КАК АНГЛИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ К 2025 ГОДУ?



Йерун Хайсмэн – профессор университета Бат, Великобритания

E-mail: j.huisman@bath.ac.uk .Гарри де Бур – старший научный сотрудник университета Твенте, Нидерланды. E-mail: h.f.deboer@utwente.nl .

Паулу Чарльз Пиментел Ботас – научный сотрудник университета Бат, Великобритания. E-mail: paulobotas@gmail.com.

Для интересующихся: полный текст статьи можно найти в: Higher Education Quarterly 66 (4), 341–62.

В 2009 году лейбористское правительство запросило независимый взгляд на будущее направление финансирования высшего образования в Англии. Комитет Брауна представил доклад, гарантирующий устойчивое будущее для высшего образования в 2010 году. Новое правительство – коалиция Консервативной и Либерально-демократической партий – взяло на вооружение многие из предложений комитета Брауна и включило их в правительственный информационный документ (white paper) 2011 года «Студенты – в центре системы». Многие наблюдатели считали, что предлагаемая политика приведет к радикальной реорганизации системы высшего образования. Так, правительство предложило ряд мер, которые, несомненно, окажут воздействие на студентов и вузы. Ключевыми элементами документа является то, что учебные заведения могут устанавливать

уровень платы за учебу от £ 6000 до £ 9000, в то время как до принятия новой политики плата составляла £ 3290. Гранты на обучение – выделяемые вузам на основе числа студентов и программ, на которые они зачислены – исчезнут, делая вузы в большой степени зависимыми от поступления студенческой оплаты за учебу. В то время как число студенческих мест было более или менее фиксированным (как и ограничение мест для отечественных студентов по каждой программе в высших учебных заведениях), правительство предложило сделать большую долю – около четверти – студенческих мест доступными на конкурсной основе, позволяя вузам вступать в конкурентную борьбу за места.

Последствия

Наблюдатели опасались, что повышение уровня платы за учебу оттолкнет потенциальных студентов от поступления в вузы, и что особенно это коснется молодежи из нижних социальных слоев, затрудняя ей доступ к высшему образованию. Кроме того, некоторые вузы могут потерять конкурентоспособность. Крупнейший профсоюз выступил с заявлением, что около четверти вузов могут просто прекратить свое существование. Утверждалось также, что подобная политика может привести к расслоению вузов, поскольку эти меры будут работать на исследовательские университеты и могут иметь пагубные последствия для учебно-ориентированных вузов.

В то время как некоторые из предсказанных последствий были хорошо аргументированы и подкреплены некоторыми эмпирическими данными, было очевидно, что невозможно в полной мере предсказать итоги такой политической реформы. Принимая во внимание название основополагающей работы об изменении политики – «Большие ожидания и противоречивые результаты» – фактическая реализация политики может отличаться от политических намерений. В то же время, грядущие социально-экономические и культурные перемены будут оказывать воздействие на систему независимо от политических реформ, потенциально вступая в конфликт с политическими намерениями.

Прогнозирование по дельфийскому методу

Таким образом, уместно обсуждать потенциальное развитие, только участвуя в дискуссиях о будущей форме и масштабах английской системы высшего образования и размышляя о возможных результатах в терминах вероятности и желательности. Мы, таким образом, осуществляем прогнозирование по дельфийскому методу (поддерживаемое грантом от Международной консультативной сети Великобритании "Leadership Foundation for Higher Education" ). В исследовании Delphi, экспертам по высшему образованию было предложено поразмышлять о заявлениях по поводу возможного развития событий и ситуации к 2025 году (например: «В английском высшем образовании к 2025 году частные провайдеры будут обслуживать 15% студентов»). В нашем исследовании в общей сложности 44 эксперта (каждый по отдельности) дали комментарии по поводу вероятности и желательности определенных событий к 2025 году (была предложена 21 формулировка). Во втором туре 70 процентов экспертов размышляли о наборе аргументов, претензий и утверждений первого раунда. Несколько раундов размышления могут быть использованы в Дельфийском исследовании (например, чтобы достичь консенсуса). Мы посчитали, что данные двух раундов являются достаточно содержательными, и использовали аргументы полного набора данных, чтобы построить два сценария для английского высшего образования.

Сценарий 1 Возврат к 2025 году разделения на «исследовательские» и «все остальные» вузы

Первый сценарий исходит из предположения, что рыночные механизмы, введенные в последние два десятилетия или около того, будут продолжать координировать работу системы. Это повлечет за собой некоторое уменьшение системы к 2025 году в связи со слиянием вузов и тем, что некоторые из них не переживут финансовый кризис. Различия между традиционными университетами и бывшими «политехниками» усилятся, появится новое разделение «на два лагеря». Система высшего образования к 2025 году будет состоять из примерно 25 исследовательских университетов и 70 «прочих» вузов. Сектор наукоемких институтов будет достаточно однородным; эти вузы все еще будут фигурировать в глобальных рейтингах – при условии, что их конкуренты на мировой арене также пострадают от финансового кризиса. В не-исследовательском секторе будет наблюдаться значительно большее разнообразие; в целом он будет ориентироваться на программы бакалавриата, хотя среди этих вузов будут и некоторые очаги успешных научных исследований. Частные (коммерческие) вузы смогут выйти на рынок, и к 2025 году на рынке будет значительное число малых и среднего размера частных университетов.

Сценарий 2: возврат к явному контролю

Согласно этому сценарию, растущая критика рыночных механизмов, их неспособность оправдать возложенные на них надежды приведет к ситуации, когда правительство будет вынуждено вмешаться напрямую. Больший объем инвестиций в сочетании с сильным государственным регулированием приведут к 2025 году к трехуровневой системе: шесть исследовательских университетов (эта замечательная шестерка будет продолжать стратегию выдающихся достижений (превосходства) и принадлежать к небольшой группе университетов мирового класса), которые установят достаточно высокую плату за обучение; около сорока общеобразовательных университетов с широкомасштабными миссиями (Grand Universities); и пять частных университетов, для которых настали трудные времена, поскольку студенты все чаще делают выбор в пользу государственного сектора. Система значительно сократится из-за принудительного слияния региональных вузов. Эти вузы будут процветать, отчасти из-за хорошей сетевой организации и сотрудничества между ними, в сочетании с сильным руководством и эффективным управлением.

Заключение

Оба сценария предполагают довольно резкие (радикальные) изменения в английской системе высшего образования, изменения, сравнимые с отменой бинарной системы в 1992 году: изменится количество учебных заведений, а также их специфика (исследовательские – или нацеленные на обучение, некоммерческие – или частные). Это выльется в серьезные последствия для доступа к высшему образованию, финансирования его и обеспечения качества. Сценарии также содержат более подробную информацию в отношении преподавания и обучения, и контингента учащихся. Конечно, в 2025 году наши предсказания будут признаны неверными, но суть не в этом. Мы надеемся, что эти сценарии станут стимулом к обсуждению нашего общего будущего, такого мира, в котором все мы – ученые, управленцы, политики и студенты – хотели бы жить.



Назад в раздел