НОВЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕНИИ



Измаил И. Мумене - ассоциативный профессор образования Университета Северной Аризоны, Флагстафф, штат Аризона.E-mail: Ishmael.Munene@ nau.edu

В эпоху массификации обеспечение качества образования представляет собой важную политическую проблему. Недавно принятый закон о высшем образовании в Кении – Закон об университетах 2012 – стремится выровнять обеспечение качества между государственными университетами, которые действуют как самоуправляемые организации, и частными университетами, которые подвергаются жесткому контролю со стороны государства. Новый закон является признанием того, что, в то время как частные университеты вступили в эпоху зрелости, государственные стали демонстрировать признаки старения и упадка. В настоящее время в стране существуют 23 полномасштабных государственных университета, в которых обучаются более 197 000 студентов, и 28 частных университетов (15 из которых имеют аккредитацию, а 13 получили право предоставлять образование на основе временного разрешения) с общим контингентом обучающихся 37 000 чел.

Хотя страна в 1990-е годы выбрала стратегией развития для своих университетов неолиберальные принципы маркетизации и приватизации, предыдущий закон о высшем образовании не поспевал за возникающими проблемами развития государственных и частных университетов в новую, «постгосударственную» эпоху (т.е. следующую за эпохой, в которой государство доминировало). Новый закон направлен на обеспечение паритета/принципа равных условий в трех областях, связанных с качеством: регулируемый надзор, условия приема студентов и деполитизация управления.

Аккредитация

Для обеспечения регулируемого надзора над всеми университетами новый закон предусматривает создание Комиссии по высшему образованию, действие которой распространяется как на государственные, так и на частные вузы. До сих пор только частные вузы были обязаны получить у Комиссии по высшему образованию лицензии, дающие согласие на создание корпорации, выдаваемые на условиях соответствия жестким требованиям относительно материально-технической базы, кадрового обеспечения и учебных ресурсов. Соответственно, как качество повышалось в частных университетах, так оно снижалось в государственных. В то время как рост частных университетов жестко регулировался, государственные университеты открывали по всей стране «липовые» кампусы с согласованным предложением цен, чтобы улучшить свои все более неважные финансовые результаты. Один из государственных университетов с пропускной способностью 30 000 студентов зачислил таким образом на обучение около 60 000 человек.

Теперь от всех государственных университетов требуется до июля 2013 года подать заявления и получить разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности Комиссии по высшему образованию. В рамках жестких требований разрешения они должны соблюдать пропорцию числа студентов на одного преподавателя для каждой программы; обеспечить требуемое соотношение числа преподавателей, имеющих PhD, и имеющих степень магистра; обеспечить первоклассные лаборатории для научно-технических курсов; модернизировать свои библиотеки, а также рационально подойти к развитию своих кампусов – спутников. Несоблюдение этих качественных показателей может иметь катастрофические последствия для государственных университетов. Совет по юридическому образованию лишил аккредитации юридический факультет университета в Найроби, а юридический факультет Университета имени Мои получил статус «находящегося в процессе рассмотрения» (pending status). Напротив, все юридические факультеты частных университетов получили полную аккредитацию. Также Институт инженеров Кении отказался регистрировать выпускников инженерного факультета университета имени Кениаты и Университета науки и технологии имени Масинде Мулиро. Подобным же образом Ассоциация технологов медицинской лаборатории Кении отказалась принять выпускников факультета медицинских технологий университета имени Кениаты. Во всех этих случаях данные профессиональные организации не могли поручиться за качество учебных программ и оборудования учебных заведений.

Прием студентов

До сих пор государственные университеты – через Объединенную приемную комиссию – принимали всех студентов, которые финансировались правительством. Это были лучшие выпускники средней школы, отвечающие критериям Объединенной приемной комиссии и имеющие право на более низкую плату за обучение (около $400 в год – по сравнению с $2000, которые платят студенты на платной основе в государственных университетах и с $4000 в частных вузах). Будучи замкнутыми (заблокированными) на государственные университеты, многие студенты, финансируемые правительством, которые не могли быть приняты на конкурсные программы – вроде медицины, инженерного дела и юриспруденции – в конечном счете шли на другие специальности. Для сравнения: абитуриенты, имеющие более низкий балл при поступлении и не располагающие достаточными средствами, могли поступать на пользующиеся спросом программы в государственных или частных университетах, если у них были частные спонсоры. У богатых был выбор, у бедных – нет. Система, призванная оказать поддержку абитуриентам из малообеспеченных слоев населения, закончила тем, что фактически наказывала их.

Новый закон отменяет Объединенную приемную комиссию и создает Центральную службу университетов и колледжей Кении, управляющую приемом во все университеты, как государственные, так и частные. Финансируемые правительством студенты будут иметь право поступить на программы по их выбору – в государственные или частные университеты. Эта Центральная служба будет также работать с Советом по кредитам, которые будут выдаваться на получение высшего образования, определяя студентов, имеющих право на получение стипендий и займов (помимо оказания услуг управления карьерой и профессиональной ориентации всем студентам). Конечным результатом является предоставление студентам из бедных семей дополнительной возможности выбора вузов и программ, в то же время расширяя социальное и культурное многообразие студенческого контингента во всех университетах и программах.

Деполитизация управления

Относительные преимущества, которые имеют государственные университеты – в смысле минимального нормативного контроля, финансирования студентов, а также их приема – обязаны политическому патронажу, под которым они находятся. При прежних законах каждый университет действовал, подчиняясь постановлению, принятому парламентом, который признавал главу государства или назначенного им лица ректором университета. Ректор назначал членов Совета университета, а также вице-ректора (исполнительного директора). При таком политическом устройстве правительство могло ориентировать университеты в желаемых направлениях, независимо от того, как это повлияет на качество образования, а университеты в свою очередь могли получать серьезные уступки со стороны государства. Так, вице-ректоры государственных университетов автоматически были членами Комиссии по высшему образованию, которая регулировала только частные университеты. Правительство время от времени увеличивало набор в государственные вузы, невзирая на их пропускную способность, поскольку спрос на высшее образование рос.

Закон об университетах 2012 года отменяет акты об отдельных университетах, аннулирует «ректорские обязанности» главы государства в государственных университетах и прекращает членство вице-ректоров государственных университетов в новой Комиссии по высшему образованию. Ректора теперь будут назначать выпускники университетов и Ученый совет университета – как лидера сообщества с высокими моральными и профессиональными качествами, как предусмотрено в Конституции. Проректоры будут назначаться университетскими советами на конкурсной основе, в результате поиска их на рынке труда. Цель состоит в том, чтобы деполитизировать администрацию университетов, укрепляя внутреннее управление как средство повышения качества.

Парадоксальная ситуация с качеством

Расширение студенческого выбора и управление изменениями конфигурации могут быть самыми легкими частями общей перестройки, но сможет ли новый закон радикально улучшить высшее образование Кении – это еще предстоит выяснить. Пока спрос на университетское образование остается ненасыщенным, и правительство по-прежнему является ключевым игроком в определении повестки дня университета, трудно поверить, что переход к рынку не отразится на университетах самым болезненным образом. Так, правительство за полгода (с октября 2012 по март 2013 года) увеличило число государственных университетов с 8 до 23. Кроме того, из 47 новых органов самоуправления, избранных в марте 2013, каждый хочет открыть университет, несмотря на вызывающий большое беспокойство недостаточный уровень сотрудников существующих университетов. Следует также отметить, что кроме Стратморского университета и Международного университета США, все частные университеты подражают государственным в создании кампусов-сателлитов по всей стране, высмеиваемых, с бедными ресурсами, однако повышающих их доход. Университет Mount Kenya, самый большой частный вуз, даже обогнал государственные университеты в гонке по созданию кампусов и открыл транснациональные кампусы в Южном Судане и Руанде.



Назад в раздел