ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ «ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА» В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРЕПОДАВАНИЯ



Йоханнес Веспель - научный сотрудник Института исследований по высшему образованию в Ганновере, Германия. E-mail: wespel@his.de.

Доминик Орр – руководитель проекта в том же центре. E-mail: orr@his.de

Майкл Йегер – заместитель директора того же центра. E-mail: m.jaeger@his.de.

В последние годы набирают популярность национальные инициативы по поощрению выдающихся научных успехов, превращаясь в инструмент управления и финансирования для систем государственного высшего образования во многих странах ОЭСР и прежде всего в Германии. В этой статье мы попробовали разобраться, учитывается ли и как именно учитывается различными существующими инициативами поощрения высокого мастерства преподавание в вузе. Два основных результата нашего исследования состоят в том, что: (а) преподавание и обучение играют подчиненную роль в схемах финансирования выдающихся успехов / высокого мастерства в университетах и

(в) существует значительно меньше единообразия в отношении определения «высокого мастерства» и в отношении программ, поощряющих таковое, в сфере преподавания – по сравнению с научными исследованиями.

Инициативы поощрения высоких стандартов деятельности

Официальные описания государственных схем финансирования, нацеленных на высокие стандарты деятельности, были проанализированы на рабочей группе ОЭСР, и результаты обсуждались на семинаре ОЭСР для национальных экспертов. Рассмотрены 24 таких схемы из 16 стран, представляющих четыре континента. Исследования показывают, что возник общий план для инициатив поощрения высоких стандартов деятельности. В результате предполагающего конкуренцию многоступенчатого процесса с участием международных рецензентов и во многих случаях с выездом на места выделяется ограниченное число центров, состоящих из высококлассных ученых. Выбранные центры получают щедрое государственное финансирование для осуществления программы научных исследований – с учетом хода последних и положительной оценки результатов. Периоды финансирования занимают больше времени, чем решение о финансировании проекта. В среднем научное исследование занимает около шести лет, и способность центров к самодостаточному развитию в дальнейшем является важной задачей схем финансирования. Большинство инициатив прошли несколько периодов финансирования с момента их создания. Политические цели схем поощрения высоких стандартов определяются некоторым общим образом и, как правило, сами по себе не связаны с конкретными областями науки. Целевые установки повышения конкурентоспособности национальной системы науки и стимулирования сотрудничества между вузами и / или дисциплинами стоят выше других. Многие инициативы возникают из национальной стратегии инноваций, в которой государственный сектор научных исследований представляет собой решающее звено.

Статус преподавания

Университеты, основная цель инициатив поощрения высоких стандартов, рассматриваемых в этой статье, служат связующим звеном между научными исследованиями и их распространением путем преподавания и обучения. Поэтому, интересно проследить, каким образом государственное финансирование поддерживает эту связь. Для этого описания программы поощрения высоких стандартов анализируются на образце, с точки зрения того, входит ли и как именно входит преподавание в критерий оценки проектов. Было обнаружено, что подавляющее большинство инициатив сосредоточено на факторах, связанных с научными исследованиями, таких как прошлые заслуги в области исследований, инновационность и обоснованность (реализуемость) предлагаемых исследовательских проектов, а также практическая ценность результатов. Преподавание не входит в число критериев оценки в большинстве инициатив. Есть лишь несколько случаев учета преподавания, именно: инициатива Испанского Международного Кампуса (успехи в исследовательской работе и преподавании оцениваются одинаково высоко); Ирландская программа научных исследований в учебных заведениях третьего уровня (акцент на преподавание и обучение является одним из четырех основных критериев оценки); Южно-Корейская программа университетов мирового класса (нацелена на создание новой среды для профессорско-преподавательского состава, в том числе, на улучшение преподавания); а также инициатива высоких стандартов в Германии (результаты научных исследований в сфере преподавания являются одним из критериев среди 15 других).

Результаты показывают, что термин «высокие стандарты», используемый в государственных схемах финансирования, явно тяготеет к научно-исследовательской деятельности. Критики опасаются, что высокая репутация, приобретаемая в результате официального присвоения статуса, в соединении со значительными средствами, выделяемыми успешным претендентам, может побудить университетских ученых к сосредоточению на научных исследованиях в ущерб преподавательской деятельности. Именно в контексте этих дебатов некоторые страны начали осуществлять отдельные, автономные инициативы поощрения новых и выдающихся концепций обучения. Эти инициативы поощрения высокого мастерства в преподавании вдохновляются схемами поощрения высоких стандартов, ориентирующимися на научные исследования, с точки зрения их структуры и того, как происходит процесс отбора: зарубежные коллеги оценивают пул конкурирующих предложений с помощью процедур, кладущих в основу качество, и финансирование достается лучшим претендентам. Примерами таких инициатив являются финские Центры высоких стандартов в университетском образовании, чьи финансируемые подразделения, как ожидается, будут играть ключевую роль в повышении качества и дееспособности университетского образования в долгосрочной перспективе; центры высоких стандартов в преподавании и обучении Соединенного Королевства, действовавшие в период между 2005 и 2010 годами, поддержавшие 74 центра развития преподавания и обучения в британских университетах; французские инициативы высоких стандартов в инновационном преподавании, которые начали осуществляться в 2012 году с целью финансирования инновационных проектов в образовании, служащих образцом для других высших учебных заведений, а также немецкий план (Отличный преподаватель), обеспечивающий финансирование десяти избранных вузов, реализующих инновационные концепции обучения.

Высокие стандарты и многообразие

Более пристальный взгляд на описание специализированных программ высокого мастерства в преподавания обнаруживает, что финансируемые подразделения, а также конкретные меры по достижению и поддержанию высокого мастерства, очень разнообразны даже в пределах одной инициативы. Имеющими право участия подразделениями могут быть кафедры, факультеты, университеты, ограниченные временем программы или межвузовские сети. Они могут быть независимыми центрами, прикрепленными к существующим учебным единицам или идентичными с ними. Поддерживаемые меры включают квалификацию персонала и реформы учебных планов, развитие навыков студентов, создание электронного обучения, или возвышение голоса студентов в управлении университетом. Это контрастирует с инициативами, ориентирующимися на высокие стандарты научной деятельности, для которых определение того, что такое «высокие стандарты» – и как их лучше достичь – более единообразно во всех странах и инициативах. На этот вывод накладывается еще одно соображение: инициативы «высокого мастерства» в преподавании делают типовой характер предлагаемых концепций – то есть их переносимость на другие вузы и обстоятельства – первостепенным критерием оценки помимо инновационности как таковой. Критерий сопоставимости занимает гораздо меньшее место в инициативах «высоких стандартов» в научных исследованиях. Таким образом, представляется, что инициативы «высокого мастерства» в преподавании обычно играют иную роль, чем инициативы «высоких стандартов» в научных исследованиях. В то время как в научных исследованиях схемы «высоких стандартов» могут рассматриваться как средство точного определения научной ценности творчества через тестирование образцов действия, инициативы преподавания носят более исследовательский характер: они, как ожидается, в первую очередь помогут прояснить, что такое «высокое мастерство» преподавания.

Нерешительность при включении преподавания и обучения в крупнейшие национальные инициативы по высоким стандартам, описанная выше, как представляется, является следствием отсутствия согласованных процедур, стандартов и критериев «высокого мастерства» в преподавании. Остается выяснить, возникнет ли унифицированное понимание высоких стандартов преподавания со временем, или разнообразие подходов, наблюдаемых сейчас, останется и в будущем – возможно, в результате сильно зависящей от контекста и более разнообразной по характеру деятельности преподавания. Если не будет найдено, как именно преподавание приобретает свойства эмерджентности*, вполне вероятно, что научные исследования и в дальнейшем будут играть основную роль в определении общих «высоких стандартов» в высшем образовании – вот где скрывается огромная масса проблем, с которыми сталкивается предоставление высшего образования в обществе знания.

_______

* Прим. переводчика - эмерджентность – качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.

9295 зн.



Назад в раздел