ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СЛУЖБЫ ОЦЕНКИ ДОКУМЕНТОВ



Джордж Д. Голлин – профессор физики, Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн. E-mail: g-gollin@illinois.edu.

Через год после прохождения практики в Африке молодой африканский врач оказался ищущим работу в Греции. Он обратился в Службу оценки дипломов с просьбой подтвердить легитимность его медицинского образования, отправив отчет о своих выводах на его новое место проживания (в Грецию). В Службе пообещали дать «справедливую и честную оценку» и заявили, что они «борются с мошенничеством с помощью профессиональных методов и проверок». Определили, что «уровень образования данного претендента эквивалентен степени доктора медицины… аккредитованного вуза Соединенных Штатов Америки».

В отчете не было указано, что владелец фирмы оценки дипломов сам является мошенником и оштрафован на 15 000 евро за организацию фальшивого вуза («фабрики дипломов») в Европе. Мошенничество с медицинским образованием восходило к пакистанской «фабрике дипломов», однажды попытавшейся продать и мне докторскую степень в области торакальной хирургии. Однако я физик, а не врач.

Другой специалист по оценке дипломов получал плату от владельцев «фабрики дипломов» в Северной Америке за подтверждение того, что они работают в известном учебном заведении Африки, а не в криминальной компании, основанной в Соединенных Штатах. Третий держал на работе сомнительного типа, который числился «вице-президентом» и «деканом» пары фальшивых вузов. В сфере высшего образования существует много легитимных служб оценки документов, подтверждающих квалификацию, однако немало и мошенников.

Зарубежные службы оценки документов

Стремительные изменения в сфере международного высшего образования усложняют процесс принятия решений, касающихся переноса кредитов, когда студенты выезжают за границу. Поскольку держать собственных специалистов по оценке зарубежных программ затратно, для вузов и работодателей естественно искать услуг внешних экспертов, таких как Международный отдел образовательных услуг Американской ассоциации университетских регистраторов и сотрудников приёмных комиссий (AACRAO) или Национальная ассоциация услуг по оценке документов (NACES). Члены сетей ENIC-NARIC (ENIC – Европейская Сеть информационных центров в Европейском регионе; NARICСеть национальных информационных центров по академическому признанию в Европейском Союзе) также предоставляют надежные услуги оценки документов.

К сожалению, в Соединенных Штатах не существует нормативного контроля за сотнями зарубежных служб по оценке документов. Даже членство оценщика в профессиональной ассоциации иногда ни о чем не говорит: в 2009 году специалист по оценке, который работал с печально известным «Университетом св. Реджиса», пригласил легитимных оценщиков присоединиться к фальшивой компании, пользующейся известным брендом, якобы намеревающейся помочь «небольшим независимым агентствам объединиться и получить более широкое признание». Большинство компаний, уже перечисленных в качестве членов, сотрудничали с известными фальшивыми вузами. В связи с этим NAFSA, уважаемая Ассоциация работников международного образования, предупреждает, что членство в NAFSA «не означает, что NAFSA рассмотрела или одобрила программы или деятельность членов, или что членство в NAFSA дает организации некоторое подтверждение о благонадежности». Члены NACES придерживаются стандартов, но только 21 оценщик в настоящее время попал в список членов организации.

Как должен отдел кадров корпорации различать легитимную американскую службу оценки зарубежных документов (Foreign Credentials Service of America) и фиктивное агентство, которое пользуется именем этой службы, а потом внезапно закрывается, когда его американские владельцы через год обвиняются в мошенничестве с использованием электронной почты и телефонной линии?

Недостаток информации облегчает обман

Порой удивительно трудно найти надежную информацию о полномочиях учебного заведения предоставлять то или иное образование. Иногда здесь существуют свои тонкости: в Соединенных Штатах Совет по аккредитации высшего образования (CHEA) поддерживает полную базу данных по аккредитованным программам и университетам, но конкретные решения о предоставлении полномочий (лицензий) на образовательную деятельность принимаются штатами, а не федеральным правительством. Легитимные учебные заведения, которые не добиваются аккредитации, отсутствуют в базе данных CHEA.

Иногда информация об университетах страны является неполной, недоступной или ненадежной. После окончания гражданской войны в Либерии единственный опубликованный список признанных университетов страны был на вебсайте либерийского посольства в Соединенных Штатах. Но глава посольства и его заместитель брали взятки от владельцев американских фальшивых вузов и дали им контроль над веб-сайтом. Список «признанных» учебных заведений включал их «фабрики дипломов» до тех пор пока новый посол не вышвырнул негодяев. Портал ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) дает неполную информацию по признанным высшим учебным заведениям: из африканских стран там перечислены всего три, а для доступа к более обширной электронной базе данных по глобальному образованию, находящейся под управлением AACRAO, требуется платная подписка.

По моему опыту, большинство вводящих в заблуждение оценок включают заведомо ложные сведения о провайдере, имеющем полномочия присваивать степени. Отсутствие универсальной, доступной, исчерпывающей базы данных по признанным учебным заведениям позволяет нечистоплотным оценщикам продавать свои услуги клиентам «фабрик дипломов».

Иногда нечестные оценщики документов предлагают заведомо недостоверные сведения при сравнении легитимных программ разных стран. Примером может служить оценка трехгодичного обучения в одной стране: оценщики, основываясь на чьих-то суждениях, утверждали, что эти степени не соответствуют бакалаврским степеням Соединенных Штатов. Но такие утверждения оказались результатом расовых предрассудков, а не вдумчивой оценки рассматриваемых академических программ. Авторы – оба они известны связями с «фабриками дипломов» – пришли к подобным заключениям, чтобы привлечь потенциальных клиентов, ищущих завышенной оценки своей квалификации.

Распространение информации в соответствующей среде

Установление личностей и описание практики мошенников от высшего образования, размещенное в открытом доступе и индексируемое Гуглом, точная информация о них может оказаться разрушающей для индустрии «фабрик дипломов». Месячный доход св. Реджиса неуклонно снижался с уровня $ 250 000 в декабре 2004 года до нескольких тысяч долларов в августе 2005 года благодаря сочетанию неблагоприятного освещения в печати и правдивому анализу, выложенному в интернете. Разоблачение обманной практики нечестных оценщиков документов, подтверждающих квалификацию, также может быть эффективным инструментом их подавления.

Одним из возможных хранилищ документации могло бы быть государственное учреждение, которое получало бы достоверную информацию от специалистов высшего образования (включая попутные оценки образования фальшивых вузов), а затем публиковало бы ее. Однако раскрытие такой информации несет риски для разоблачителей, от судебных исков до угроз физической расправы.

В течение нескольких лет штат Орегон размещал полезный (но неполный) список «фабрик дипломов». Штату регулярно угрожали судебным иском операторы и клиенты фальшивых вузов и в конечном счете удалили материал из всемирной сети. Учитывая международный характер теневого сектора, который занимается продажей ложных документов об образовании, было бы разумно, чтобы ЮНЕСКО приняла на себя ответственность за хранение и распространение информации. Но это потребовало бы воли и ресурсов, чего пока нет в наличии.



Назад в раздел