Конкуренция за контингент учащихся, аккредитация и рынок образования в Мексике



Хуан Карлос Силас Касиллас – профессор Иезуитского университета Гвадалахары (ITESO), Мексика E-mail: silasjc@iteso.mx.

IHE публикует отдельные статьи по Программе исследований частного высшего образования (PROPHE) со штаб-квартирой в университете Олбани штата Нью -Йорк: http://www.albany.edu/

После десятилетий интенсивного развития частного образования и институциональной диверсификации новое столетие принесло Мексике еще большие трудности. Изменение характера отношений между частным и государственным секторами высшего образования, а также изменения внутри самих этих секторов вылились, помимо прочего, в интенсивную рыночную конкуренцию за контингент студентов.

Аккредитация приобретает всё бОльшую роль, становясь знаком институциональной легитимности вуза, поскольку осуществляется независимыми агентствами, которые делают упор на совместимость программ или честность академической структуры, основываясь на предыдущем опыте вуза. Аккредитация стала истолковываться как синоним качества.

Борьба за место на рынке при соответствующей роли аккредитации ведется в основном диапазоне образовательной системы – диапазоне государственных и средних по престижности и показателям (mid-profile) частных вузов. Эти учебные заведения должны вести напряженную борьбу за абитуриентов. Элитных учебных заведений, которые всегда пользуются большим спросом, такие заботы мало касаются: они привлекают самых состоятельных кандидатов и едва ли нуждаются в дальнейшей легитимизации. То же касается вузов demandabsorbing*, программы которых попросту определяются спросом (их по-прежнему больше, чем предлагающих хорошее образование); эти вузы не прилагают особых усилий, чтобы набрать соответствующих студентов. Основную же часть системы высшего образования составляют государственные и частные учебные заведения средней престижности, которые действительно должны бороться за контингент. Их контингент приходит главным образом из нижнего уровня среднего класса, часто это первое или второе поколение людей с высшим образованием; почти всегда они хотят учиться, чтобы получить на рынке труда достойную работу. Как частные, так и государственные вузы борются в основном за эту группу студентов.

Эта довольно неожиданная ситуация интенсивной конкуренции, по-видимому, обусловлена двумя основными причинами. Одна из них заключается в активизации борьбы за качество со стороны Министерства образования. Как и в других странах, в Мексике за последние десятилетия возросла озабоченность по поводу соответствия минимальным академическим стандартам на фоне резко увеличившейся численности контингента, а также быстрого роста числа как вузов, так и количества образовательных программ. Государственные органы осознают, что динамика рынка, которую они в целом поддерживают, требует регулирования. Другая причина заключается в росте ожиданий клиентов/ заказчиков. Студенты колледжей и их семьи все больше понимают, что они просто не могут полагаться на то, что любой вуз, из большого числа существующих на всё более конкурентном рынке, даст достойное образование. Аккредитация является логичным ответом на давление как со стороны государства, так и со стороны будущих студентов.

Приводящая в замешательство панорама всевозможных программ

Растущее беспокойство потребителей усугубляется приводящим в замешательство разрастанием числа образовательных программ. Дело даже не только в числе их, но в невозможности выбрать среди похожих наименований. Обзор данных о приеме и программах, предлагаемых во многих областях лиценциатуры (первая ступень высшего образования), показывает, что основная масса государственных и частных вузов, несмотря на явные различия в их финансировании и инфраструктуре, имеют много общего в их учебных планах и дальнейшем трудоустройстве. Эти программы, как правило, нацелены на сферу услуг, которая всё чаще требует выпускников с университетским образованием.

Может показаться нелогичным, что государственные университеты должны бороться за место на рынке и набирать студентов с оглядкой на существующие рабочие места. Вообще-то согласно традиционным представлениям мексиканцев и латиноамериканцев государственные вузы должны готовить профессионалов в различных сферах знания, ориентируясь на потребности науки и национального развития. Конкуренция и пиар/ реклама не занимали центрального места в этой концепции. Почему государственные вузы должны тратить свое время, создавая привлекательные новые названия для традиционных курсов и пытаться представить свои программы как-то по-новому – как по содержанию, так и по способу подачи? Это связано с тем, что в частные вузы средней престижности всё более решительно бросают вызов государственным учебным заведениям. Государственным университетам уже не удается автоматически получать желающих учиться студентов. Авторитетные государственные вузы – такие как ITSON в штате Сонора – размещают рекламу в газетах, а самый большой государственный университет в штате Халиско – Университет Гвадалахары* – создает информационные киоски на рыночных площадях. Сегодня не только частные предпринимательские вузы заняты распространением зазывающих безделушек на ярмарках вакансий или установкой стендов в торговых центрах.

Аккредитация и рынок

Такие предложения по образовательным программам и реклама озадачивают многих студентов и их семьи. Лавина информации смущает тех, кто настойчиво ищет рационального основания для выбора. В этих условиях семьи принимают решения, основываясь на трех элементах (иных, чем просто местонахождение):

1) иммидж, сложившийся на рынке; брошюры; присутствие в СМИ и другие проявления маркетинга;

2) цены, включая специальные предложения, предполагающие ежемесячную оплату в песо;

3) использование аккредитации как знака качества и элемента легитимности.

Третий элемент, как представляется, является решающим в случае сомнений, поскольку роль Министерства образования изменилась от обеспечения доступа к образованию к его оценке (теперь это оценщик, который отбраковывает низкий уровень и поощряет высокий). Министерство своей главной целью считает качество и аккредитация воспринимается как аутентичный способ доказать, что качество достигнуто (или, по крайней мере, что вуз стремится к этому). Государственные и частные вузы средней престижности естественным образом вовлечены в эту «гонку аккредитаций»: государственные университеты – чтобы подтвердить свои прежние достоинства, а частные вузы – чтобы продемонстрировать свою надёжность. Элитные институты, сосредоточенные на привилегированных студентах, также ищут аккредитации, но, главным образом не с целью продвижения на рынке; коммерческие вузы не особо стремятся к аккредитации (скорее всего, она просто находится за пределами их возможностей).

Роль аккредитации, как представляется, является решающей для государственных и среднепрестижных частных вузов – она помогает им не только достичь показателей более высокого уровня, но также продемонстрировать внешнее признание своих достоинств. Однако процесс аккредитации не предполагает одного четкого маршрута. Как вуз, так и образовательная программа могут проходить аккредитацию через ряд организаций - это аккредитационные агентства Соединенных Штатов, Национальной Федерации частных вузов, Национальной Ассоциации университетов или множество профессиональных ассоциаций. Они могут добиваться её через различные сочетания основных качеств или умения продавать и убеждать, через копирование аккредитованных программ или создание новых. Чего эти вузы не могут делать – так это игнорировать возрастающую необходимость продавать себя на всё более жестком конкурентном частно-государственном рынке.

---------

*Массовое образование руководствуется принципом – «заплати и получи».

В англоязычной литературе это определяется словосочетанием demand absorbing, которое буквально означает «потребление требуемого», а по смыслу переводится старорусским «Чего изволите?» (Прим. перев).



Назад в раздел