Международная студенческая мобильность в Соединенных Штатах



Кристина А. Фарругия – старший научный сотрудник Института международного образования, Нью-Йорк. Е-mail: cfarrugia@iie.org

Эшли Вильярреал – координатор научных исследований Института международного образования. E-mail: avillarreal@iie.org

За последние 10 лет число мобильных студентов в мире почти удвоилось: с 2,1 млн в 2001 году до 4,1 млн в 2011 году. Согласно Отчету по международному обмену в образовании «Открытые двери» (Open Doors 2012: Report on International Educational Exchange), в 2011/12 году Соединенные Штаты приняли на своей территории 764,795 иностранных студентов*, на 3,7% больше, чем в предыдущем. Иностранные студенты в Соединенных Штатах сейчас составляют 19% от всех мобильных студентов мира, и как растет численность университетского контингента, так растет и доля зачисленных в эти университеты иностранных студентов. Число студентов Соединенных Штатов, проходящих обучение за рубежом, достигло 273,996 человек в 2010/11, увеличившись на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и на 78% за последние 10 лет.

Данные, используемые в этой статье, взяты из Open Doors 2012, Статистического отчета по иностранным студентам, обучающимся в США в 2011/12 году, и по студентам США, обучающимся за границей в 2010/11 году.

Темпы роста числа иностранных студентов

Уже четвертый год подряд Китай опять находится на первом месте по числу студентов, приезжающих для обучения в США (194,029 человек) и это число продолжает быстро расти быстрыми темпами (23,1%). Число студентов из Саудовской Аравии в Соединенных Штатах также продолжает расти, увеличившись на 50,4% за 2010/11 и составив 34,139 человек. Мобильность саудовских студентов является результатом широкомасштабной программы стипендий на обучение за рубежом, обеспечиваемой правительством Саудовской Аравии. В ближайшие годы число бразильских студентов в Соединенных Штатах, как ожидается, увеличится в результате Бразильской программы научной мобильности, которая была принята в 2011 году. Студенты по этой программе начали приезжать в Соединенные Штаты в январе 2012 и будут отражены в Отчете Open Doors 2013.

В отличие от стран вроде Саудовской Аравии, где рост мобильности студентов произошел по правительственной инициативе, в некоторых других странах такой рост происходит по требованию студентов. Одним из таких примеров является Иран, который в последние годы продемонстрировал устойчивый и существенный рост числа студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, несмотря на препятствия, с которыми сталкиваются иранские студенты при обучении за границей. Такие ограничения включают трудности в получении визы и переводе денежных средств из Ирана на обучение и проживание, а также ограничения, накладываемые правительством Соединенных Штатов, на обучение в определенных научных и технических сферах. В 2011/12 году в США учились 6,982 иранских студента, это на 24% больше, чем в предыдущем году; за последние пять лет число обучаемых возросло на 150%. С 1974/75 по 1982/83 Иран был основным поставщиком студентов для Соединенных Штатов, достигнув максимума в 51,310 студентов в 1979/80 году, однако в 1998/99 это число снизилось до 1660 человек.

В 2011/12 наблюдалось умеренное снижение числа студентов из ряда стран, бывших ранее ведущими поставщиками таковых. Число студентов из Индии уменьшается второй год подряд. В 2011/12 году число индийских студентов уменьшилось на 3,5%, вслед за уменьшением на 1% в 2010/11. Снижение числа индийских студентов, вероятно, связано с расширением внутреннего сектора высшего образования Индии, ростом индийской экономики, которая обеспечивает возможности трудоустройства для выпускников, а также существенным обесцениванием индийской рупии. Стоит также отметить снижение числа студентов из Тайваня (6,3%), Японии (6,2%), Канады (2,6%) и Южной Кореи (1,4%).

Академический уровень иностранных студентов

Данные Open Doors за этот год отражают некоторые сдвиги в академическом уровне иностранных студентов. Впервые после 2000/01 года число студентов программы бакалавриата превысило число студентов магистратуры, что обусловлено большим наплывом студентов бакалавриата из Китая.

Число китайских студентов в Соединенных Штатах достигло в 2011/12 году 74,516 человек, увеличившись на 30,8% по сравнению с предыдущим годом. Неожиданное увеличение числа студентов, обучающихся по программам non-degree studies** отмечено среди студентов из Саудовской Аравии (возросло на 95% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 13,214 человек). Большинство этих студентов были зачислены на программы интенсивной подготовки по английскому языку; теперь можно ожидать грядущего увеличения числа абитуриентов из Саудовской Аравии, поскольку некоторые из non-degree, вероятно, останутся в США на обучение по программам бакалавриата.

Студенты США за рубежом

В 2010/11 году 273,996 студентов Соединенных Штатов учились за границей по академическим кредитам. Темп роста числа студентов США, обучающихся за границей, в 2010/11 замедлился: их число возросло только на 1,3% по сравнению с 3,9% в предыдущем году. События, произошедшие в некоторых принимающих странах, имели результатом то, что многие программы обучения за рубежом были отменены; это внесло свой вклад в снижение потока студентов по некоторым ключевым направлениям. Цунами в Японии в марте 2011 года привело к уменьшению числа американских студентов на 33%, а предупреждение Госдепартамента США о нежелательности поездок в Мехико (в связи с событиями сентября 2012 года – прим. переводчика), имело результатом 42%-ное снижение числа американских студентов, обучающихся там. «Арабская весна» 2011 года, вероятно, помешала ряду желающих поехать учиться в Северную Африку, особенно в Египет, в котором число студентов США уменьшилось на 43%. В тот же самый период некоторые страны Азии и Латинской Америке ощутили больший, чем обычно, наплыв студентов: Коста-Рика (на 15,5%), Бразилия (на 12,5%) и Южная Корея (на 16,4%).

За последние 20 лет произошло увеличение диверсификации направлений обучения за рубежом. В 1989/90 году 76.7% студентов, уехавших учиться за границу, выбрали Европу, в то время как в 2010/11 году только чуть больше половины студентов (54.6%) избрали европейское направление. Англоговорящие страны получили в 2010/11 году только 21% американских студентов, обучающихся за рубежом, в то время как многие не говорящие на английском языке страны ощутили приток студентов из США – в том числе Китай (4,9%), Индия (11,9%) и Израиль (9,4%). Эти тенденции говорят о том, что американские студенты все больше интересуются направлениями, предполагающими лингвистическое и культурное разнообразие.

Мобильность студентов в мировом масштабе

Рост числа иностранных студентов в США производен от двух факторов – притяжения и отталкивания – которые побуждают студентов выбрать эту страну (среди других) для обучения. Качество, разнообразие, пропускная способность и доступность американских университетов являются убедительными факторами, которые делают Соединенные Штаты привлекательной целью для зарубежных студентов. Это касается, например, студентов из Китая, которые в результате увеличения семейных доходов и растущего спроса на высшее образование становятся все более и более мобильными. Подобным образом, студенты из Ирана всё чаще поступают в вузы Соединенных Штатов, несмотря на визовые ограничения и финансовые барьеры, с которыми они сталкиваются.

Однако рыночные факторы, влияющие на потоки зарубежных студентов, не являются исчерпывающим объяснением того, почему студенты едут учиться в США. Правительственные инициативы по отправке студентов за границу в целях упрочения академических навыков и знакомства с разными культурами также оказывают существенное влияние на потоки зарубежных студентов – о чем свидетельствует рост числа саудовских студентов, который был вызван принятием в 2005 году стипендиальной программы короля Абдаллы.

На учебу американцев за рубежом аналогичным образом воздействует сочетание рыночных сил и правительственных инициатив. В то время как рост в Соединенных Штатах числа студентов, выбирающих нетрадиционные направления, является отчасти их собственным выбором, на увеличение разнообразия направлений влияют также инициативы правительства Соединенных Штатов, например, международная стипендия Бенджамина А.Гилмана, которая поощряет студентов к выбору нетрадиционных направлений, а также инициатива «100,000 Strong», которая поощряет получение американцами образования в Китае.

Увеличение студенческого спроса на образование за границей означает, что международная студенческая мобильность будет нарастать, но влияние последних правительственных программ показывает, что политические инициативы также могут быть мощными инструментами роста международной мобильности и управления потоками студентов.

Замечание авторов статьи: Институт международного образования публикует Open Doors, ежегодный статистический обзор студенческой мобильности в обоих направлениях (то есть в США и из США) с 1919 года и получает поддержку от Отдела образования и культуры Государственного Департамента США с начала 1970-х годов. Мнения, выраженные в данной статье, целиком принадлежат авторам. Дополнительную информацию по поводу Open Doors см.: http://www.iie.org/opendoors.

_____________________

* Примечание научного редактора - Статистический учет контингента студентов по проекту Open Doors включает только тех, которые обучаются не менее одного академического года.

** Примечание научного редактора - Non-Degree Studies (NDS) включают в себя языковые курсы, годичное академическое обучение по обмену студентов и т.д. По окончании таких программ студенты получают сертификат и справку об успеваемости, но не университетскую степень.



Назад в раздел