Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов



Ханс де Вит

Ханс де Вит - профессор интернационализации высшего образования в Школе экономикс и менеджмента Хогельскул ван Амстердам, Университет прикладных наук, Нидерланды и редактор Журнала «Исследования в международном образовании».

Е-мейл: J.w.m.de.wit@hva.nl

О международных студентах все чаще пишут в передовых статьях газет по всему миру. Пишут о якобы расистских нападениях на индийских студентов, что омрачает процесс роста числа студентов из этой страны, характерный для Австралии, препятствует росту их вклада в австралийскую экономику.

Все больший акцент в настоящее время имеет место в СМИ на вклад международных студентов в национальную и местную экономику. В Новой Зеландии доход от их обучения превышает доход от экспорта вина, в Канаде – образование приносит больший доход, чем экспорт угля и древесины, а в Великобритании – больше, чем доход от автоиндустрии или финансовых услуг. По оценкам NAFSA иностранные студенты, их родные и близкие дали в 2008/2009 г. около 17,6 миллиардов долларов дохода для экономики США. В Австралии это четвертый по величине источник дохода после угля, металла и, в силу роста цен последнего времени, золотодобычи.

Факты, которые представлены выше, становятся доминантой в обсуждениях о международных студентах, об их не просто социально-культурной и академической значимости, но и являются экономическим обоснованием в отношении рекрутинга иностранных студентов, который включен в мультинациональную экономику.

Плата за обучение

Получение дохода в форме платы за обучение в отношении международных студентов стало актуальным в Англии вначале 80-х гг., в Австралии – с середины 80-х гг. Именно тогда была внедрена концепция дифференцированной оплаты обучения для международных студентов. До последнего времени в Европе и США этот вопрос не был актуален, за исключением, пожалуй, государственного обучения, где иностранцы всегда оплачивали свое образование по пониженному тарифу. Для Канады были важны другие факторы – ее иммиграционная политика и экономическая кооперация с другими странами, они доминируют в вопросах оплаты обучения иностранных студентов в стране.

В континентальной Европе долго сохранялось как минимум равенство в оплате обучения для иностранцев в сравнении с «местными» студентами. Только в последние годы, в таких странах как Дания, Нидерланды, Словакия, Мальта и Ирландия были введены полноценные размеры оплаты обучения для студентов из стран, не являющихся членами Европейского союза. Сейчас этот вопрос решается в Швеции и Германии. Пять земель Германии увеличили размер оплаты в своих ВУЗах для иностранцев. Прочие страны, тем не менее, не имеют планов по повышению такой оплаты – это Австрия (где данный вопрос обсуждался во время выборов 2008 г.), Греция, Италия, Испания и Франция.

Возросшая глобальная конкуренция

Помимо введения оплаты за обучение для иностранных студентов странами северной Европы и увеличения подобной оплаты в США и Великобритании, можно наблюдать еще две тенденции в области международного обучения. Растет число стран, конкурирующих с традиционными лидерами обучения (США, Великобритания, Германия, Франция и Австралия) за право обучать международных студентов. Среди конкурентов – такие индустриальные страны, как Канада, Новая Зеландия, страны континентальной Европы, а так же такие новые страны как Китай, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Южная Африка и страны Ближнего Востока. Характерно, что последние страны являются так же доминирующими в плане обучения своей молодежи за границей. Поскольку местные возможности обучения возрастают, особенно на уровне бакалавриата, наряду с усилением иностранного присутствия в этом секторе, то эти регионы становятся конкурентами по отношению к лидерам глобального обучения. В Малайзии и на Ближнем Востоке исламское обучение используется в качестве привлекательной альтернативы обучению в Европе и США, где усиливаются антиисламские настроения. Справочник ЮНЕСКО 2009 г. отмечает усиление тенденции обучения в рамках своего региона. Это особенно очевидно в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (11% в 1999 г. против 23% в 2007 г.), а так же в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (с 36 до 42%).

Набор лучших талантов

Следующей очевидной тенденцией является сдвиг от массового набора в сторону селективного набора самой талантливой молодежи. Этих студентов приглашают не только для обучения, но и для последующей работы. В рамках этой тенденции квалифицированные мигранты заполняют потребности экономики знаний и замещают сокращающийся объем образованных кадров демографически стареющих стран Северной Америки, Европы, Австралии и Японии. В то же самое время, такие страны как Китай тоже нуждаются в этих талантливых специалистах. Джон Дуглас и Ричард Эдельштейн из Центра Исследований высшего образования Калифорнийского Университета (Беркли) в своем отчете 2009 г. предположили, что Америке следует удвоить количество иностранных студентов к 2020 г. для поддержания своей национальной конкурентоспособности (с 625 тыс. в 2008 г. до 1,25 млн. в 2020 г.). Япония пересмотрела аналогичную цифру для себя в сторону ее тройного увеличения (со 100 тыс. до 300 тыс. студентов в 2020 г.). Малайзия поставила задачи ближайших лет – привлечь 100 тыс. международных студентов; Сингапур – 150 тыс. до 2015 г.; Тайвань – 30 тыс. в ближайшие 4 года. Президент Тайваня обосновал это в своем заявлении: «Очень важно – срочно повысить интернациональную конкурентоспособность местных университетов и колледжей для того, чтобы обучать больше студентов из других стран с целью повышения конкурентоспособности Тайваня» (важно так же отметить, что рождаемость в Тайване находится на одном из самых низких уровней в мире и поэтому приток иностранных студентов обретает дополнительную актуальность).

Репутация и трудоустройство – новые факторы привлечения иностранных студентов

Существует явное противоречие между введением полной оплаты обучения иностранными студентами в странах Северной Европы и ростом конкуренции за этих студентов со стороны принимающих стран. Университеты Швеции просят правительство приостановить принятие решения о введении полной оплаты для иностранцев в условиях текущего кризиса, так как после введения подобных мер, например в Дании, количество иностранных студентов сократилось за 2 года на 50%. Но как показывает опыт США и Великобритании, репутация и трудоустройство являются более мощными факторами, привлекающими иностранных студентов, их семьи, их спонсоров и кредиторов. Эти факторы перевешивают факторы стоимости обучения. Именно поэтому в издании «Мировые новости университетов» (24 января 2010) министр науки Дании заявил, что он не обеспокоен падением числа иностранных студентов (не из стран ЕС) после «удорожания» обучения. Он заявил, что сохранение бесплатного образования усиливает риск массового притока бедных или посредственных студентов и введение платного обучения позволит «отфильтровать» только лучшие таланты через предоставление схем скидок только лучшим претендентам. Аналогичная система фильтрации, похоже, существует в Нидерландах, хотя кризисные условия угрожают и этому механизму отбора.

Система рейтингов усилила важность репутации. Наличие в составе студентов ВУЗа лучших международных студентов повышает рейтинг учебного заведения что, в свою очередь, привлекает новых лучших международных студентов и ученых. Тем самым повышается качество ВУЗа, лучшие студенты начинают преобладать.

Эмиграция научных и творческих работников («утечка мозгов»)

Плохо, когда люди не имеют возможности получать образование или не могут уехать за границу, не получив благоприятных условий у себя в стране. Самые бедные страны сталкиваются с тем, что их лучшая молодежь уезжает на учебу за рубеж и больше никогда не возвращается. Атмосфера современной глобальной конкуренции за таланты вновь породила актуальность вопроса «утечки мозгов». Такие страны как Вьетнам понимают серьезность этой проблемы. В декабре 2009 г. правительство Вьетнама провело серию электронных переговоров с вьетнамскими студентами, обучающимися за рубежом (сейчас их около 50 тыс.) с целью стимулировать их возвращение на родину после завершения обучения. Другие страны открывают свою систему высшего образования, позволяют иностранным частным организациям развивать инициативу в силу того, что этим странам не хватает собственных общественных средств. Самые бедные страны могут обеспечить свое развитие, только прибегая к внешней помощи: приглашая академический персонал из развитых стран для восполнения потерь, нанесенных «утечкой мозгов» - это странный, дорогостоящий и неэффективный способ борьбы с потерей собственных кадров.



Назад в раздел