров и компаний размещены в единой географической зоне с целью совместного использования необходимых ресурсов, для взаимодействия с друг другом и с промышленными предприятиями.

Центр знаний и инноваций (англ. – knowledge and innovation hub) отвечает не только за образование и тренинги, но и за производство, и распространение знаний и инноваций. Иностранные исследовательские институты и компании с лучшими рейтингами в своей области на выгодных условиях привлекаются для создания своих центров в стране для сотрудничества и иностранными и местными университетами и тренинговыми компаниями для создания критической массы таланта и опыта. Здесь главные цели таковы: помощь в создании экономики знаний и услуг; учить и заниматься переподготовкой специалистов; привлекать иностранные инвестиции и, наконец, усиливать конкурентоспособность экономик региона. Сотрудничество между главными игроками – иностранными и местными компаниями, исследовательскими центрами, образовательными учреждениями и компаниями – ключевой фактор создания центра знаний и инноваций.

Прогрессивное развитие или квантовый скачок

Проведенный выше обзор показывает, что большинство из семи стран (за исключением Катара) уделяют центральную роль набору международных студентов. Амбиционные цели часто в сочетании со стимулированием в сфере политики, применяются для ускорения процесса создания студенческого центра региона. Четыре страны (Эмираты, Катар, Малайзия и Сингапур) привлекли немало иностранных университетов или компаний для усиления доступа к образованию местных и международных студентов.

Логика рассуждений предполагает прогрессивное развитие от студенческого центра - к образовательно-тренинговому, и затем - к центру знаний и инноваций. Но такая логика не обязательно соответствует реальности. Можно ли совершить скачок от студенческого центра к центру знаний? Реально ли сразу начать с создания центра знаний и инноваций? С точки зрения образовательной функции было бы разумно утверждать, что пока ни одна страна не функционирует как центр знаний, хотя некоторые экономисты и торговые эксперты могут с этим не согласиться.

Региональные образовательные центры, бесспорно, являются важными новыми формированиями, но может быть они просто временная модная причуда? Может быть это что-то эфемерное? Возможно, и нет, но для достижения поставленных перед ними целей и для их самоукоренения и долголетия требуются ряд факторов: основательное, обстоятельное планирование, готовность поддержать их посредством благоприятной политики, наличие достаточной физической, технологической и гуманитарной инфраструктуры в сочетании с инвестициями стран-спонсоров. Образовательные центры не должны быть простой рекламной компанией, способствующей достижению экономических или геополитических преимуществ в регионе. На создание таких центров уже потрачено много ресурсов и требуется продолжить изучение этих важных новых форм трансграничного образования.



Назад в раздел