Западные Балканы: анализ сферы проблем высшего образования



Пол Тэмпл–преподаватель/лектор в области управления высшим образованием в Педагогическом институте Лондонского университета и соруководительЦентра исследований высшего образования. E-mail: p.temple@ioe.ac.uk.

Выпуск журналаInternationalHigherEducation (№ 68),лето 2012 годавключалстатьиовысшемобразованиивдвухстранахбывшейЮгославии—статьиФилипаГ. АльтбахаоСловениииСтаменкиУвалик-ТрамбикоСербии, атакжеобзоризмененийвдругойбалканскойстране - Румынии, подготовленныйПолемСербанАгачи. Из этих обзоров очерчивается представление о системах высшегообразования с явными преимуществами,которое пытается преодолеть негативноеисторическое наследие, относящееся ко времениофициального коммунистического периода и времени после него.

Целесообразно сравнить ситуации, о которых сообщается в отношении этих стран с ситуациями в странах разобщенного регионаизвестноговнастоящеевремякакЗападныеБалканы – Албания, Босния-Герцеговина, МакедонияиЧерногория, атакжеСербия. Албанияявляетсяособымслучаем, котораянеявляясьчастьюгосударстваЮгославии,с 1945 по 1985 годыпострадалаотдиктаторыЭнвера Ходжи,режима, который оправданно может бытьназвансумасшедшим. Всеэтистранывсе еще пытаютсяпримиритьсяс ситуацией, сложившейся с насильственным распадом Югославии между 1991 и 1995гг. Всеонипытаютсяпостроитьэкономики, основанныенанациональныхграницах, которыеопределяютмаленькиегосударстваснезначительными природнымиресурсамиислабымикоммуникациями. Внекоторыхиз них существуютвнутренние этические разделения и неурегулированные постконфликтные ситуации, вызывающиедругиетрудности. ЭтистраныпытаютсяполучитьчленствовЕвропейскомСоюзе, что, темнеменее, кажетсяотдаленнойперспективойв связи с различными вопросами, включающими нефункциональные политические структуры, ненадежные правовые процессы, слабые экономики ихроническую коррупцию. Этагруппамаленькихстранпредставляетнаиболеесложную проблему для восстановления и развитияв современной Европе.

Маленькиестраны, большиепроблемы

Какможнобылоожидать, системывысшего образования этих стран отражают более широкий круг проблем. Сихпостоянным недостаткомресурсов, несмотрянадавление, вероятно,справиться,будетлегче, чемсихразрозненнымиструктурами, организационнойжесткостью, интеллектуальной изоляцией и хроническойкоррупцией, а также тем, что СербанАгачи, говоря о Румынии, называет «ложными ценностями», «недостатком инициативы» и «скрытым неповиновением» со времен коммунистического периода.Вопросы, определяемыеАльтбахомвкачествеприоритетовдляпеременвсловенскомвысшемобразовании,аименноболее сильное внутреннее лидерство, стабильное финансирование, дифференцированные миссии и селективность, а также интернационализация, относятся даже в большей степени ко всем Запaдным Балканам.

Крометого, выделяются определенные характеристики систем высшего образования Западных Балкан. Вероятно,наиболееочевидно, что небольшие размеры этих систем вызывают сложности. Черногорияснаселениемв 600000 имееттолькоодингосударственныйуниверситет; Македонияснаселениемвдвамиллионаимеетдвадействительно значимых государственных университета и один твердо укрепившийся,частный, некоммерческий университет. Сложноувидеть, насколько жизнеспособнымможет быть современноевысшееобразование, даже если имеется эффективное руководство на министерском и институциональном уровнях. Сложность заключается не в количестве или размерах учебных заведений, несмотря на то, что некоторые университеты действительно скорее являются слишком крупными. А в том, как указывает Альтбах, маленькие системы без ранее существовавших международных традиций склонны к замкнутости.

Как будтоэтистраныуженеявляютсядостаточномаленькими, этническоенапряжениесоздаетвнутренние разделения в Македонии и, особенно, в Боснии и Герцеговине, стране с населением в четыре с половиной миллиона человекимеется 14 министерств образования, хотя не все из них занимаются вопросами высшего образования. Внутреннееразделениемеждуфедерацией, с подавляющим числом боснийцев/хорватов, и Сербской Республикой с подавляющим числом сербов, препятствуетлюбымздравымпланамнациональнойреструктуризации; и даже в рамках федерации этнические напряжения привели к созданию двух университетов – хорватского и боснийского(очевидно нежизнеспособного) в маленьком городке Мостар. В данномслучае университеты использовались как символы для определения ряда политических целей. Высшееобразованиеиспользовалосьдлядемонстрациивластирегионаивознаграждениятех, ктоподдерживает местных политиков для того, чтобы помочь реализовать вызывающие разногласияпрограммы политики идентичности.

Разобщенные университеты в разобщенных обществах

Разобщенность также является характеристикой внутренней организации университета в регионе, возникающей изюгославской традиции сильных факультетов и систем кафедр внутри них. Расширениепроисходилопутемсозданияновыхкафедр, которые приводиликразваливающимся, громоздкимструктурам; институциональная реструктуризация была редкостью. Несмотрянанынешние попыткинаместахпообъединениюфакультетовдлясозданияболеесильныхунитарныхуниверситетов, этот внутренний конфликтустойчиво сохраняется, создавая сложности в управлении институциональными изменениями по причине многочисленных и конкурирующих источников власти. Попыткиформальнойинституциональноймиссиидифференциацииосуществляютсяструдом. Хотяэтонеоправданоисторически, сложноизбежатьрассмотренияэтихинституциональныхделенийкакотражениеразобщенности, определяемомнанациональномирегиональномуровнях.

В своей статье Ували-Трамбик определяет академическую коррупцию как главную проблему сербских университетов. Онаостаетсясерьезнойпроблемойвовсемрегионеи, очевидно, подрываетлюбые попыткиубедитьзападные университетыповерить в требованияк академическим стандартам. Всеещеширокораспространенноеприменениечастыхустныхиндивидуальных экзаменовявляется одним из факторов, способствующих академической коррупции,но обычное изменение процесса (например, переход к письменным экзаменам в Сербии или новым процедурам контроля качества)вряд ли устранит глубоко укоренившуюся проблему (Я описывал подобную попытку в Грузии в журналеМеждународное высшее образование (InternationalHigherEducation - № 42, 2006 г.)

Увалик-Трамбиктакжеотмечает, чтотак называемаяреализацияболонскихреформ в Сербии, вероятно, является «преимущественно косметической». Этоявлялось также и нашимвыводомдлявсегорегиона, где как правило,болонский процесс на практике оказывал незначительное влияние. Например, внекоторыхслучаяхстепени 3+1 или3+2 (тоесть, согласноболонскомупроцессу – степеньпервогоцикла, объединеннаясостепеньюмагистра) предлагались для поддержания традиционной четырех- или пятилетней схемы первой степени, поддерживаемой профессорскими иерархиями, но вследствие этого терялипреимущества эффективности, которые болонские структуры должны были предоставить.Этотакже еще одинпримервнутреннеориентированногохарактерасистемывысшегообразования,разрушающейформальную приверженность к модернизации и европейским стандартам. Хочется сделать также вывод о том, учитывая комментарий СербанаАгачи о «скрытом неповиновении», чтобольшойразрывмеждуполитикойипрактикойявляетсяпережиткомкоммунистическогопериода, когда официальные заявления об идеологическом принципе использовались для маскировки их реальных методов.

Вывод

Настоящаястатьяоснована на работе, проведеннойдляФондаоткрытогообщества (OpenSocietyFoundation). В качестве одного из путей продвижения вперед для сербских университетов Увалик – Трамбик предлагает «разработать совместные докторские исследования с другими странами региона». Созданиерегиональныхдисциплинарныхсетей . . . моглобыстатьмеханизмомуменьшениячислауниверситетов, повышения качестваи усиления значимости программ обучения. «Работа, проведеннаянамидляФондаоткрытогообщества (OpenSocietyFoundation) привела нас к аналогичным заключениям, предполагающим поддержку для маломасштабного исследовательского сотрудничества между группами университетов в регионе и одним или более международными партнерами. Точнаятемаисследования, как мы предполагали, была бы менее важной, чем тема, по которой региональные партнеры имеют интерес и некоторые базовые возможности, на основекоторых можно начинать работать. Этотподходмогбыпоощритьмежфакультетское, межинституциональное, межрегиональноеи международное сотрудничество, таким образом, устраняя в некоторой степени проблемы разобщенности. Он мог бы предоставить контекст крайненеобходимогообменаопытом в предметных знаниях, педагогике и методах исследования.

Былобыв высшей степени наивнымдумать, чтодовольно ограниченные реформывуниверситетскихпроцессахмоглибыкаким-тообразомпреодолетьмногочисленныепроблемыглубокоразделенныхобществрегиона.Темнеменее, могут существовать более выгодные преимущества посредством демонстрации того, что сотрудничествоврамкахрегионаможетиметьположительныерезультаты. Тоесть, изменения, вероятнее всего, могут быть осуществлены по восходящей линии от университетов, чем по нисходящей от нефункциональных политических структур.

Примечание автора:Хотел бы отметить вклад моих коллег –исследователей - Джейн Аллемано, Джон Фаррант, Урания Филлипаку, Наташа Керш и Холли Смит. 



Назад в раздел