СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ



Филип Дж. Альтбах – профессор и директор Центра международного высшего образования, Бостонский колледж. E-mail: altbach@bc.edu.

Паван Агарвал – советник по высшему образованию, Комиссия по планированию, правительство Индии. E-mail: apawan08@gmail.com .

Хотя индийское высшее образование страдает от многих дисфункциональностей, и система в целом характеризуется как «редкие островки выдающихся достижений в море посредственности», по некоторым международным сравнениям Индия выглядит достаточно хорошо. Вот несколько примеров:

ü Индия является мировым лидером по объему ВВП, выделяемого из государственных и частных источников на высшее образование. Индия направляет очень высокую долю своего национального богатства на высшее образование 3 % от ВВП (1,2% из государственных 1,8% из частных источников), которые Индия тратит на высшее образование – это больше, чем выделяет США (1,0% из государственных и 1,6% из частных источников) или Южная Корея (0,7% из государственных и 1,9% из частных). Это предполагает ограниченные возможности для дальнейшего увеличения, хотя требуется больше, поскольку в абсолютных цифрах инвестиции в высшее образование не соответствуют международным показателям (стандартам). Кроме того, существует настоятельная необходимость эффективного и рационального использования средств, так, чтобы, соблюдая справедливость (равные возможности), поощрять в то же время выдающиеся успехи (выдающееся качество, превосходство).

ü Общий охват высшим образованием в Индии составляет 18% в возрастной группе, имеющей право доступа к высшему образованию; это самый высокий процент среди стран уровня развития Индии. Это особенно впечатляет, учитывая размер страны и ее неоднородность. Недавно утвержденный 12-й пятилетний план нацеленный на повышение общего охвата высшим образованием до 25% к 2017 году, является как желательным, так и достижимым.

ü Наконец, академические зарплаты на фоне других стран при сравнении паритетов покупательной способности являются в Индии довольно высокими. Недавнее исследование показало, что среди 28 стран Индия занимает четвертое (сверху) место по начальной ставке заработной платы в академической сфере и показывает лучшие результаты, чем другие страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Китай занимает последнюю строчку по средней заработной плате. Эти хорошие (для Индии) показатели – результат значительного увеличения зарплат в 2006 году.

Качество по доступной цене?

Получает ли Индия выгоду от ее инвестиций в высшее образование? Кроме того, в деньгах ли исчисляется решение стоящей перед страной проблем? Большинство экспертов согласны с тем, что в среднем индийские колледжи и университеты не производят чего-то выдающегося и определенно не являются учебными заведениями «мирового класса». Ряд причин связан с позитивными тенденциями, отмеченными здесь. Хотя Индия инвестирует значительные суммы в высшее образование, учитывая все больший объем средств, поступающий от студентов и их семей, расходуются они неэффективно. Налицо слабая координация между штатами и органами центрального государственного управления.

Многие из 34 000 колледжей базового высшего образования, которые выпускают бакалавров, Индии слишком малы, чтобы быть жизнеспособными. Они, как правило, недоукомплектованы персоналом и плохо оснащены, две трети даже не удовлетворяют установленным правительством минимальным нормам; и они неспособны к введению новшеств из-за жесткого бюрократического управления системой филиалов, которая связывает колледжи с головным (supervising) университетом. Все это делает систему весьма раздробленной, разбросанной и трудно управляемой. Существуют веские аргументы в пользу консолидации и слияния небольших вузов. Но система филиалов широко распространена и имеет глубокие корни, поэтому демонтаж ее не является ни возможным, ни желательным. Однако децентрализация части учебной программы имеет большие перспективы. При большей академической автономии основные курсы могут быть оставлены при университете, а ответственность за остальную часть учебной программы передана колледжам. Это создало бы в колледжах желаемую культуру внедрения инновационных идей. Кластеризация (объединение в группы) и даже слияние малых колледжей также должны играть свою роль в этой реформе. Кроме того, университеты, которые включают в систему в качестве филиалов большое количество колледжей, должны быть разбиты на два (или более) университета, чтобы каждый из них присоединял меньшее число колледжей; это будет способствовать повышению общей академической эффективности.

В то время как общий процент охвата высшим образованием является неплохим по международным стандартам, Индия, однако, на четыре десятилетия отстает от большинства развитых стран по контингента студентов. В то время как Соединенные Штаты имели к 1940-му году коэффициент приема 15%, большинство продвинутых стран достигло этого этапа несколько десятилетий спустя. Великобритания, Австралия, Франция и Япония имели в 1975 году коэффициент приема 18%, 23%, 24% и 25 % соответственно, а Корея в 1975 году зачислила только 8 % возрастной группы; в 1980 году это число выросло у нее до 13 %, а к 1985 году произошел рывок до 34 %. Все эти страны достигли системы, близкой к всеобщему высшему образованию, но следует признать, что число обучающихся росло рука об руку с ростом спроса на квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, составляя менее 5% рабочей силы. Учитывая, что более половины населения Индии по-прежнему занято в сельскохозяйственном секторе с ограниченной необходимостью в высокой квалификации, настоящий уровень числа учащихся в Индии кажется адекватным. Более сложной проблемой является то, что студенты не желают учиться по специальностям, которые будут наилучшим образом способствовать экономическому росту или их собственной перспективе трудоустройства. Кроме того, работодатели регулярно жалуются, что выпускники не соответствуют имеющимся рабочим специальностям.

Хотя индийские работники академической сферы по международным нормам являются относительно хорошо оплачиваемыми, они не всегда эффективны. Ученых и особенно преподавателей колледжа, сдерживает жесткая бюрократия. Кроме того, их труд не оценивается должным образом: повышение зарплаты и продвижение осуществляются скорее на основе трудового стажа. К сожалению, увеличение зарплат в 2006 году не сопровождалось реформами в профессии преподавателя или требованиями в отношении оценивания. Системе показателей экономической эффективности для продвижения и назначения профессоров и преподавателей еще предстоит укорениться. Похоже, что индийские работники академической сферы хотят работать хорошо, и большинство из них преданы своей профессии – но им мешают структурные препятствия и окостеневшая культура.

Наше общее впечатление таково, что, несмотря на некоторые сферы, в которых Индия не уступает в глобальном масштабе, глубинные структурные и культурные препятствия ограничивают эффективность ее академической системы.

Выводы

У Индии есть достижения в высшем образовании. Задача состоит в том, чтобы использовать планы развития наилучшим образом и реформировать окостеневшую систему. В случае Индии расходы не обязательно означают эффективность. В этом смысле, индийское высшее образование можно сравнить с американской системой здравоохранения. США тратят самое большое количество средств на душу населения в сфере здравоохранения, однако расходы не дают должных результатов. Реформы Обамы, как и 12-й пятилетний план Индии, могут, наконец, улучшить окостеневшие системы, где традиционно доминируют «группы с особыми интересами» и конфликты между федеральным правительством и штатами. Недавно утвержденный 12-й пятилетний план представляет собой хорошую основу для перемен. Он стремится поставить в соответствие центральные государственные инвестиции с инвестициями штатов, новые компетенции – с спросом на рабочие места. Он также стремится к созданию культуры производства путем расширения системы конкурсных грантов и создания соответствующих институциональных механизмов. Однако успех зависит от эффективного осуществления этого плана.

__________________

*ПримечаниередакторакнигаподредакциейФ. Альтбахаидругих “Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts”, the article “Academic Salaries in Kazakhstan: Current Status and Perspectives”, 2012 г. “Routledge”, публикациянарусскомязыке «Какплатятпрофессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов», 2013 г., Изд-во «Высшая школа экономики, М.



Назад в раздел