Африканские студенты в Индии: Схемы мобильности



П.Д.Лавакаре– членсоветауправляющихИнститута Моди университета науки и технологий, Раджастан, Индия, экс-исполнительныйдиректорФондаобразованияСоединенныхШтатоввИндии. E-mail: lavakare@vsnl.com.

К. Б. Повар–советник ректора Университета им. Д.И. Патиль,Пуна, Индия, экс-генеральныйсекретарьАссоциациииндийскихуниверситетов, Дели. E-mail: kbpowar@gmail.com.

При британском колониальном правлениибританскаясистемавысшегообразованиябылавведенавИндиииАфрикеиэтитрадициисохраняютсядосихпор, когда Индия и большинство стран Африки являются независимыми. Послеполучениянациональнойнезависимостив1947году, Индия, имеющаялучшую образовательную инфраструктуру, начала привлекать африканских студентов в индийские университеты для получения высшего образования. В перемещенииафриканскихстудентоввИндиюс недавних пор проявляет резкий спад.ЭтовызываетбеспокойствовИндииинеобходимопонятьпричиныэтогоспадаиопределитьспособыпредотвращения ухудшения ситуации.Вданной статье при анализе этого вопросарассматриваютсятолькотестуденты, которыедействительно пересекают государственные границы и живут в Индии, проходя обучение. Студенты, зарегистрированныеиндийскимиуниверситетамипопрограммамдистанционногообучения, неучитывались, так как предполагается, что настоящий опыт зарубежного образования происходит только путем образования за рубежом.

Подъем и спад

В1990/91годахобщее число 6,222 африканскихстудентаизболеечем35 африканских стран обучались почти в 100 учебных заведениях Индии. Втожевремяв Индииучилисьпочти12,900 иностранных студентов в Индии. Такимобразом, контингентафриканскихстудентовсоставлялпочти48 процентов от общего числа иностранных студентов, показывая Индию как предпочтительную страну для обучения африканских студентов. Другаяполовинаиностранныхстудентов, восновном, прибылаизАзииистранБлижнегоВостока, в то же время незначительное количество других студентов из развитых стран прибыло для получения краткосрочного глобального опыта. Сегодняситуацияизменилась, число студентов из Азии почти в четыре раза больше, чем число студентов из Африки, количество студентов из развитых стран, по прежнему, составляют меньшинство.

Загодычислоафриканскихстудентовустойчивоуменьшалось, сократившись до 2700 человек в 2009/10 гг. В настоящее время числоафриканскихстудентовсоставляет всего лишь 15 процентов отчисла иностранных студентов. Этоснижениепоказателяявляетсязначительным, учитываятотфакт, что Индия как страна – член Британского содружества спохожейэволюциейсистемывысшегообразования, как большинство африканских стран должна была привлекать большее число африканских студентов, атакже в связи с тем, что обучение и проживание в Индии менее дорогое, чем в других странах мира. Важноотметить, чтовИндиииностранные студенты не рассматриваются как источники дохода. В отличие от развитых англо-саксонских стран индийское правительство не собирает и не публикует статистику, касающуюся дохода или других преимуществ от иностранных студентов.

Инициативы дистанционного образования

Национальныйоткрытыйуниверситетим. ИндирыГанди (IGNOU) вНью-Дели – этокрупнейшееучебное заведение по дистанционному образованию в мире, оно имеет амбициозныепланыпопредоставлениюмежгосударственногообучениястудентамиз Западной Азии и Африки. Этапанафриканская электронная сеть началадействоватьв2008году, иIGNOUподписалМеморандумовзаимопониманиис 16 африканскимистранами.Обучениепроводитсячерез телеконференциисдвустороннимканалом связи между студентами в Африке и студией, созданной вIGNOU. Предоставленныепрограммыохватываютуровень бакалавриата, послевузовского обучения, уровни с присвоением дипломов и сертификатов. В 2008/09 годахсвыше 2000 африканскихстудентовзарегистрировались по программам, и свыше 3000 -в 2009/10. Темнеменее, последняяинформация, полученнаяизНигерии, показывает, чтов 2008/09 годах из 49 зачисленных студентов, многие выбыли, и только 24 из них успешно завершили программу. Очевидно, что студенты были отозваны, т.к. было прекращеновнешнеефинансирование, которое было доступно по этим программам.

Несмотря на удобный способ, дистанционное образование без пересечения государственных границнеимеетистинногодухазарубежногообразования – принципиальнойцельюпредоставитьмежкультурныйопыт.Такимобразом, однойизпричинспадапритокаафриканскихстудентовв Индию можетбытьсоответствующийуспехинициатив дистанционного образованияIGNOUвАфрике. Однаконужнооценитьдругие возможныепричиныэтогоспада. Можноотметить, чтов2008/ 09годахизобщего числа иностранных студентов в Индии около 27 процентов обучались по программам дистанционного обучения. Для африканских студентов соответствующее число составило до 45 процентов.Эти цифры могут показаться маленькими по сравнению почти с 4 миллионами студентов, зарегистрированными IGNOU. Темнеменее, в этой связи возникает вопросовлиянии дистанционного образования на интернационализацию высшего образования, в которой студенческая мобильность является важным фактором.

Другиевозможныепричины

Индийскиеучебныезаведенияне получили хорошей оценки врейтинге 500 ведущих университетов мира.*Вэтойсвязииностранныестудентынеуверены, что качествовысшегообразования, котороеонимогутполучитьвИндии, позволит им конкурировать за рабочие места на мировом рынке. Крометого, нарядусэкономическимразвитиемАфрики,усилиласьспособностьижеланиеплатитьзавысшееобразование.Выборобучения в развитых странах предпочтителен, несмотря на то, что образование и проживание в Индии все еще считается недорогим.

Процедурыприемаиностранныхстудентоввиндийскиеуниверситетыочень трудоемки, учитывая длительную по времени получения визы и процедурой верификации документов. Это является сдерживающим факторомдлястудентов, имеющих более широкий выбор по всему мирувнастоящеевремя. Индияизвестнакакгостеприимнаястрана, гдегостейчтутиуважают. Темнеменее, существует опасение, что по причинам расы и цвета африканские студенты считают сложной адаптацию в индийском обществе, это фактор, о котором Индии следует побеспокоиться.

Создание Африканского союза и новая инициатива по созданию панафриканскихуниверситетоввразличныхафриканскихстранах с партнерствами вне Африкитакжеспособствовалотому, чтобыстудентыоставалисьна африканском континенте и получали зарубежный опыткак часть своего образования.

Индия не оказала какого-либо существенного влияния на развитие индийского образования за рубежом. Другие развитые и некоторые развивающиеся страны, такие как Китай, предприняли крупные маркетинговые и партнерские усилия, которые привлекли африканских студентов и отвлекли их внимание от Индии.

Новыеинициативы?

Учитывая сокращение контингентаафриканскихстудентов,индийскомуправительствунеобходиморазработатьстратегиюусиленияиукрепленияиндийско-африканскогообразовательногопартнерстваспомощьюсовместныхусилийиндийской университетской системы и государственной образовательной системой.

ПолитическийфорумИндо-Африканского Саммита, созданныйзанескольколетдоэтого, должен включить инициативы по «Обмену высшим образованием» в качестве части крупной повестки дня по сотрудничеству. Университетысобеихсторондолжныучаствовать в политическом форуме. Форумдолженпоощрятьсотрудничествомеждунесколькими сотнями индийских и африканских университетов, создавая индо –африканскуюуниверситетскую сеть. ВысшееобразованиедляженщинявляетсяобщейповесткойдляИндиииАфрики, исоздание Индо-африканского женского университета в Африке могло бы стать очень положительной инициативой.

Индийские и африканские университеты должны проводить обсуждения по обмену опытом в сфере интернационализации высшего образования—общей повесткой для обеих стран. Африканскийсоюзуже провел уже три таких конференции, в которых Индии следует принимать участие. Совместныеконференцииповопросамвысшегообразования, представляющие общий интерес, необходимо организовывать периодически. Существуют предметные области, такие как развитие навыков, профессиональная подготовка на уровне третичного образования, медицинское образование, техническое и управленческое образование,а также правовые науки,которыеособеннонеобходимы в Индии и Африке. Совместные мероприятия посозданиюучебныхзаведенийвобеихстранахнеобходимо исследовать по моделям государственного и частного партнерства.

В Африке действует свыше 50 индийских корпораций.Их необходимо привлекать к участию в поддержке образовательных обменовстудентов за счет спонсированиястипендийистажировок. Онитакжемоглибыпомочьафриканскимстудентам, обучающимсявИндии, получить соответствующую должность в их компаниях, работающих в принимающей стране, после возвращения студентов домой.

Выводы

УменьшающийсяконтингентафриканскихстудентовдолженрассматриватьсяИндиейкакпредмет беспокойствапо утрате своего традиционного образовательного партнера. Возможно, Индияпринималакакдолжноесвоидинамичные отношения с Африкой, в то время как другие страныискали её расположения. Индиинеобходимопривлекатьиностранныхстудентоввсвоикампусы длятого, чтознакомить своих собственных студентов с другими культурами мира. Наступилото время, когда некоторыеновыеинициативы должны разрабатываться Индией, как часть формирования новой образовательной дипломатической политики.

_______________________________________

*примечание научного редактора, авторы имеют в виду Шанхайский академический рейтинг. 



Назад в раздел