СДЕЛКА С ДРАКОНОМ: КИТАЙСКО-АФРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



Милтон О.Обамба является научным сотрудником Африканской сети по интернационализации образования, Элдорет, Кения

E-mail: M.O.Obamba @ Leedsmet.ac.uk.

Китай и Африка имеют давнюю традицию двустороннего сотрудничества. Создание Форума по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC) в 2000 году резко революционизировало китайско-африканское сотрудничество. Это межправительственный орган, созданный совместно Китаем и африканскими странами для разработки плана укрепления двустороннего сотрудничества между Китаем и 50 африканскими странами-членами. Можно сказать, что создание FOCAC стало частью институционализации и интенсификации китайско-африканских отношений во времена углубления многостороннего сотрудничества, хотя одновременно активизировался и критический их анализ. С момента создания FOCAC объемы торговли значительно увеличились: с 10 млрд. долл. США в 2000 году до 160 млрд. долл. США в 2012 году. Аналогичным образом значительно возрос уровень официальной помощи Китая, направленной на развитие Африки, увеличившись с 5 млрд. долл. США в 2006 году до 20 млрд. долл. США в 2012 году.

Короче говоря, сотрудничество Китая с Африкой углубляется и распространяется на стратегическую, экономическую и социально-политическую сферы. Концентрируя внимание на развитии китайско-африканского сотрудничества в области образования, его характере и объеме статья опирается на анализ политических документов, выработанных китайским правительством и FOCAC. Цель статьи – способствовать созданию более системного представления о двустороннем китайско-африканском сотрудничестве в области образования .

Человеческий потенциал и академическая мобильность

Самая ранняя форма образовательного сотрудничества между Китаем и Африкой состояла из относительно мелких и несистематических форм обмена, подразумевающих исходящую мобильность африканских студентов и входящую мобильность китайских преподавателей в 1950-е – 60-е годы. Эта модель предполагала небольшое число китайских государственных стипендий для африканских студентов. В 1970-х годах для подготовки африканских специалистов в различных областях были созданы краткосрочные учебные программы в Китае. Первый План Действия FOCAC (2000) подтвердил готовность Китая увеличивать количество государственных стипендий и число китайских преподавателей, прибывающих в Африку. Важно отметить, что согласно Плану Действий также был создан Фонд развития человеческих ресурсов Африки в целях обеспечения более скоординированного механизма подготовки африканских специалистов. За последнее десятилетие объемы китайских стипендий и число направляемых в Африку специалистов продолжали расти. Число стипендий, например, выросло с 2000 в 2003 году до 6000 (в год) в 2012 году. Этот новый всплеск китайских инициатив в Африке вызвал озабоченность в отношении прозрачности критериев профессиональной подготовки во всех 50 странах Африки (различных по своим возможностям). Учитывая обширность и разнообразие африканского континента, китайский подход недифференцированного сотрудничества с целым континентом породил критику приоритетов Китая и эффективности сотрудничества такого масштаба.

Наращивание потенциала

Как в рамках FOCAC, так и вне таковых поддержка развития инфраструктуры оставалась на повестке дня в китайско-африканском сотрудничестве на протяжении многих десятилетий. На третьем саммите FOCAC Пекин взял на себя обязательство построить 100 сельских школ в Африке, а на четвертом саммите речь шла о строительстве 50 школ китайско-африканской дружбы и обеспечении научным оборудованием африканских ученых, которые обучались в Китае. Некоторые из этих программных китайских проектов по инфраструктуре образования в Африке включали Эфиопско-Китайский Политехнический Институт в Аддис-Абебе и Университет Науки и Технологии в Малави. Китайские масштабные инфраструктурные проекты были подвергнуты критике за то, что они скорее открывают возможность для коррупции и политического патронажа со стороны правящей африканской элиты, чем содействуют устойчивому развитию страны. Тем не менее, помощь Китая в финансировании инфраструктуры жизненно важна для Африки, так как традиционные западные доноры больше не проявляют подобных инициатив, а правительства африканских стран сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями.

Академическое партнерство

Хотя взаимная академическая мобильность была важной чертой китайско-африканского сотрудничества в области образования с 1950-х годов, существовало мало возможностей для прямого межвузовского взаимодействия. Это происходило потому, что китайско-африканское сотрудничество преимущественно осуществлялось в рамках межправительственной бюрократии, без возможности участия негосударственных заинтересованных сторон. Межвузовское сотрудничество поэтому является относительно недавним делом и по праву считается открывающим новые горизонты. В Пекинском Плане Действий 2006 года впервые предпринята попытка начать сотрудничество институционального уровня через создание Институтов Конфуция, хотя и они также в значительной степени организовывались на межправительственном уровне как часть глобальной "мягкой силы" Китая. Программа сотрудничества 20+20, созданная в 2009 году, является еще одной важной инициативой. Эта программа предусматривает «запуск» структурно оформленных одинаковых партнерств между 20 китайскими и 20 африканскими высшими учебными заведениями в целях содействия наращиванию потенциала и устойчивого развития.

Сотрудничество в целях устойчивого развития

Четвертый и пятый Планы Действий FOCAC, разработанные в 2009 и 2012 годах, отражают радикальный сдвиг в характере, масштабах и тематике, лежащих в основе возникающей траектории китайско-африканского взаимодействия. Эти планы демонстрируют возникновение отчетливого и доминирующего дискурса знания, науки и технологии и его связь с устойчивым развитием и сокращением бедности в Африке. В рамках этих обязательств Китай обязался предоставить 100 стипендий для недавно получивших ученую степень («постдоков») африканцев и провести 100 демонстраций совместных исследований. Важно отметить, что созданы три серьезные программы, которые особенно важны для развивающейся китайско-африканской парадигмы развития. К ним относятся китайско-африканская программа технологического партнерства, китайско-африканская программа научных исследований и обмена, и китайско-африканский форум «Мозговой Центр». Все эти основные программы сотрудничества, как правило, касаются совместных исследований и обеспечения ряда инициатив по укреплению потенциала африканских стран в деле развития науки и техники, политики, управления и передачи технологий. Новейшее (ранее не существовавшее) техническое сотрудничество сосредоточено на областях, связанных с критически важными для населения сферами, в том числе здравоохранением, охраной окружающей среды, сельским хозяйством, возобновляемыми источниками энергии и водных ресурсов.

Эта траектория означает сдвиг китайских инициатив в сторону сокращения бедности и устойчивого развития, в отличие от традиционной озабоченности финансированием общей инфраструктуры. Форум Мозговых Центров ставит акцент на обеспечении научной основы и твердого фундамента знаний, необходимых для укрепления китайско-африканского сотрудничества в этом непростом мире. Однако растущее доминирование Китая в китайско-африканском сотрудничестве вызывает озабоченность с точки зрения возможного воспроизведения новых форм зависимости.

Заключение

Помощь Китая Африке в области развития образования осуществлялась на протяжении многих десятилетий; в настоящее время она весьма разнообразна, организационно оформлена и регламентирована в отношении масштабов и архитектуры. В последнее время наметился явный и не имеющий ранее прецедентов сдвиг в сторону укрепления научно-технического потенциала и более непосредственного применения научных знаний для улучшения жизни населения Африки. Это означает, что помощь Китая может стать важным фактором в достижении Целей Тысячелетия в области развития Африки. Однако эти потенциальные приобретения находятся под угрозой, если Китай станет воспроизводить те образцы зависимости, которые ассоциируются сегодня с отношениями Севера и Юга. Сфера китайско-африканского сотрудничества должна быть расширена настолько, чтобы включить негосударственных игроков с обеих сторон – ради создания достаточного потенциала и синергического эффекта при реализации взаимодействия в целях развития.



Назад в раздел