Должны ли японские университеты изменять академический календарь?



Юкико Шимми – аспирант, научный ассистент Центра международного высшего образования Бостонского колледжа(BostonCollege). E-mail: yshimmi@gmail.com.

Попыткаинтернационализацииуниверситетовчастопротиворечитместнымсистемамив настоящеевремяэтоотмечаетсявяпонскихуниверситетах.В Японии в мае 2012 года внутренней комиссией Токийского университета в целях интернационализации университетабыло предложено изменить академический календарь с апреля на осень (сентябрь или октябрь) в соответствии с международными стандартами. Хотя это предложение все еще обсуждается, крупные японские университеты и японское правительство, а также промышленность, начали обсуждение этих вопросов и препятствий для их реализации. Несмотря на то, что это предложение могло бы стать потенциальным символом реформы для интернационализации японского высшего образования, оно во многих отношениях подчеркнуло конфликты с традиционными и местными системами. ИзменениеакадемическогокалендарясталкиваетсясосложностямивТокийском университете и других японских университетах.

Причиныиконцепции

Внутренняя комиссияТокийскогоуниверситетапредложилауниверситетуначинатьакадемическийкалендарь(учебный год) осенью(всентябреилиоктябре)втечениепятилетдлятого, чтобыускоритьинтернационализациювысшего образования по всей Японии. Согласноотчету,в 70 процентахстранмираучебныйгодначинается всентябреилиоктябре(включая не только западные страны, но также Китай, Гонконг, Малайзия,Сингапур и Тайвань), в то время как большинство японских университетов начинают работу в апреле. Некоторыеяпонскиеуниверситетыуже принимают студентов осенью, но это не является нормой. Вследствиеэтого, корректировка академического календаря (графика учебного процесса)с международным стандартом поможет развивать международный обмен студентами и учеными, а также повысить научное сотрудничество на университетском уровне. При введении новогоакадемическогокалендарястудентымогутучаствоватьвпрограммахобучениязарубежомвтечениесеместраилигодабез конфликтас расписанием курсов или отсрочки выпуска. Профессора и исследователи будут сталкиваться с меньшими ограничениями в отношении преподавания или административных обязанностей, когда они планируют проводить исследования или преподавать за рубежом в качестве приглашенных ученых.

Изменение академического календаря также представляется эффективным для использования летних каникул. Действующийакадемическийкалендарьнепозволяетстудентамполностьюучаствоватьвдругихмероприятияхвтечениелета, включая программы обмена, волонтерскую деятельность и стажировки, особенно для студентов, намеревающихся путешествовать за границей. Крометого, изменениеакадемическогокалендарятакжесоздаетвозможность для«промежуточного семестра» (шестимесячного перерыва) между окончанием средней школы и поступлением в университет. Преимуществопромежуточного семестрадлястудентовзаключаетсяввозможностиучаствоватьвмероприятиях, которые расширяют их перспективы и стимулируют интересы через волонтерскую деятельность, обучение за рубежом и другое целесообразное использование времени.

Препятствияипроблемы

Несмотрянапотенциальныепреимуществаизмененияакадемическогогода,возникли некоторые сложности для фактической реализации. Создается впечатление, чтоэтивопросывызванынеобходимостью выбора междунациональной и международной системами. Например, учебныйгодбольшинствауниверситетовне соответствует расписанию других сфер японского общества. Японскийтрадиционныйакадемическийкалендарь (учебный процесс) от яслей до уровней послевузовского образования начинается в апреле и заканчивается в марте. Более того, правительствоичастныйсекторвЯпонииначинаютсвойфискальныйгодвапреле и нанимают большую часть сотрудников раз в год, в апреле. Также, основныесертификационные экзамены, такиекак экзамены на государственного служащего, врача, медсестру и юриста, предполагают, чтолица, сдавшие экзамены,начнутработатьвапреле. Многиеяпонцыпредпочитаюттекущийцикл, безперерывамеждусредней школой и окончанием колледжа до начала работы. Также, хотяэтоинесущественнодляяпонцев, началошкольногогодаполного среднего образования К-12и занятий колледжа, а также ежегодного сезона цветения вишен,является культурно значимым для японцев.

Другая проблема заключается в том, что изменение академического календаря лишь в нескольких университетах осложнит ситуацию в дальнейшем. ВотличиеотТокийскогоуниверситетаинекоторыхдругихучебныхзаведений, цельюкоторыхявляетсямеждународнаяконкурентоспособность, большинствояпонскихуниверситетовиколледжейпринимают местных студентов и вследствие этого, не имеют стимула изменять свой академический календарь. Помимо этого крупные университеты, учитывая это изменение, сталкиваются с некоторым несогласием по методу реализации. Например, Университет Васэда, ведущеечастноеучебноезаведение, разработалуникальноерешение, частичновведясистему четвертейдля изменения академического календаря для развития международных обменов и интернационализации университета.

Еслилишь некоторыеуниверситеты изменят свой академический календарь, то для студентов, правительства, компаний и университетов это может стать проблематичным и затруднительным. Длястудентов, которыерешатпосещатьуниверситетывЯпонии, начинающихработувсентябре, ихстатусвтечениепромежуточного перерывамежду окончанием средней школы и поступлением в университетвсе еще неясен. Графикнаймавыпускниковуниверситетавтрадиционныхяпонскихкомпанияхдолженстатьболеегибким, чемдействующаястрогая система, по которой сотрудников нанимают только в апреле, для того, чтобы охватитьразличные даты университетского выпуска, в противном случаенекоторые студенты могут столкнуться снеудобствами. Междуправительствомиуниверситетамиразницавфискальномиакадемическомгодахв некоторых университетах могла бы вызвать проблемы в бюджетировании и распределении финансов.

Альтернативыидругиепроцедуры

ОтчетТокийскогоуниверситета, президентуниверситетаиобщественноемнение,по-видимому, согласныстем, чтоинтернационализациявысшегообразованияне может быть достигнута главным образом за счет изменения учебного года. Скорее всего, изменение академического календаря должно обсуждаться одновременно с другими видами реформ. Такимобразом, длясодействия обучениязарубежомсредияпонскихстудентовуниверситетмогбыусилить и улучшить системы внутренней поддержки, такие как обеспечение трансфертного кредита для обучения за рубежом, развитие плавных переходов между языковой подготовкой, предварительной и последующей профориентацией, и предоставление стипендий. Темнеменее, дляпривлеченияиностранныхученыхистудентоввЯпонию, повышение качестваобразования и способов преодоления языковых барьеров могут быть более важными, чем изменение академического календаря. Втовремякакакадемическийкалендарьмогбыигратьсимволическуюрольвпродвижении всеобъемлющей университетскойреформы, отсутствие изучения всех других потенциальных препятствий не поможет помочь университету создать международную конкурентоспособность. Независимооттого,будетлиреализованоизменениеакадемическогогода, Токийскийидругиеяпонскиеуниверситеты, а также японское общество серьезно нуждаются в оценке текущей ситуации и стратегического плана для будущего развития японского высшего образования. 



Назад в раздел