Снижение качества высшего образования влияет на выбор высшего образования: перуанский случай



Хуан Ф.Кастро и ГуставоЯмада– преподаватели экономического факультетауниверситета дельПасифико, Лима, Перу. E-mails: Castro_JF@up.edu.peиYamada_GA@up.edu.pe.

Лишь некоторые подросткив развивающемсямире получают адекватные наставления для принятия жизненно важных решений в период перехода от среднего к высшему образованию и рынку труда. Следовательно, значительное число выпускников сожалеют о принимаемых ими решениях. Чрезмерная жесткость большинства систем высшего образованияпрепятствуетгоризонтальным перемещенияммежду образовательными программами или переходуот технического к университетскому образованию. Кроме того, в Перу,наряду с возрастающим числом поставщиков низкого качества, созданию проблем способствует ограниченная информация о ряде программ и их перспективах на рынке труда.

Недавнее исследование городского населения работоспособного возраста Перу выявило, что только 35 процентов молодых специалистов (в возрасте от 22 до 30) были удовлетворены выборомв пользу высшего образования,который они сделали. Это подразумевает, что при возможностипочти две трети молодых специалистов могли бы выбрать другую профессию или учебное заведение, другую степень(университетскую или техническую), либо вступили бы на рынок труданепосредственнопосле завершения среднего образования.

Почему так много студентов остается неудовлетворенными? Согласно даннымзначительная доля выпускников программ профессиональных училищмогла бы выбрать университетскую степень (42%); и большая доля выпускников университета сожалеет о своем выборе учебного заведения (прирост от 11% до 23%, за последнее десятилетие).

Первый результат является следствием структурной проблемы в перуанском высшем образовании: система крайне сегментирована. Недостаток интеграции означает, что в то время как выпускники университета могут получить послевузовское образование, техническое образование являетсяфактически окончательным и поэтому выпускники, которые стремятся получить послевузовское образование, должны снова получить высшее образование, в основном, по дневной форме обучения. Ситуация усугубляется тем фактом, что профессиональные и экономические возможности на рынке труда необъективны в отношении выпускников из сектора технического образования.

Неудовлетворенность выбором учебного заведения отражает еще одну проблему, общую для многих развивающихся стран—недавнее и быстрое расширение частного сектора и его сомнительное качество.

Контингент или качество

В течение последних 15 лет Перу столкнулась с бумом в предоставлении высшего образованиячастным сектором. В течение 1980-х годовколичество частных университетов быстро возросло (в среднем - 1.7 новых частных университетов в год), но его рост достиг исторического пика (в среднем - 3.3 в год) в течение следующего десятилетия. При этом государственные университеты были не способны отвечать на повышенный спрос в связи с ограничениями бюджета. Как результат, доля студентов, зачисленных в частные университеты, сейчас составляет 60 процентов от общего числа студентов, по сравнению всего лишь с 40 процентами в 1996 году.

Эта тенденция совпадает с важным изменением всредствах продвижения поставщиков высшего образования. В 1996 году перуанское правительство приняло закон (Законодательный Акт 882) о поощрениичастных инвестиций в образование, которые позволили частным учебным заведениям действовать по тем же правилам, что и частные предприятия. Эти меры поощрения, наряду с повышенным спросом со стороны семей, обладающих более крупными доходами (ВНП на душу населения вырос на 53% между 2000 и2010 гг.), создали привлекательные условия для частных поставщиков. Частные университеты, созданные между 1996 и 2010 годами, в настоящее время охватывают 134 370 студентов, составляющих 17 процентов от общего числа студенческого контингента университетовв этих новых учебных заведениях.

Большая часть новых частных учебных заведений работает для получения прибыли и получает мощные стимулы для максимального увеличения контингента студентов, так как каждый дополнительный студент почти полностью окупается после покрытия постоянных эксплуатационных затрат. Прием студентов, как правило, сконцентрированв «популярных» программах. Учитывая недостатокпрофессиональной ориентации, подростки часто выбирают подобные «популярные» программы с ограниченным знанием о будущих возможностях на трудовом рынке. Риск заключается в том, что поставщики, работающие на прибыль, будут бесконечно приспосабливать спрос, не беспокоясь о перспективах трудоустройства, кроме случаев, ограниченных внешним регулированием.

Если качество высшего образования отчасти определяется тем, получают ли выпускники знания, необходимые для успешнойинтеграции на рынке труда, не существует причин, почему частные поставщики должны быть более или менее эффективными, чем государственные. Тем не менее, у Перу было недостаточно механизмов для оценки будущих потребностей рынка труда, которые могли бы способствовать принятию решений о создании новых высших учебных заведений и новых образовательных программ на получение степени.

Таким образом, вышеуказанный быстрый рост привел к трем результатам, который снижаеткачество университетского образования. Упадок в селективности приема: средний коэффициентприема(число принятых студентов, разделенное на число кандидатов) увеличился от 30 процентов в 1996 году до 45 процентов в 2009 году. В стране со слабым начальным и средним образованием (Перу заняла 63 и 64 места из 65 стран в 2009 году по Международному сравнительному исследованию образовательных достижений учащихся)*- это подразумевает низкий уровень базовых навыков среднего обучающегося.

Кроме того, имеется изменение в составе преподавателей в пользу большего числа лекторов с частичной занятостью и меньшего количества профессоров с полной занятостью. Доля профессоров с полной занятостью сократилась с47 процентов в 1996 году до 35 процентов в 2010 году. В настоящее время профессора, занятые на полную ставку в государственных заведениях, составляют 68 процентов от общего числа их преподавательского состава, а в частных университетах – только 17 процентов. Эта тенденция также подразумевает спад в исследовательской деятельности, который оказывает влияние на аналитическое содержание курсов и лекций.

Предложения по подготовке специалистов с академическими степенями не отвечают потребностям рынка труда. Другими словами, новые учебные заведения, вероятнее всего, будут предлагать образовательные программы, которые не требуют крупных инвестиций в инфраструктуру или оборудование. Деловое администрирование сейчас является наиболее популярной профессией, выбираемой выпускниками средних школ (на которую приходится более 15% общего числа зачисленных в университет студентов). Неудивительно, что 70 процентов новых частных университетов предлагают программы в этой области, несмотря на тот факт, что почти одна треть выпускников, получивших эту профессию, остается без работы.

Больше информации и лучшие решения

Исчерпывающая информация о возможностях рынкатруда или различных программах высшего образования для выпускников является важным элементом для измерения эффективности высшего образования в любом обществе, но особенно в развивающихся странах. Перу достаточно длительное время нуждалось в таких данных. Возможно, в такой информации не было необходимости, когда доступ к высшему образованию ограничивался более информированной элитой.

Массификация высшего образования и диверсификация предложения предполагает срочную потребность в данных о трудоустройстве. К сожалению, получить эти данные будет сложно. Некоторые высшие учебные заведения в Перу отслеживают своих выпускниковна рынке труда. При другом подходе можно полагаться на данные о доходе из налоговой системы, но это могло бы дать неполную и необъективную картину с учетом высокой степени упрощенности на перуанском рынке труда (две трети всех рабочих мест). Необходимо провести опрос домохозяйств для отражения трудоустройства и разницы доходов, которые образуются в результате обучения по специфическим программам для получения степени в учебных заведениях. Это позволило обеспечить более точную информацию в развивающихся странах с высоким уровнемупрощенности на рынках труда и небольшой подотчетностью со стороны высших учебных заведений. После опубликования такая информация могла бы содействовать молодежи сделатьправильный выбор, одновременно, создавая стимулы для высших учебных заведений по предоставлению перспективных образовательных программ. Так как механизмы обеспечения качества усиливаются в развивающемся мире, эта своего рода база данных может быть дополнена информацией, полученной непосредственно у высших учебных заведений, об их программах, преподавательском составе, инфраструктуре и данных о трудоустройстве их выпускников.

Выравниваниевысшего образования с потребностями рынка трудав развивающихся странах заслуживает большого внимания. Лучший сбор данных и распространение этой информации являются крайне важными вопросами для улучшения эффективности высшего образования.

*Примечание научного редактора – Международные сравнительные исследования по качеству образования 15 летних школьников – PISA (ProgramInternationalStudiesAssessment), которые проводятся ОЭСР. Школьники Перу по читательской, математической и естественнонаучной грамотности заняли 63, 64 мест из 65 в 2009 г. 



Назад в раздел