Вытеснение некоммерческого сектора



Даниэль С. Леви – заслуженный профессор университета Олбани, университет штата Нью-Йорк, а также директор Программы изучения частного высшего образования (PROPHEProgram for Research оn Private Higher Education). E-mail: dlevy@albany.edu

Повсюду в мире высшее образование обычно подразделяется на государственное и частное, но последнее включает в себя как некоммерческое, так и коммерческое. Мы можем говорить о трех секторах, которые обычно рассматриваются для больниц, детских учреждений и тюрем: государственном, некоммерческом и коммерческом.

Два частных сектора

Однако сложно определить называть ли некоммерческие и коммерческие вузы подсекторами частного высшего образования или самостоятельными секторами. Международная реальность такова, что, в то время как коммерческое частное образование развивается, некоммерческое частное образование вытесняется – рост его доли в высшем образовании, имевших место в течение десятилетий, находится под угрозой. Вытеснение идет как со стороны коммерческого, так и со стороны государственного сектора.

Некоммерческий сектор часто называют «третьим сектором», лежащим между государственным и коммерческим секторами и испытывающим влияние того и другого. На протяжении многих десятилетий некоммерческий сектор имел преимущества, т.к. государственный сектор не мог удовлетворить растущие потребности населения: частное образование отвоевывало до 30% от общего контингента студентов в мире, которое было в основном представлено некоммерческими вузами.

Или, по крайней мере, основная масса студентов училась в вузах, некоммерческих по их правовому статусу. В действительности многие из этих некоммерческих вузов функционально сходны с коммерческими. Они часто являются тем, что в литературе называется «скрытыми коммерческими». Разница между некоммерческими с юридической и некоммерческими с функциональной точки зрения вузами не всегда осознается, что ведет к путанице. Понятие «некоммерческих частных вузов» менее известно за пределами США, чем внутри них. Один из важнейших принципов некоммерческих вузов заключается в частной добровольной деятельности по мотивам, иным, чем финансовые – частное владение, направленное на общее благо. Юридически принципиальный момент заключается в запрете на получение финансовой прибыли собственниками или инвесторами; не разрешается формирование прибыли, если она в дальнейшем направляется на развитие вуза. Однако многие с юридической точки зрения некоммерческие вузы находят сомнительные с этических позиций лазейки, чтобы направить прибыль владельцу бизнеса, его семье или друзьям.

Существуют сильно различающиеся оценки размеров коммерческого высшего образования. Имея в виду юридическое определение, коммерческие вузы составляют во всем мире лишь малую долю частного высшего образования; возможно, в большинстве стран юридически коммерческое высшее образование даже не разрешено. В самом деле, многие наблюдатели сомневаются, что за пределами Соединенных Штатов действительно некоммерческие вузы выходят за пределы религиозных и нескольких полу-элитных организаций. При рассмотрении факторов, которые ограничивают некоммерческое высшее образование, стоит задуматься, имеются ли в виду действительно некоммерческие вузы или те, что функционально являются получающими прибыль.

Ускоренный рост государственного сектора

Исторически в большинстве стран мира естественным считалось государственное образование. Это, в свою очередь, сделало последующий рост частного образования бросающимся в глаза. Так как частное высшее образование увеличило свою долю в общей численности получающих образование, его рост стал широко обсуждаемой темой. Но в новом столетии, когда частное высшее образование уже укоренилось и широко распространилось, увеличение частной доли перестает быть неизбежным. Сегодня актуальнее такое положение дел, когда частный сектор вытесняется государственным.

В ряде стран доля частного образования фактически снизилась. Иногда это является результатом радикальной правительственной политики, которая расширяет государственный сектор, включая в него формы и уровни обеспечения качества, ранее неизвестные, как это делал в Венесуэле Уго Чавес. Действуя менее радикально, но часто с использованием новых методов, государственная экспансия становится достаточной – как в Колумбии, так и в Филиппинах – чтобы привести к снижению доли частного образования, несмотря на продолжающийся рост абсолютной численности частного контингента студентов. Или же резкая государственная экспансия, по крайней мере, предотвращает дальнейший рост частной доли, как в Бразилии, либо замедляет её прирост, как в Китае.

Вытесняемые «вторжением» государственного сектора

Только тогда, когда частное высшее образование прочно устоялось, ускоренный рост образования государственного разумно рассматривать как происходящий за счет частного. Частные предприниматели жалуются на вытеснение. В прошлом они могли жаловаться (на бессмысленное регулирование или отсутствие помощи со стороны правительства их студентам) и все-таки захватывали все бОльшую долю пространства высшего образования. Теперь они всё больше говорят о «вытеснении» их за счет вторжения государства на частную территорию. Это вторжение осуществляется не только через ускорение государственной экспансии, но также за счет заимствования методов частного бизнеса. Так, государственные университеты становятся все более предприимчивыми и иногда открывают платные модули наряду с бесплатным обучением или традиционно низкой платой за него.

Вытеснение становится особенно чувствительным, когда оно происходит во времена общей стагнации или даже уменьшения числа поступающих в вузы. Демографические реалии, которые привели к уменьшению числа поступающих в Японии и Южной Корее, того и гляди проявятся в Польше и некоторых других странах Восточной Европы. Ничто так не повышает конфликтность в отношениях между разными секторами, как сокращение «пирога», который приходится делить. Поскольку государственные вузы обычно по статусу выше частных, а также берут более низкую плату за обучение, они имеют большие преимущества в сохранении и увеличении своего контингента за счет тех студентов, которые раньше ориентировались на частный сектор. Частные университеты относительно высокого статуса – диспропорционально действительно некоммерческим вузам – имеют больше возможностей справиться с конкуренцией, противостоять наступлению других секторов, хотя и они тоже обеспокоены. Но подавляющее большинство с юридической точки зрения некоммерческих вузов, как действительно некоммерческих, так и функционально коммерческих, имеют более низкий статус и легко уязвимы.

Вытесняемые ростом коммерческого сектора

В то время как некоторым коммерческим с юридической точки зрения вузам также угрожает рост государственного образования, во многих местах они только усилили позиции. Разумеется, коммерческое поведение, реакции и нормы распространяются всё шире. Даже с точки зрения охвата контингента студентов всё в порядке – численность поступающих в коммерческие вузы заметно растет. В Латинской Америке с середины 1990-х годов лидирует Бразилия, и сегодня одна пятая от общей численности контингента студентов здесь приходится на коммерческие вузы. Перу и некоторые другие латиноамериканские страны точно так же допускают легальное коммерческое образование. В Чили и Мексике законом разрешены только некоммерческие вузы. Легальное коммерческое высшее образование больше было распространено в Азии, а сейчас в порядке эксперимента оно разрешено в Китае.

Такой рост коммерческих вузов ставит на карту существование некоммерческого сектора, как прямо, так и косвенно. Он оставляет некоммерческому сектору менее платежеспособных студентов. Более того, если говорить о Бразилии, возникновение легального коммерческого сектора создает дилемму для существующих некоммерческих вузов. Главные доводы правительства по поводу легализации коммерческих форм обучения заключаются в том, что функционально коммерческие вузы, претендующие на то, чтобы числиться некоммерческими, потеряют свои налоговые льготы и будут вынуждены платить налог на прибыль. Это ставит под удар размер некоммерческого сектора в двух отношениях. Во-первых, очевидно, что некоторые вузы будут вынуждены оставить этот сектор, а новые будут создаваться вне его. Во-вторых, вузы, сохраняющие легальный некоммерческий статус, привлекут более пристальное внимание регулирующих органов.

Как коммерческое высшее образование укрепляет свои позиции

Конечно, это более пристальное внимание может сделать жизнь и коммерческого сектора образования нелегкой. Требования Конгресса привели в уныние коммерческий сектор США, который недавно ограничил его рост, отчасти перенаправив его в сферу non-degree activities*. Однако не существует строгих доказательств того, что какое-либо на регулирование сможет препятствовать приросту низкопробных коммерческих вузов (ни коммерческих, ни формально некоммерческих). Часто эти вузы процветают либо за счет обмана, либо за счет эксплуатации уязвимого контингента – тех студентов, у которых нет альтернативы (или эта альтернатива слишком неопределенна).

Как показывают и другие статьи в этом разделе, прибыль / доход может идти рука об руку с качеством, по крайней мере в обучении, ориентированном на карьеру. В самом деле, большие коммерческие предприятия могут иметь некоторые внутренние преимущества в этом виде предоставления услуг. Они могут использовать преимущества масштаба и давать стандартные программы в ряде вузов и даже стран:

1) бизнес-дисциплины (финансовый и стратегический менеджмент, маркетинг и т.д.);

2) финансовый менеджмент (иногда с целью компенсировать краткосрочные потери долгосрочными прибылями);

3) по запросам потребителя (особенно при студенческом спросе на «эффективное обучение»).

Таким образом, некоммерческий сектор вытесняется обоими другими секторами, хотя по большому счету по-разному. Это вытеснение происходит, поскольку выхолащиваются традиционные некоммерческие принципы требований для организаций, не ставящих целью получение прибыли: образование, основанное на религиозных или иных характерных ценностях и на вере в ценность всеобщего просвещения.

_________________________

* Примечание переводчика - Non-Degree Studies (NDS) - программы включают короткие и средние по продолжительности: студенческий обмен, летние и зимние школы, ознакомительные туры, языковые курсы. По окончании таких программ участники обычно получают сертификат и справку об успеваемости, но не университетскую степень.



Назад в раздел