Высшее образование в Камбодже—низкокачественные степени?



Дэвид Форд - лектори консультант на кафедре химии в Королевском университете Пномпеня, Камбоджа. E-mail: ford.david@rupp.edu.kh.

Камбоджийская экономика достигла здорового среднего темпа роста, примерно в 7 процентовза последние десять лет.За тот же периодвысшее образование расширилось более чем в десять раз и в настоящее время включает 91 учебное заведение (68 университетов и 23 института или школ), из которых 59 процентов являются частными заведениями, а число студентов составляет почти 200 000. Доступ к высшему образованию значительно улучшился, так как многие новые учебные заведения и дополнительные филиалы существующих учреждений открылись в провинциальных центрах.

Проблемы

Несмотря на относительно позитивную макроэкономическую ситуацию Министерствообразования, молодежи и спорта, названное как приоритетное, является единственным,чей бюджет устойчиво сокращается каждый год в течение пяти последних лет. Высшее образование получает меньшую долю национального бюджета (менее 1%) и имеет самый низкий показатель участия государства (примерно 5%) среди любых региональных соседей. Соответственно, сектор высшего образованиясталкивается с некоторыми серьезными сложностями. Преподаватели в государственных учреждениях все еще получают зарплату, которая является лишь частью заработка, необходимого для достойной жизни (как основа - примерноUS$120 в месяц), вынуждающую их искать трудоустройство в частном секторе. Менее 10 процентов преподавателей в государственных и частных заведениях имеют степень PhD. Правительство практически не финансирует научные исследования. Поэтому, крайне небольшое число университетов проводит какие-либо исследования, и почти все были созданы и финансируютсяспонсорами. Практически отсутствуют правительственные стипендии для обучения за рубежом. Даже так называемые стипендии для получения местного высшего образования представляют собой бесплатные места в государственных учебных заведениях без надбавки к заработной плате, обеспечивающей прожиточный минимум. Доля стипендийпо отношению к ежегодному числу выпускников средних школ постоянно снижается.

Последние отчеты основных спонсоров (Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Программа развития Объединенных наций и другие)показали низкий уровень качественной и количественной, внутренней и внешней эффективности. Несмотря на низкий показатель участия, переизбыток выпускниковнизкой квалификации все еще имеют место в некоторых отраслях, в то же время существует нехватка в областях высокого спроса. Около 60 процентов студентов получают высшее образование в сфере бизнеса, социальных наук и права, и менее 25 процентов – в сельском хозяйстве, образовании, машиностроении и точных науках. Какими будут социальные последствия большого количества безработных и недостаточно квалифицированных для работы выпускников и каким образом Камбоджа сможет конкурировать на региональном уровне, если к 2015 году будет реализована концепция интегрированного экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии пока неизвестно.

Основные причины системных недостатков

Такое несоответствие потребностям общества не является новым. Уже прошло почти 15 лет с момента открытия первого частного университета и начала периода быстрого, почти нерегулируемого расширения и коммерциализации высшего образования в Камбодже. Число студентов увеличилось примерно от 10 000 в 1997 году почти до 200 000 в настоящее время. Тем не менее, за 10 лет произошло небольшое улучшение в значимости, так как были созданы регулирующие инструменты, Закон о регистрации учебных заведений и Аккредитационныйкомитет Камбоджи для решения подобных вопросов. Возможно, существовала надежда на то, что рыночные силы будут автоматически улучшать качество, но на сегодняшний день конкуренция проявиласьв основном в гонке на выживание, так как учебные заведения конкурируют за счет снижения оплаты, предложения скидок и «бесплатного беспроводного интернета».

Отсутствие регулирования привело к появлению большого количества высших учебных заведений, но многие из зарегистрированных так называемых университетов явно не соответствуют техническим требованиям, чтобы называться университетами. Горстка учебных заведений, возможно, могла бы оправдать использование этого термина, и некоторые из них постоянно признаются как качественные учебные заведения. Тем не менее, в некоторых отсутствуют преподаватели, имеющие признанные степени послевузовского образования и эти заведения еще не получили лицензии на присуждение степеней вплоть до уровня PhD. Несмотря на положения, определяющие требования к учреждению высших учебных заведений, действующих с 2002 года многие учебные заведения рекламируют обучение поширокомуспектруакадемических степеней, при недостатке квалифицированного персонала для преподавания. Причины такой ситуации,вероятнее всего, связаны с высоко политизированным характером сектора, в котором политически мощные личные интересы перевешивают рациональную реализацию положений.

Последствия неэффективного регулирования

Так или иначе, пока спорят о причинах, создается ситуация, аналогичная экономическому кризису. Формируется «пузырь» из выпускников университета с бесполезными академическими степенями. Интенсивная конкуренция привела к существованию рискованных и экзотических образовательных продуктов, где способность платить намного важнее, чем способностик обучению. Как результат, многие учебные заведения предлагают «низкокачественные» степени, которые имеют небольшую реальную ценность в связи с рядом фактором, включая отбор студентов с низкими способностями, преподавание неквалифицированного преподавательского состава, минимальныепроверки и коррупцию. Некоторые из их экзотических образовательных продуктов включают в себя степени специалиста, предлагаемые тем, кто не сдал выпускные экзамены за 12 класс, и научные курсы без лабораторных опытов. Получаемые академические степени больше похожи на символы соответствия с системой и членством всети покровителей, а не на символы знания и навыков и более правильно будет называть их «свидетельствами».

Что произойдет, когда выпускники, имеющие второсортные степени, начнут использовать их, чтобы попытаться найти работу и не выполнять обязательств? Многие студенты вложили значительные суммы в бесполезные степени и с полным правом могут быть недовольны, когда им не удается окупить свои инвестиции посредством трудоустройства. Некоторые университеты развалились и уже сообщалось о широко распространенной безработице и неполной занятости среди выпускников университета. Предстоит выяснить, когда и как их недовольство станет очевидным, так как есть немало примеровв других странах, где недовольство студентов привело к социальным волнениям. Очевидно, значительного беспокойства в официальных кругах по этому поводу не существовует потому, что правительство не выплачивает пособия по безработице, а также существует закон о воинской повинности, принятый в 2006 году, который правительством никогда не применялся, номожет быть использован в непредвиденных обстоятельствах. Еще один пример сходства с финансовым кризисом заключается в том, кто в итоге пострадает от последствий, вряд ли это будут владельцы учебных заведений или регулирующие органы.

Выводы

Существует недостаток независимой общественной информации о высших учебных заведениях, которая могла бы помочь будущим студентам сделать осознанный выбор и таким образом оказать некоторое влияние на улучшение качества. Многие учебные заведения отказываются предоставлять будущим студентам информацию о преподавательском составе и что более удивительно, некоторые студенты сомневаются в ней. Следовательно, при отсутствии точной общественной информации об учебных заведениях и широко распространенном игнорировании рыночных потребностей и значения качественного образования многие студенты зависят от слухов и непроверенной информации при выборе курсов, которые часто являются несоответствующими и некачественными.

Поэтому, несмотря на тот факт, что высшее образование было обозначено в качестве приоритета камбоджийским правительством, на самом деле оно таковым не является. Причина этого может быть связана с другимсистематическимнедостатком указанном в ранее упомянутых недавних отчетах, то есть, старые методики преподавания, которые не дают студентам возможности думать и анализировать. Возможно, правительство, которое авторитарно и крайне чувствительно к голосам оппозиции, нерасположено к поощрению системы, которая должна развивать критическое мышление,и имеет личныйинтерес в сохранении текущего положения дел.

Свет в конце туннеля исходит от растущего числа молодых выпускников, возвращающихся после учебы за рубежом (по стипендиям, финансируемым из-за рубежа), которые столкнулись с более функциональной системой и различными способами обучения. Маловероятно, что эти выпускники примут старые модели управления, но, что более вероятно, будут использовать новые методологии преподавания. Некоторых из них принимает на работуАккредитационный комитет Камбоджи, которому удалось провести оценку курсов подготовительного года (первый год), и планируется начать проведение оценки учебных заведений. Помере того, как эти молодые, высококвалифицированные ученые проходят карьерный путь и получают влияние, а старая гвардия постепенно уходит на пенсию, хочется верить, что высшее образование в Камбодже может значительно улучшиться. 



Назад в раздел