АНГЛИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИХОРАДИТ?



Хитер Эггинс является приглашенным профессором в Университете Сассекса, Великобритания. E-mail: heggins@btinternet.com.

Англия, как и любая западная страна, заинтересована в максимальном развитии способностей своих граждан так, чтобы их профессиональные знания и умения работали на процветание страны. Поэтому в последнее десятилетие вопрос о доступе к высшему образованию рассматривался английскими властями как весьма важный, однако сегодня с этим возникли серьезные проблемы, провоцируемые изменением обстоятельств. Усилия последнего, лейбористского, правительства увенчались некоторым успехом: в частности, уровень участия в высшем образовании лиц из социально неблагополучных групп населения, который в 2004 году не превышал 18%, значительно возрос. Был предпринят ряд инициатив, в том числе организация летних школ, наставничество, посещение местных университетов, специально разработанные подготовительные курсы. Однако теперь, когда уровень участия лиц из социально неблагополучных групп достиг 30%, университеты попали в водоворот запутанных и противоречивых политических мер, которые угрожают свести на нет достигнутый успех и дестабилизировать систему в целом.

Подход современного правительства

Сегодняшней коалиции консерваторов и либеральных демократов, пришедшей к власти в 2010 году, приходится управлять страной в эпоху, когда необходимо принимать жесткие финансовые меры в ответ на международный кризис. Плата за обучение может теперь подняться до £ 9000 в год, а у студентов появились дополнительные «полномочия». Так, ряд высших учебных заведений предлагают студентам социальные стипендии (дотации), а если студент достаточно удачлив, чтобы получить две отметки А и одну B, он может получить место в университете и учебный курс по выбору. Тот факт, что абитуриенты, получившие высокие оценки, вправе пойти, куда захотят, означает, что вузы не смогут планировать свои итоговые количественные показатели. Появляются неконтролируемые риски, что создает большие финансовые затруднения для высших учебных заведений, причем ряд из них будет испытывать нехватку студентов.

Равные возможности доступа

Понятие «расширение участия» подразумевает привлечение большего общего количества студентов и расширения системы (высшего образования) в целом. Понятие «справедливый доступ» предполагает возможность такового для лиц из социально неблагополучных семей, которые способны учиться в университете. В недавнем докладе правительства даются рекомендации по новой национальной стратегии доступа. Будет создана сеть региональных координаторов, нацеленных на работу с учащимися, начиная с начальной школы и заканчивая «формой 6» – sixth-form studies (два последних класса средней школы, с углубленным изучением определенных выбранных предметов прим. перев.). Целью этой сети является поддержка одаренных детей, начиная с младшего школьного возраста, независимо от их социального происхождения, поощрение их стремления учиться в университете и содействие улучшению их академической подготовки.

Государственный орган «Служба справедливого доступа» играет важную

роль в утверждении политики приёма для каждого высшего учебного заведения, которое намерено взимать плату за обучение более £ 6000 в год. Ожидается, что институциональная политика доступа будет включать ряд социальных стипендий, а также другие инициативы. Самые элитные университеты, которые исторически имели более высокий процент студентов из лучших школ, испытывают давление: им рекомендовано принимать больше студентов из социально неблагополучных семей.

Однако политика политикой, а финансовый кризис никуда не денешь, и максимальная плата за обучение сегодня в Англии достигла £ 9000 для бакалавриата. Бремя оплаты сместилось от прямого государственного финансирования вузов к кредитам со стороны правительства для студентов с целью покрытия их расходов. Кредиты доступны и для студентов дневной формы обучения, и вечерней (part-time), а также для обучающихся в частных вузах. Гранты, предоставляемые с учетом материального положения (для расходов на проживание), по-прежнему доступны для лиц из социально неблагополучных семей.

Назначенные контрольные цифры

Основная проблема в английской системе – это способ, по которому контролируется общее число студентов. Каждый университет имеет контрольную цифру приема студентов, которая назначается Советом по финансированию. Изменить эту контрольную цифру почти невозможно: за уклонение от ее достижения применяются штрафные санкции. Такая система, хотя и сложна в управлении, работала достаточно хорошо. Попытки изменить её в направлении предоставления студентам большего выбора делают систему в целом неустойчивой.

Проблемы

Способствуют этому, в частности, две инициативы. Первая связана с диапазоном платы за обучение, взимаемой университетами. Чтобы убедиться, что студентам предложен диапазон цен за места в высших учебных заведениях, правительство / государство выделило в 2012 году 20 000 мест для вузов, где плата за учебу составляет £ 7500 или ниже. Предполагалось, что это станет стимулом для университетов снизить цены до £ 7500 и ниже, а для колледжей – предложить образовательные программы для получения степени и таким образом получить больше денег от правительства. Однако стимулы не заработали. Из 9600 мест, выделенных университетам, 4200 остались незанятыми, а из 10 400 выделенных колледжам дальнейшего образования, незанятыми остались 2800 (то есть в целом более трети мест остались неиспользованными).

Вторая инициатива привела к более серьезным последствиям, создав неопределенность и высокий уровень риска для вузов. В 2012 году правительство позволило университетам Англии набирать столько дополнительных студентов, сколько они хотят – с баллами ААВ (самый высокий уровень оценок) при вступительных экзаменах в университет. Казалось, это должно было быть выгодно для университетов наиболее высокой селективной группы (группы Рассела). Однако общее число претендентов 2012/13 года продемонстрировало падение числа абитуриентов на 5 % для лиц в возрасте 18 лет и падение числа абитуриентов на 15-20% для лиц 19 лет и старше. Круг претендентов, достигших уровня ААВ, сократился, из-за чего несколько университетов оказались не в состоянии набрать то число студентов, на которое они рассчитывали. Ливерпуль, Шеффилд, Саутгемптон – все из группы Рассела – не смогли достичь контрольных цифр, хотя в университете Бристоля число зачисленных выросло на 28 %. Среди других университетов, берущих плату за учебу в размере меньше £ 9,000, наблюдались большие различия. В то время как Стаффордширский университет потерял только 3% студентов, Городской университет Лидса

недосчитался 23%.

2013/14

Условия 2013/14 учебного года могут привести к еще большей нестабильности английской системы высшего образования: на этот раз места могут быть предложены студентам с оценками АВВ (а их больше чем получивших ААВ) в любом университете. Правила по дополнительным местам для оставшихся также изменились: для них будет только 5000 мест, но многие из них выберут вузы подешевле: с платой за обучение £ 7500 - £ 8250 в год.

Между тем для каждого университета остается фиксированным число набора студентов. 11 вузов превысили свой лимит по контингенту студентов в 2012 году; к ним применены штрафные санкции. Если будет принято много студентов, то вы -оштрафованы. Если примете слишком мало, то вам на будущий год урежут контингент приема. Вот такое балансирование на лезвии бритвы: мало кому нравится. Число претендентов на 2013/14 учебный год в Англии несколько (+2.8%) превысило их на 2012/13 год, однако значительно ниже наблюдавшегося в 2011/12 году. А в следующем году может быть еще хуже. Сочетание непредвиденных изменений в политике на фоне резкого подъема платы за обучение, к которому студенты не готовы, дестабилизирует английскую систему высшего образования: все большее число английских университетов сталкиваются с превышением расходов над доходами. Результаты 2013/14 учебного года могут означать для них финансовый кризис. Студенты, как говорит министр образования, сейчас являются «хозяевами положения», для вузов же это откат назад (утрата позиций).



Назад в раздел