Университет, созданный нашим воображением



Рональд Барнет – заслуженный профессор высшего образования в Институте образования, Лондонский университет. Его последняя книга – ImaginingtheUniversity (Университет, созданный нашим воображением) (Routledge, 2013).

E-mail: R.Barnett@ioe.ac.uk

Страницы журнала InternationalHigherEducation служат подтверждением непрекращающихся изменений в университетах всего мира. На этих страницах ведутся разговоры о таких изменениях, причем приветствуются самые разные установки и представления – так что общение приобретает характер диалога между разными странами, выходя на мировой уровень.

Эти рассуждения помогают нам подойти к главным вопросам. Тот факт, что разговоры могут вестись на международном уровне, указывает на глобальный характер обсуждаемых изменений. Эти изменения отмечаются на протяжении последних 30 лет, породив соответствующие языковые выражения: «возникновение глобальной экономики знаний», «маркетизация», «неолиберализм». В последнее время появляются такие термины как «когнитивный капитализм» и «знаниевый капитализм». Сюда можно отнести также изменения в компьютерных технологиях, которые делают возможными публичные, интерактивные и мультимодальные операции со знаниями. Отчасти в результате действия таких глобальных факторов мы стали свидетелями возникновения предпринимательского университета.

Этот университет пришел к представлению о распоряжении продуктами и услугами – тесно связанными с созданием и передачей знаний – что изменило его место и значение на рынке. Из скромного учреждения, существующего на периферии общественной жизни, университет превратился в важнейший общественный институт, непосредственно участвующий в формировании мира, основанного на знаниях.

Ответные реакции

Наблюдались несколько реакций на это явление. Во-первых, реакция тех, кто излагает саму идею предпринимательского университета. Это деятели политической сферы; высший уровень менеджмента и руководство университетов; государственные органы; независимые консультанты; группы ученых. Во-вторых, реакция академических критиков, которые придерживаются языка неолиберализма, производительности, академического капитализма и превращения в товар. В-третьих, реакция тех, кто критикует университет за вялую реакцию на вызовы века. Такие критики указывают на возможность возникновения университета с нечеткими очертаниями, не признающего границ и способного к сотрудничеству / созданного совместно университета. Согласно этим представлениям университет всегда находится за кулисами игры и медлит с использованием возможностей.

Наконец, есть еще философы и социальные теоретики: в изложении своих взглядов на университет они склонны оперировать абстрактными понятиями. Критикуя университет, они воздерживаются от того, чтобы делать конкретные предложения, скорее сосредотачиваются на коммуникативных характеристиках / условиях, которым должен удовлетворять любой университет, достойный называться таковым. Примером такого учреждения может быть университет, разрушающий (принятые) смыслы, или ситуация идеальной речи (Хабермас), или (еще более неопределенно) университет без ограничений.

Формы воображения

Было бы заманчиво характеризовать все эти дебаты как спор из-за отсутствия воображения, но такая характеристика была бы несправедливой. Напротив, как это видно из наших наблюдений, существует несколько видов (форм) представлений об университете и эти разные виды представлений (или воображения) расширяются и уточняются в (порой трудной для понимания) академической литературе.

Формы воображения (представлений) имеют определенную направленность. Те, кто защищает идею предпринимательского университета, полны жизнеутверждающего оптимизма, в то время как для лиц, демонстрирующих стандартную академическую критику, характерен мрачный пессимизм (вплоть до утверждения, что мир высшего образования может быть только таким, каков он есть сейчас и никаким иным). Некоторые в своем воображении скользят по поверхности (некритически перепевая понятия качества, передового опыта и технологий), в то время как другие пытаются копать глубже: до лежащих в основании глобальных структур, оказывающих воздействие на университет. А также, как уже отмечалось, некоторые формы воображения косвенно одобряют существующее положение дел в университете, в то время как другие критикуют его.

Бедность воображения

Итак, оказывается, что далеко не недостаток воображения породил за последние годы мощный поток, если не цунами, новых идей. Следует, однако, сделать два критических замечания.

Во-первых, как уже отмечалось, некоторые идеи университета возникают за пределами академической литературы, в публичных дебатах. Одной из причин является то, что большинство этих идей не совпадают с настроем нашего времени. Этот настрой таков: соотношение цены и качества при обслуживании; клиент должен платить; убеждение в том, что критерий ценности продукта – наличие покупателя. Далее формируется образ мышления, в который идея предпринимательского университета вписывается очень хорошо. И едва ли удивительно, если это окажется единственной целью университетского городка.

Но еще одна причина помогает объяснить нехватку идей в открытых источниках: возможно, эти идеи в академической литературе не заслуживают широкого распространения. В конце концов, творческая идея по поводу университета не является необходимостью для хорошей идеи. Может быть, нужно не просто больше идей – а нужны хорошие идеи.

Во-вторых, несмотря на множество идей, можно говорить о бедности воображения в этом смысле. По большому счету требуются идеи, критические по тону, позитивные по духу и предполагающие осознание глобальных структур, лежащих в основе университетов. Большая часть академической литературы, как отмечалось, грешит излишним пессимизмом: можем ли мы быть одновременно реалистами в понимании ситуации, в которой находятся университеты во всем мире – и все же сохранять оптимистический настрой, выдвигая творческие идеи о таком университете, который должен быть создан, даже если карты в этой игре подтасованы не в его пользу? Что нам нужно – так это не просто утопические представления об идеальном университете. Нам нужна утопия, которая может воплотиться в реальность.

Утопия, которая может стать реальностью?

Вот претендент на такую правдоподобную утопию – экологический университет. Экологический университет должен характеризоваться встроенностью – по самой глубинной сути своего бытия – в глобальную экономику знания и предполагать факторы маркетизации и конкуренции. Но он должен искать пространство, в котором выжили бы ценности и идеи, глубоко укорененные в понятии «университета» – истина/достоверность, научный поиск, критический диалог, рациональное обсуждение и даже иконоборчество / попытка оспорить традиционные представления. Экологический университет должен быть восприимчивым, имеющим контакты с разными экологиями, такими как экология знания, культуры, учреждений, экономики; и он должен быть восприимчивым к этим экологиям, проявляющимся на всех уровнях – от уровня отдельного человека до уровня мира в целом. Далее, в то время как идея экологии обычно ассоциируется с идеей устойчивости, экологический университет не должен удовлетворяться этой идеей (просто поддерживать устойчивое состояние студентов, общества или даже мира в целом), но должен способствовать росту благосостояния и процветания на каждом уровне.

Выводы

Главная мысль данной статьи заключается в побуждении к творческому воображению при размышлениях об (идеальном) университете, воображению, которое способно создать утопию, могущую воплотиться в действительность. Экологический университет – это лишь одно из предложений в этом направлении. Однако университет, который хочет видеть себя экологическим университетом, должен сначала создать свой желаемый образ. Ибо поставленная задача – стать экологическим университетом – требует коллективного воображения. Искусство управления университетом становится при этом отчасти искусством поощрения коллективного воображения и управления таковым, так чтобы университет реализовал свои возможности на каждом уровне и во всех видах деятельности. Это, в свою очередь, требует не меньше, чем открытия нового вида пространства в наших университетах – пространства свободного духа. И не менее того.



Назад в раздел