ФАЛЬШИВЫЙ ОРЕОЛ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ



Дженни Дж. Ли – ассоциативный профессор в Центре исследования высшего образования, Университет Аризона, Тусон.

E-mail: jennylee@email.arizona.edu.

Интернационализация вышла сегодня на первый план, поскольку страны и их учебные заведения вырабатывают стратегию участия в современном мировом обществе. Интернационализация может быть уподоблена гонке вооружений с использованием иностранных студентов, ученых, образовательных программ – или организации связи учебных заведений с отдельными лицами и мероприятиями без учета национальных границ. В то время как в настоящее время предпринимаются огромные усилия, чтобы интернационализировать всё и вся, куда меньше внимания уделяется определению качества и отдаче от вложенных средств при подготовке тех или иных мероприятий. За внешним эффектом интернационализации слишком легко упускается из виду человеческий аспект миграции и культурного обмена, которые – и это подтверждено документально – осуществляются далеко не одинаково успешно в разных регионах мира. Короче говоря, возникает опасность слепого продвижения интернационализации без тщательного рассмотрения предполагаемых областей ее применения и анализа непредвиденных последствий.

Проявление осторожности, бОльшее внимание по отношению к впечатлениям и опыту иностранных студентов и ученых могут принести плоды в виде важных идей по поводу преимуществ интернационализации и координирования предполагаемых дипломатических её целей. Здесь мы приведем два случая из опыта иностранных ученых и студентов, ранее недостаточно изученного, из которых можно сделать определенные выводы по поводу практики интернационализации и необходимости ее критической оценки.

Научная деятельность после получения ученой степени

Иностранные «постдоки»* являются фундаментальной, но обычно не упоминаемой силой, когда речь заходит о научно-исследовательской продукции. В Соединенных Штатах и Великобритании (иностранные) «постдоки» широко представлены в естественных науках, технологии, инжиниринге и математической сфере. Этот контингент исследователей служит созданию научного потенциала указанных стран, учитывая нехватку «домашних» квалифицированных кадров. В то же время остепененных научных сотрудников приезжает из-за границы более, чем достаточно, т.к. иностранные «постдоки» стремятся получить должности в Соединенных Штатах и Западной Европе, в наиболее высокорейтинговых университетах мира.

Поскольку все «постдоки» стремятся преподавать в университетах, иностранные сотрудники с ученой степенью попадают на эти позиции редко. Группа «постдоков» удерживает два сегмента академического труда: один – теоретический (жители Соединенных Штатов и Европы), другой – технический (уроженцы Азии), что определяется стереотипами руководителей. Эти представления далее распространяются на распределение сфер ответственности и трудовых обязанностей и, в конечном счете, определяют возможность карьерного роста – руководитель лаборатории по временному контракту или полномасштабный штатный преподаватель (tenure-track faculty)**. Согласно этому исследованию, определенные группы «постдоков» (например, азиаты) особенно уязвимы, поскольку им, как правило, поручают такую работу, которая не может вести к позиции преподавателя. Решения руководителей при этом могут основываться на стандартных представлениях о культурах и странах происхождения.

В сегодняшнем глобальном обществе знаний принципы эффективности предполагают, что несколько исследователей с неполным рабочим днем, принятых на короткий срок, являются лучшими финансовыми инвестициями в производство научных знаний по сравнению с одним штатным профессором. Поэтому выражение «постдок на всю жизнь» («вечный постдок») становится все более распространенным: возможности для продвижения и постоянной обеспеченности работой для этой категории лиц ограничены. Возникает вопрос: можно ли это называть «интернационализацией»? Если основываться на поверхностном наблюдении, то найм иностранных ученых кажется основанным на их квалификации. При более внимательном рассмотрении, однако, становится ясно, что потенциальная эксплуатация ученых из развивающихся стран идет вразрез с самим духом интернационализации.

Студенты-спортсмены из-за границы

Еще один пример. Студенты-спортсмены рекрутируются в Соединенные Штаты как способ принести спортивный престиж учебному заведению. Как и в случае иностранных «постдоков», иностранных студентов-спортсменов ищут, чтобы продвигать репутацию учебного заведения при отсутствии отечественных спортсменов должного уровня. Африканские спортсмены, как показало исследование, широко представлены в легкой атлетике. В ходе исследования выявлено немало примеров социальной изоляции, словесных оскорблений и разнообразных притеснений, что во многом соответствует выводам других исследований по другим группам. Среди наиболее распространенных расхожих представлений об африканских студентах-спортсменах можно отметить убеждение в том, что для этих студентов приоритетом является спортивная карьера, а не академическая. Поэтому многие из них сосредотачиваются на дисциплинах с меньшими академическими требованиями, чтобы оставить место для тренировок и соревнований, но в итоге домой они возвращаются со специальностями, которые нигде не нужны.

В Соединенных Штатах удачный спортивный проект может принести сотни миллионов долларов – от корпоративных спонсоров, частных пожертвований, продажи билетов и др. Для поддержания или увеличения конкурентоспособности команды обычным делом является привлечение студентов-спортсменов из-за рубежа. Дополнительное преимущество состоит в том, что эти иностранные студенты могут быть представлены как результат усилий учебного заведения по интернационализации обучения. Студенты также кое-что приобретают: получение стипендий, возможность учиться в университете с бОльшими ресурсами, чем у себя дома. Такая беспроигрышная ситуация выглядит привлекательной для обеих сторон, но при ближайшем рассмотрении возникают вопросы, вызывающие озабоченность. Качество знаний этих студентов-спортсменов как правило, игнорируется, несмотря на значительные усилия, затраченные на то, чтобы завербовать их. Карьерные траектории этих людей никто не исследовал: подразумевается, что спортсмены с высоким рейтингом могут продолжить профессиональную спортивную карьеру и без высшего образования.

Социальные и образовательные обязательства

Таким образом, в целом наивно и безответственно воспринимать интернационализацию как безусловное благо. Интернационализация – это не просто набор мероприятий, она включает в себя социальные и образовательные обязательства. Как показано в приведенных примерах, усилия по интернационализации не ведут автоматически к росту образовательных возможностей, не говоря уже об улучшении дипломатических отношений между участвующими странами.

Интернационализация скорее отражает доминирующие интересы принимающей стороны, чем дух взаимного сотрудничества и культурного обмена. Что касается высшего образования, профессорско-преподавательский состав и руководство учебных заведений не должны ограничивать организационно-плановую работу фискальными соображениями, как это происходит нередко. Бремя интернационализации (не сводящееся к простому «заманиванию» студентов) должно лежать на международных структурах, на принимающей стороне, а не на приглашенных лицах. Когда иностранные ученые и студенты говорят о неоправдавшихся ожиданиях, дискриминации и несправедливом обращении или притеснениях со стороны принимающего сообщества, проблема должна решаться теми, кто пригласил их, а не перекладываться на плечи пострадавших.

Исследования показали, что источником дискриминации нередко являются наши собственные «внутренние» студенты и даже преподаватели, которые, как ни странно, встречаются на образовательных сайтах и даже в аудиториях. Соответственно, инциденты, о которых идет речь, во многом отражают неспособность системы образования воспитать своих членов в духе ценностей интернационализации и внимательного отношения к иностранным студентам и ученым.

Многие отечественные студенты не имеют возможности учиться за границей, но могут приобрести межнациональный опыт в своих учебных заведениях. Среди неоправдавшихся ожиданий иностранных студентов чаще всего называется отсутствие социального контакта (социального взаимодействия) с отечественными студентами. В то время как университет проводит множество мероприятий по содействию социальному и культурному обмену, эти мероприятия, как правило, не вызывают интереса у отечественных студентов и плохо ими посещаются. Высшие учебные заведения могут способствовать интернационализации путем воспитания своих собственных внутренних студентов в духе её (интернационализации) ценности и приобретения базисных глобальных компетенций, таких как возможность эффективно общаться с людьми, говорящими на иностранном языке, знакомиться с различными культурами, существующими за пределами своей страны, а также поддерживать связь с зарубежными коллегами через интернет, что жизненно важно для успеха в условиях глобализации мирового сообщества.

Принимающие страны и учебные заведения должны воздерживаться от использования иностранных студентов или ученых в интересах мирового престижа или экономической прибыли. В то время как интернационализация является частью сегодняшнего академического ландшафта, практика ее осуществления подлежит критическому обсуждению и совершенствованию.

________________

* «Постдоки» (poctdocs) – лица, недавно получившие ученую степень. «Постдок» – временная (1-2 года) ставка научного сотрудника после защиты диссертации. Для получения постоянной ставки или длительного контракта обычно требуется один-два «постдока». – Прим перев.

**tenure-track faculty – преподавательская должность, предшествующая заключению бессрочного контрактаприм. перев.



Назад в раздел