ЧИСЛЕННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ДОКТОРОВ НАУК В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ США



Ричард А. Скиннер - старший консультант в фирме по подбору кадров для высшего образования, Ассоциированная компания Харриса

E-mail: rick@harrisandassociates.com

Рассматриваемый вопрос – опора американских инженерных докторских программ на зарубежных студентов, особенно индийцев. Изменения в американской иммиграционной политике в 1965 году стали толчком для возникновения постоянного и всё возрастающего потока азиатских студентов, поступающих в американские университеты; особенно на инженерные специальности. Более того, резко выросло число иностранных студентов обучающихся по докторским программам. К 2006 году иностранные студенты, имеющие временные визы резидента, составляли 64 % обучающихся на инженерных специальностях, и многие остались в Соединенных Штатах, часто в качестве профессоров. В последнем случае этот преподавательский состав сделал возможным то, что число обучающихся, как на уровне бакалавриата, так и на послевузовском, выросло к 2010 году до 20-летнего максимума. Продолжится ли эта тенденция роста в дальнейшем – пока неясно.

Потребность в наращивании потенциала

В последние годы на ведущих инженерных программах в Америке увеличилось число студентов и, как правило, на программах магистерского уровня нет свободных мест. Докторские программы, однако, редко заполнены до отказа (редко работают на полную пропускную способность). В результате получается пресловутая дилемма курицы и яйца: чтобы обучать большее число студентов, нужно иметь больше преподавателей.

Нехватка докторантов означает, что увеличения числа выпускников инженерной сферы будет нелегко добиться и, следовательно, будет меньше тех, кто поступает в докторантуру. Иностранные студенты приезжают в Америку скорее, чтобы продолжить высшее образование, чем получить базовое (т.е за степенями магистра и доктора наук, а не бакалавра). В 2007 году на долю иностранных студентов пришлось 24 % степеней магистра, 33 % докторантов, и только 4 % тех, кто получил степень бакалавра. Однако в 2010/11 году иностранные студенты составили лишь 3,5 % от общей численности контингента учащихся США.

При этом иммиграция из Индии – основной источник докторантов в технических науках – вероятно, продолжится, поскольку сохраняется разрыв в личных доходах между двумя странами, а может и ускориться из-за увеличения в Индии в будущем возрастной группы 16-34 года.

Рост числа обучающихся в инженерной сфере

В ближайшей перспективе американские технологические школы (факультеты) продолжат опираться на иностранных студентов при зачислении в докторантуру и для получения докторских степеней. Все говорит о том, что такая опора является разумной стратегий, но только на ближайшую перспективу. Демографические тенденции в Индии указывают на рост числа подготовленных студентов из Индии, которые будут претендовать на докторские программы в США. Кроме того, индийские исследовательские университеты развертываются не так быстро, как их китайские аналоги, так что американские вузы останутся привлекательными для индийцев, стремящихся в докторантуру, в частности, и потому, что английский язык является не чужим для них.

Кроме того, в иммиграционной политике США отдает предпочтение воссоединению семей, поэтому 40 % индийцев эмигрировали в Америку после 2000 года. Индийские иммигранты в значительных количествах, вероятно, будут продолжать приезжать, чтобы поступить на обучение в различные профессиональные области, в том числе на инженерные, в докторантуру. В 2010 году более 60 % получивших докторскую степень индийцев сообщили о планах остаться в Соединенных Штатах. Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе опора на иностранных студентов не может быть надежной. Национальный научный фонд сообщил, что в первом десятилетии 21 века процент азиатских студентов, планирующих остаться в Соединенных Штатах, снизился. Кроме того, если экономики Китая, Южной Кореи, Тайваня, и особенно Индии оправятся после глобальной рецессии последних лет, то число иностранных студентов может снижаться и дальше, так как появятся возможности для получения образования в своей стране.

В среднесрочной перспективе увеличение приема в докторантуру по инженерным программам зависит от поощрения выпускников продолжить образование в докторантуре и финансовой поддержки докторантов – как внутренних, так и иностранных. Шансы на успех убеждения невелики, поэтому американские докторские программы, скорее всего, будут нуждаться в привлечении иностранных студентов. Это, в свою очередь, потребует изменений в иммиграционной политике. Такой подход получил поддержку в Партнерстве для Новой Американской Экономики, коалиции городских мэров и глав корпораций под председательством исполнительных директоров от Microsoft и Boeing, а также мэра Нью-Йорка Блумберга.

Партнерство для Новой Американской Экономики в качестве одного из ключевых принципов организации увеличивает «возможности для иммигрантов приезжать в Соединенные Штаты на работу, а для иностранных студентов – остаться работать в США – чтобы мы могли привлечь и удержать лучших, самых ярких и самых трудолюбивых работников, которые будут укреплять нашу экономику». Федеральный закон об иммиграции должен уделить больше внимания облегчению въезда и пребывания в стране образованных лиц, заинтересованных в послевузовском образовании и предпринимательстве, ориентированного на инженерию, а не отдавать предпочтение воссоединению семей.

Долгосрочные перспективы

В долгосрочной перспективе поток иностранных студентов, прибывающих в Америку для получения последипломного образования, возможно, пойдет на спад, так как разница в доходах между американскими и иностранными профессионалами уменьшится, и экономические стимулы для иммиграции ослабнут. Усиление университетов, особенно исследовательских, в других странах, вкупе с востребованностью преподавателей у себя на родине, могут улучшить положение для остающихся дома, и они откажутся от эмиграции. К 2020 году только в Индии потребуется дополнительно 1 млн профессоров.

Зависимость американских докторских программ в инженерной области от иностранных студентов в целом и индийских студентов, в частности, показывает, насколько односторонним был поток талантов на протяжении длительного времени. Если бы иностранные студенты не иммигрировали в Соединенные Штаты в значительных количествах, начиная с середины 1960-х годов, получая степени PhD докторов наук в инженерной сфере, а затем оставаясь работать, трудно представить себе, как были бы возможны Американская космическая программа, прогресс в области вычислительной техники и достижения в использовании энергии.

Однако независимо от того, насколько такие тенденции будут возможны в будущем, – хотя бы частично, чтобы американские инженерные программы были обеспечены достаточным количеством подготовленных студентов, своих и зарубежных – с подготовкой докторов наук налицо проблемы уже сегодня.



Назад в раздел