Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки



Джон Обрей Дуглас и Ричард Эделштейн

Джон Обрей Дуглас – старший научный сотрудник Центра изучения высшего образования Калифорнийского университета (Беркли), Ричард Эделштейн – старший научный сотрудник Калифорнийской школы высшего образования и управляющий директор Global Learning Networks (Глобальные обучающие сети). Работа является адоптированным вариантом их последнего исследования «Глобальная конкуренция за талант», доступная по адресу http://cshe.berkeley.edu/publications/publications.php?id=341

Как нам часто напоминают, США остается местом номер один в мире для обучения наиболее талантливых студентов из других стран, а именно из Индии, Китая и Кореи (трех крупнейших мировых источников международных студентов). В долгосрочной перспективе США, без сомнения, останутся очень привлекательными для иностранных талантов по причине качества академической среды, большого количества исследовательских университетов, традиционной открытости для иммигрантов и своей репутации (пусть слегка потускневшей) как страны возможностей.

Однако при более детальном рассмотрении динамики рынков высшего образования и учете возможных последствий развивающейся мировой рецессии, взгляду политиков в области высшего образования открывается более конкретная перспектива, полная дополнительных нюансов и деталей.

В настоящее время Соединенные Штаты Америки по-прежнему привлекают мировые растущие кадры международных студентов в свои магистратуры и профессиональные школы, хотя это можно было бы делать еще лучше, и былое доминирующее положение США в этой сфере становится более шатким. В сравнении с ее конкурентами, Америка отстает, хотя и находится в списке лучших стран этой сферы.

Что изменилось? Две мировые макро-тенденции лежат в основе этих изменений: растущий спрос и усиливающаяся конкуренция.

Спрос – краткосрочная и долгосрочная перспективы

Количество студентов, желающих получить международный опыт высшего образования растет. По оценкам ОЭСР сейчас в мире 135 миллионов студентов и через 10 лет эта цифра удвоится, особенно в Азии и Европе. Растущее количество студентов хотят учиться за пределами своих стран. С 1975 по 1990 гг. число международных студентов выросло с 600 тыс. до 1,2 млн. человек, в 2000 г. их уже было 1,9 млн., а в 2006 эта цифра выросла до 2,9 млн.

И хотя последствия глобальной рецессии еще будет сказываться вначале следующего академического года, статистика США по данным осени 2009 г. показывает, что число международных студентов в США остается неизменным после предыдущего 5-летнего роста. Сокращение числа студентов было особенно заметно в области точных наук (STEM) и экономики.

Мы предполагаем, что в долгосрочной перспективе нас ожидает большой рост числа международных студентов, простимулированный общим ростом населения и отчасти меняющимися потребностями мирового рынка рабочей силы. Остается открытым вопрос тех областей знаний, которые изберут эти будущие студенты.

Новые конкуренты

Развитые и развивающиеся страны улучшают свои системы высшего образования, делая их более международными, и тем самым привлекательными для иностранцев. Эти системы все больше интегрируются в свете задач национального и международного развития стран. В итоге, у некогда доминирующих на рынке международного обучения США и небольшой группы преимущественно англо-говорящих стран, появляются конкуренты. За 2000-2006 гг. доля США в обучении международных студентов упала с 25% до 20%. Тем временем доля рынка стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады и Японии осталась неизменной и в некоторых случаях даже возросла. Англия, Франция и Германия продолжают привлекать к себе растущее количество студентов. Среди относительных «новичков», но с высоким темпом роста рыночной доли следует отметить Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Нидерланды, Японию и Китай.

Конкуренция усилилась и по причине недавнего «открытия» того, что международные студенты, оплачивая полную стоимость обучения или даже сверх того, приносят доход университетам, позволяя давать субсидии «своим» студентам (большинство стран лимитируют стоимость обучения для национальных студентов, но не для международных). В Великобритании, например, иностранные студенты обеспечивают сейчас 10% доходов всего высшего образования, в Австралии – 15%. Новая Зеландия серьезно зависит от того же источника развития высшего образования. Япония также пытается прибегать к этому ресурсу.

Аспект развития национальной рабочей силы также важен. Канада и Нидерланды, например, открыто используют высшее образование для удержания у себя образованных иммигрантов. Эти страны, наряду с Новой Зеландией, Австралией и большинством стран Европы, испытывают демографический спад и поэтому используют иностранных студентов для пополнения ресурсов национальной конкурентоспособности.

Усложнение рыночных факторов

В контексте развития глобальной экономики знаний и соответствующего роста спроса на высокообразованных профессионалов, очень важно не отстать по показателю обеспеченности специалистами, особенно в области точных наук, инженерного дела и математики (STEM fields). Действительно, с 1977 г. растущее количество докторантов привлекается из числа иностранных студентов с временной визой проживания в США, и именно этот контингент способствует росту числа выдаваемых в США степеней докторов наук в естественных и инженерных науках.

В последние десятилетия иностранные студенты, получив степень доктора наук, все чаще решают остаться жить и работать в США. Чем больше студентов приезжают учиться в США, тем больше их пополняет рабочую силу страны. Это внесло существенный вклад в технологические инновации и укрепило общую конкурентоспособность экономики США.

Подобный успех, однако, указывает и на слабости систем таких лидеров обучения как США и Великобритания. Граждане Китая, Индии, Южной Кореи и Тайваня обеспечивали в 2007 г. 20% числа докторантов США. Зависимость весьма велика и грозит ростом экономической неустойчивости. Так, в последнее время США и другие страны со зрелыми системами образования испытывают некоторый отток защитившихся специалистов-иностранцев.

Думая стратегически, действуй глобально

Рынок международных студентов – только один аспект более крупного блока вопросов, касающихся адаптации университетов к условиям глобализации. США не имеют ключевых приоритетов своей интернациональной стратегии высшего образования и просто считают, что лидирующие позиции прошлых десятилетий будут сохранены. Считаем, что администрация Обамы должна внедрить более активную стратегию набора иностранных студентов на всех уровнях – федеральном, уровне штатов и уровне институтов высшего образования.

Дадим несколько рекомендаций политикам США. Во-первых, необходимо разработать национальную политику высшего образования как важнейшего национального ресурса в условиях глобализации для привлечения талантливых иностранных студентов и ученых, подготовить американцев в качестве компетентных профессионалов и лидеров интернационального типа.

Мы также призываем определиться с разработкой национальных стратегических целей в вопросах привлечения контингента иностранных студентов обоих уровней: как бакалавриата, так и магистрантов, привязав это к целям политики развития международных отношений, национального экономического развития, развития высшего образования. Мы предлагаем наметить цель привлечения иностранцев для достижения числа иностранных студентов до 1,25 миллиона человек к 2020 г., причем с акцентом в пользу обычных студентов (undergraduate) и сектора государственного (общественного) образования.

Потребуется более гибкая визовая политика и прочие дополнительные инструменты для увеличения набора иностранцев и одновременно увеличения процента «остающихся» специалистов. С этой целью необходимо пересмотреть и политику национальной безопасности. Кроме того, в связи с вышесказанным, рекомендуем увеличить финансовую помощь иностранным студентам (гранты, стипендии, кредиты, оплачиваемая работа и проч.)

Федеральные органы, в сочетании с умной политикой штатов и местных органов, могут поддержать международный маркетинг высшего образования США, создав дружественную атмосферу для иностранных студентов, привлекая их организационно и финансово. Необходимо повысить доступность информации в Интернете о возможностях обучения в США. Интернет пока «засорен» низкосортными коммерческими рекламными ресурсами.

И, наконец, стратегия США должна содержать меры по усилению диверсификации источников международных студентов. Надо заранее быть готовыми к появлению новых источников талантов, пока США слишком сильно зависят от нескольких уже ставших традиционными стран.

Заключение

Все больше стран конкурируют на глобальном рынке высшего образования, выявляя таланты и привлекая их выгодными финансовыми условиями (гранты, стипендии, кредиты и предоставление оплачиваемой работы). Таким образом, без стратегических инициатив на правительственном уровне, без активного создания образа привлекательности США для новых студентов и ученых - Америка проиграет конкуренцию за новые таланты, поскольку стоимость обучения в США выше, чем у стран-конкурентов.

В США, возможно, в 2010 г. начнет внедряться инициатива правительства по привлечению иностранных студентов и развитию совместных программ с университетами других стран. Это произойдет после решения некоторых внутренних для США проблем и задач образования. Это очень актуально именно сейчас, поскольку открывает путь сотрудничества и активизирует международную активность США в высшем образовании. Президент и его администрация нуждаются в обновлении некогда ведущего актива США – их университетов и колледжей, придав им более прогрессивную международную окраску.



Назад в раздел