ИНДИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТАКОВАЯ?



П. Дж. Лавакаре - член Совета Управляющих университета MITS, Раджастан, Индия. E-mail: lavakare@vsnl.com.

Высшее образования повсюду в мире претерпевает изменения. Глобализация открыла доступ к мировым рынкам и студенты стремятся их освоить. Потребность студентов стать «гражданами мира» признается всеми провайдерами образования. В некоторых вузах развитых стран высшее образование рассматривается как коммерческая деятельность: создаются кампусы за рубежом как часть новой сферы экономики. Для некоторых вузов зачисление иностранных студентов оказывается источником дохода, помогая сбалансировать сокращающиеся бюджеты. Студент становится движущей силой развития международного образования. В Индии, однако, интернационализация международного образования воспринимается по-иному. В Индии до сих пор обсуждают, как реагировать на процесс интернационализации. В последнем пятилетнем плане по развитию страны формулируется новая её модель.

Экспансия: роль международных партнерств

Международная стратегия Индии сдерживается внутренними соображениями. В условиях возрастания спроса на высшее образование и низкого общего показателя охвата, около 19 процентов, национальные интересы требуют расширения имеющейся сети высших учебных заведений. Требуются ресурсы, превышающие возможности бюджета. Все чаще страна обращается к частным и международным провайдерам высшего образования для наращивания национального потенциала. Рынок является экономически привлекательным для частных провайдеров высшего образования. Дверь для входа отдельных зарубежных вузов по-прежнему открыта не полностью. При таких ограничениях на первый план выходят партнерские отношения на государственном уровне. На данном этапе интересно проследить, какие преимущества Индия получала от международных партнерств в прошлом и не являются ли некоторые из этих моделей по-прежнему актуальными.

В качестве примера приведем опыт сотрудничества Индии с Соединенными Штатами в отдельных областях образования, таких как сельское хозяйство, наука и технологии. «Зеленая революция», произошедшая в сельском хозяйстве Индии в 1950-х годах восходит к индо-американскому сотрудничеству в сельскохозяйственных науках. Оно способствовало устойчивому развитию научных исследований и образования в сфере сельского хозяйства. Сельскохозяйственное образование в Индии получило большую пользу от сотрудничества на правительственном уровне в образовании через специальные высшие учебные заведения.

В 1960-е годы консорциум из американских университетов оказал содействие в создании таких образовательных учреждений как Индийский технологический институт (Канпур) и Национальный совет исследований в области образования и обучения (Нью-Дели), оба основаны академическими партнерствами под эгидой правительств двух стран. Оба эти вуза в настоящее время полностью индийские – с точки зрения преподавательского состава и управления. Можно ли использовать эту модель, чтобы помочь индийскому правительству в его усилиях по увеличению числа колледжей и университетов через частные и государственные инициативы? Могут ли некоторые из новых учебных заведений быть продуктом партнерских отношений правительств двух стран? Если прежние модели доказали свою действенность, ясно, что создание таких партнерств на правительственном уровне может быть более эффективным, чем передача программы расширения полностью в руки частных предпринимателей. Возможно также создание на основе взаимных соглашений совместных индийско-американских учебных заведений в Индии. Новый пятилетний план развития высшего образования говорит о следовании политике интернационализации. Может ли новая политика проложить путь для таких инициатив на правительственном уровне?

Согласно отчету Ассоциации индийских университетов, по состоянию на 2010-й год в Индии действовали около 630 зарубежных высших учебных заведений. Почти все они возникли стихийно, индийское правительство не признает за ним права присваивать степени. Студенты, получающие дипломы этих вузов, не могут получить работу в государственном секторе или поступить на индийские постдипломные программы. Национальное законодательство, которое, как предполагается, будет разработано в будущем, безусловно потребует, чтобы эти учреждения были зарегистрированы индийским правительством. Судьба этих учреждений остается неопределенной. Такие иностранные поставщики образования в некотором смысле запятнали образ интернационализации высшего образования в Индии.

Сотрудничество с преподавателями

В условиях общей нехватки качественного преподавательского состава в Индии, правительство решило рассмотреть в новом Плане способы интернационализации. Были обнародованы планы Правительства и сегодня разрабатываются механизмы сотрудничества с развитыми странами, в которых индийские преподаватели будут обучаться международным стандартам преподавания и ведения научных исследований. Хотя данная инициатива является полезной, по-прежнему остается проблема заполнения большого количества вакантных должностей преподавателей – даже в добротных индийских вузах, таких как Индийский Технологический институт. Политика Правительства не одобряет постоянную работу иностранных преподавателей в Индии. Кроме того, предлагаемая оплата труда едва ли будет привлекательной для зарубежных преподавателей. При отсутствии решения о том, как заполнить вакантные места – местными ли преподавателями или приезжими – интернационализация нашей системы просто за счет «обучения преподавателей за границей» не кажется действительно эффективной стратегией.

Предложение совместных степеней через сотрудничество

Правительство предпринимает попытку создания международной стратегии образования, поощряя индийские вузы вступать в партнерства с зарубежными университетами и предлагая индийским студентам совместные степени. Зарубежные университеты не должны открывать кампусы в Индии, но их преподаватели могут вести в Индии утвержденные курсы. Студенты будут проходить часть программы четырехлетнего бакалавриата в Индии, а другую часть – в зарубежном университете.

Это привлекательный подход к интернационализации, дающий возможность "глобального погружения" для индийских студентов для получения иностранной степени по сниженной цене. Вузами-партнерами должны быть согласованы академическое качество, финансовые расходы и административные меры для признания совместной степени. Однако прежде чем представить вузам подумать о такой возможности, правительство обнародовало один нюанс: о выборе учебных заведений, с которыми частные образовательные вузы Индии могли бы сотрудничать. Правительство настаивает на том, чтобы индийские вузы выбирали зарубежных партнеров только среди вошедших в «top 500» – то есть только из 500 лучших университетов мира. Как известно, ни один индийский вуз в эти 500 не входит. Поэтому с чего бы хорошим зарубежным учебным заведениям «снисходить» до «не попадающих в рейтинг» индийских вузов? Это непривлекательное предложение для партнерства. К сожалению, такой подход к интернационализации едва ли окажется эффективным.

Нет внимания к иностранным студентам

Последняя составляющая стратегии интернационализации касается отправки индийских студентов за границу и привлечения иностранных в Индию. Правительство оставляет индийским студентам свободу выбора места обучения.. Индийское правительство не планирует (в отличие от бразильского) выделять стипендии для обучения в таких странах, как Соединенные Штаты. Также не существует планов содействия культурному взаимопониманию с другими странами, чтобы поощрять индийских студентов учиться, например, в Китае или Бразилии. Все видели программу президента Обамы «100 000 сильных» о поддержке американских студентов, едущих в Китай. Индия также не имеет больших планов по привлечению иностранных студентов. Инфраструктуры, необходимой для размещения иностранных студентов – хороших общежитий, обученного персонала, услуг по консультированию и т.д. – в большинстве индийских высших учебных заведений не существует. Число студентов, ранее приезжавших из Африки, за последние годы сократилось, и Индия пока не проявляет никакого стремления вернуть былой поток. Внимание к студенту в индийской стратегии интернационализации полностью отсутствует.

Заключение

Индия примерялась к взаимодействию с различными заинтересованными сторонами интернационализации – студентами, преподавателями и учебными заведениями – как-то вяло и нерешительно, со ссылкой на административные и правовые рамки. В 2004 году правительство организовало академические комитеты под эгидой своего высшего органа – Комиссии по университетским грантам – для продвижения индийского высшего образования за рубежом, а в 2009 году подготовило План Действий по интернационализации высшего образования. К сожалению, стратегии, рекомендованные обеими этими комиссиями, не отразились на стратегии интернационализации Индии. Новый план предполагает, что будет создано профессиональное агентство «Индийский Центр Международного Образования» для проведения мероприятий по интернационализации. Ожидается, что он поддержит избранные вузы, создавая специализированные отделы по интернационализации. Будем надеяться, что это новое предполагаемое агентство не потеряется в бюрократическом лабиринте индийской системы высшего образования.



Назад в раздел