Кризис голландских университетов прикладных наук



Ханс де Вит

Ханс де Вит - профессор в области интернационализации высшего образования Амстердамского университета прикладных наук в Нидерландах и директор Центра глобализации высшего образования Католического университета SacroCuore в Милане, Италия. E-mail: j.w.m.de.wit@hva.nl.

Деятельность университетов прикладных наук в Нидерландах подвергается серьезной критике со стороны средств массовой информации и политиков. В 2010 году один из наиболее крупных университетов InHolland University of Applied Sciences оказался в центре скандала по поводу присуждения степени бакалавра в областях средств массовой информации и менеджмента развлекательной индустрии студентам, не имеющим соответствующей подготовки, с целью улучшения общих показателей. Также критике подвергался Совет директоров за необдуманные заявления.

В 2011 году Stenden Hogeschool подвергся критике за нарушение правил министерства по присуждению степени бакалавра студентам своих 4-х международных филиалов. Windesheim Hogeschool в том же году подвергалась критике за недостаточное качество знаний выпускников по специальности: журналистика. В конце 2011 года в Hogeschool van Amsterdam обвинили в низком качестве подготовки бакалавров по специальности: экономика и менеджмент. И это только некоторые примеры из основных скандалов.

Основным вопросом является качество присуждаемых степеней, включая случаи с поддельными дипломами, высокий процент отчисления студентов и низкие показатели результативности. Такое негативное восприятие текущей деятельности голландских университетов прикладных наук необходимо рассматривать в контексте реформы высшего образования в Нидерландах и требований глобального общества знаний.

Подобно другим европейским странам, таким как Австрия, Бельгия, Германия и скандинавские страны, в Нидерландах существует бинарная система высшего образования, включающая исследовательские университеты и университеты прикладных наук. В сравнении с другими странами в Нидерландах сектор университетов прикладных наук больше по числу студентов и вузов по сравнению с 13 исследовательскими университетами. В Нидерландах из 600 000 студентов свыше 400 000 обучаются в 40 университетах прикладных наук.

Слияние и укрупнение университетов

В течение последних десяти лет университеты прикладных наук подверглись процессу слияния, в результате чего 400 организаций образования снизилось до 90 %. Рациональный аспект такого объединения основан на увеличении контингента студентов в данном секторе вместо расширения доли исследовательских университетов, что должно поддержать академическое образование и снизить стоимость обучения. В результате появились большие конгломераты, некоторые из которых насчитывают свыше 30 000 студентов.

В этот период число студентов удвоилось. Наибольшим спросом у студентов пользуется программа «Экономика и менеджмент» (1/3 от общего количества студентов), популярность которой возросла в последние 40 лет, хотя по другим образовательным программам контингент студентов также увеличился.

Университеты прикладных наук главным образом осуществляют подготовку специалистов в рамках четырехгодичных программ бакалавриата, выпускники которых получают дипломы бакалавра в бизнес администрировании, сестринском деле и другие. Этот сектор отличается от трехгодичных бакалаврских программ в исследовательских университетах, где выдаются дипломы бакалавра искусств или бакалавра науки.

Хотя университеты прикладных наук могут реализовывать магистерские программы, они должны финансироваться самим университетом и поэтому не могут конкурировать, с финансируемым государством, высококачественными программами магистратуры в исследовательских университетах и, как результат, практически данные программы практически отсутствуют.

До 1990 годов репутация университетов прикладных наук оставалась достаточно солидной. Они выпускали специалистов с прекрасной профессиональной подготовкой, осуществляемой преподавателями, широко привлекаемыми из соответствующих профессиональных сфер. Причем, в специфических областях знаний (искусство, сестринское дело, социальная работа и др.), которые не охватываются программами исследовательских университетов, реализуемые программы продолжают завоевывать хорошую репутацию в национальном и международном масштабе.

Процесс слияния университетов, в сочетании с быстрым ростом числа студентов, считается главной причиной нападок на данный сектор. Помимо этого, объектом для критики является связанное с укрупнением университетов увеличение центрального и среднего управленческого аппарата. Но возможно более серьезное обвинение в адрес университетов направлено на отсутствие инноваций в данном образовательном секторе в течение последних 20 лет.

Великобритания трансформировала колледжи в новые университеты, в Германии, Дании и Норвегии в университеты прикладных наук инвестировали финансовые средства в прикладные исследования, во внедрение и реализацию магистерских программ и даже докторских программ, также как в повышение профессионального уровня преподавательского состава. В Нидерландах процесс слияния и укрупнения университетов вобрал в себя всю энергию, оставляя мало пространства для инноваций.

Только 50 % преподавателей в голландских университетах прикладных наук имеют магистерскую степень и менее, чем 3 % имеют докторскую степень. Совершенно другая ситуация в Германии и скандинавских странах, где большинство преподавательского состава, если не весь, имеет степень магистра и 20-40 % преподавателей имеют степень доктора.

В 2001 году в голландских университетах прикладных наук было решено создать институт профессуры, объединяющий высококвалифицированных профессионалов, для проведения научных исследований в прикладных областях знаний. Однако их роль и количество относительно невелика, они слишком изолированы от преподавания и обучения, чтобы быть эффективными.

Недостаток хороших специалистов

Профессиональная сфера и национальное аккредитационное агентство все больше испытывают нехватку выпускников, которые являются не только хорошими специалистами, но и имеют склонность к аналитической и исследовательской деятельности – другими словами, имеющими академические навыки, позволяющие свободно осуществлять свою деятельность в глобальном обществе знаний. Существующие учебные программы и преподавательский состав не соответствуют таким требованиям. К тому же, социально неоднородный контингент студентов, включая растущее число выходцев из среды иммигрантов, создает дополнительное давление на студентов.

Растет из года в год процент отчисления студентов и увеличение продолжительности обучения. В результате университеты прикладных наук подвергаются двойному давлению со стороны правительства, предъявляющего взаимоисключающие требования: с одной стороны, увеличить число выпускников, с другой стороны, улучшить качество их профессиональной подготовки. Руководство университетов также требует от менеджеров образовательных программ и преподавателей улучшить показатели по выпуску студентов, так как от этого зависит финансирование вуза.

Противоречие между этими двумя требованиями привело к участившимся скандалам в средствах массовой информации, где особенно муссируется тот факт, что с целью получения хороших показателей по выпуску студентов университеты выдают дипломы выпускникам, не имеющим должного уровня образования.

Противоречие между высокими показателями выпуска студентов и качеством образования

С одной стороны от менеджеров программ и преподавателей требуют обеспечить высокие показатели успеваемости студентов, с другой стороны, от них требуют совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, которыми они не обладают в должной мере. Руководство университетов прикладных наук и правительство вынуждены предпринимать соответствующие меры в данной ситуации.

Так, перед преподавательским составом была поставлена цель к 2016 году стать обладателями степени магистра в той или иной области. Хотя цель оправдана, достичь её трудно, поскольку преподаватели не имеют достаточно времени и финансовых средств. Также имеются планы по расширению доли научных исследований и методологических аспектов в учебных программах, но это потребует различного вида навыков от преподавателей, чем то, чем они располагают.

По сравнению с университетами прикладных наук других стран, которые раньше начали и постепенно адаптировались к требованиям профессиональной сферы, голландские университеты переживают трудный период. Им потребуется больше времени и финансовых средств на модернизацию данного сектора, чем правительство в состоянии инвестировать в настоящих экономических условиях.

Опасность заключается и в том, что дистанция между исследовательскими университетами и университетами прикладных наук Нидерландов и других стран увеличивается, а не уменьшается. Эта тенденция может негативно сказаться на все еще сильной репутации ряда образовательных программ. Скандалы в прессе и обвинения в подлоге дипломов, в большинстве случаев не подтвержденные, усугубляют ситуацию. Нельзя игнорировать серьезные проблемы, связанные с качеством образования, которые трудно решить вследствие того, что в течение долгих лет не уделялось внимание преобразованиям, которых требует экономика, основанная на знаниях.



Назад в раздел