Реструктуризация ирландской системы высшего образования



декан Высшей научной школы. Она также заведует отделом политических исследований в области высшего образования Дублинского технологического института, Ирландия. E-mail: Ellen.hazelkorn@dit.ie.

За последние 40 лет, Ирландия претерпела серьезную экономическую трансформацию. Переход от протекционистской преиндустриальной экономики к постиндустриальной высокотехнологичной экономике произошел в рамках присоединения к Европейскому Союзу и ускорения интернационализации и сокращения регулирования финансовых и инвестиционных рынков. Занимая стратегическое положение между Соединенными Штатами и Европой, Ирландия стала ведущим импортером иностранных прямых инвестиций. К 2000 году, эта страна стала вторым по величине экспортером компьютерного программного обеспечения в мире, после Соединенных Штатов, а также родиной фармацевтических компаний, входящих в мировую десятку. За годы бума "кельтского тигра", Ирландия стала символом глобализации. После мирового финансового кризиса 2008 года, Ирландия считалась примером экономического коллапса, прежде чем была спасена Международным валютным фондом, Европейской комиссией и Европейским центральным банком. Сегодня, эта страна многими считается «живым» экспериментом и успехом жестких экономических мер.

Развитие ирландской системы высшего образования отражает эту динамику. До кризиса, система развивалась при минимальном государственном контроле. Исключением было жесткое внедрение государством Европейской бинарной модели, в рамках которой университеты предоставляют классическое образование, а технологические институты – профессионально-техническое образование, ориентированное на потребности малого и среднего бизнеса региона. Также существует небольшое число прочих учебных заведений, таких как платные колледжи, а также неконтролируемый и незарегистрированный сектор дополнительного образования. В настоящее время, функционируют порядка 40 вузов, в стенах которых обучается 190 тыс. студентов, и ожидается, что это число превысит отметку в 250 тыс. к 2020 году.

До недавнего времени, акцент ставился на повышение доступности образования. Введение бесплатного среднего образования в 1967 году ознаменовало собой первую волну трансформации. Высшее образование оставалось по большей части отвлеченным от политики образования до 90-х годов, когда стремительный экономический рост повлек за собой дефицит кадров, а международная конкуренция вынудила пойти по другому пути. Отмена платы за обучение по программе бакалавриата сыграло еще одну важную роль. В настоящее время, все программные документы и национальные стратегии связывают между собой высшее образование, инновационную экономику и мировую конкурентоспособность. Хотя и государство сохраняет 72-процентную долю участия, основной движущей силой является стремление к качеству и конкурентоспособности.

Новый ландшафт

В «Национальной стратегии развития ирландского высшего образования до 2030 года» (2011) сформулированы рекомендации по развитию, помимо прочего, непрерывного образования, очной и заочной форм обучения, интернационализации. Неоднозначное решение, но Управлению высшего образования была отведена центральная роль в развитии реформ и модернизации. В этой связи, все учреждения подпадают под жесткий контроль через процесс стратегического диалога и институциональных контрактов, пока в результате решения двойной задачи повышения рационализации и институционального многообразия будет создано несколько новых технологических университетов, путем слияния крупных технологических институтов.

Эта проблема в настоящее время решается. Программой «В сторону будущего системы высшего образования» (2012) устанавливаются руководящие принципы и задачи для формирования «контролируемой системы высшего образования», с акцентом на разноплановость миссий. Ввиду финансового и конкурентного давления, невозможно ожидать от отдельно взятого учреждения предоставления всех специальностей и научных областей. Дифференциация в рамках системы будущего будет построена на уровне квалификации, дисциплинарной специализации, ориентации программ, региональной специфике, данных о студентах, форме предоставления, наукоемкости и специализации. Активно поощряется сотрудничество, образование союзов, и слияние в целях сокращения избыточности и повышения эффективности, рентабельности и качества.

До 31 июля 2012 года каждое высшее учебное заведение обязано сообщить о том, как оно способно дополнить новый образовательный ландшафт, какую уникальную роль исполнять и имеет ли оно планы слиться с другим учреждением. Технологические вузы, желающие получить статус технологического университета, должны объявить о своем намерении. Все предложения будут поданы на рассмотрение в международную комиссию, которая выяснит, насколько хорошо отдельные стратегические планы сочетаются с формулированием ряда программных и исследовательских миссий, а также насколько полно отвечают социальным и экономическим потребностям, демографическим тенденциям, а также финансовым соображениям. К концу 2012 года, Управление высшим образованием издаст рекомендованную "схему" для ирландского высшего образования, в которой будут отражены численность, типы и расположение необходимых учреждений в течение следующих 10-20 лет.

Устойчивость

Ирландское высшее образование - это бюджетная система, которая как везде сейчас переживает трудности. Численность студентов резко возросла в связи с демографическими факторами и исчезновением доступных рабочих мест; при этом объемы государственного подушевого финансирования с 2007 года сократились почти на 20% и составили 8 тыс. евро. Каждый студент бакалавриата платит «взнос» в размере 2 тыс. евро, по сравнению с 900 евро в 2008 году; к 2015 ожидается, что эта сумма составит 3 тыс. евро. Имеется система студенческих грантов, но отсутствует система студенческих займов. Все магистранты и докторанты платят за обучение из своего кармана.

Устойчивость остается основной проблемой. Был достигнут лишь незначительный успех в поиске альтернативного финансирования из благотворительных и коммерческих источников. Учитывая возможное дальнейшее сокращение государственного финансирования, его будет недостаточно для удовлетворения спроса и обеспечения качества. Действующее правительство, ответственное за отмену платы за обучение в 90-х годах, выступило против ее возвращения в 2011 году. Рассматриваются различные варианты, включая увеличение взноса платежеспособных семей, варьированные сборы за разные программы, предоставление вузам возможности выставлять рыночную оплату, ограничение численности студентов по стране или по вузу, а также расширение полномочий частных организаций.

Приоритетность науки

До 2000 года, в Ирландии не существовало национальной политики научных исследований, равно как и инвестиционной стратегии или международной репутации в области науки. Несмотря на значительные инвестиции за прошедшее время, Ирландия вкладывала лишь 1,2% валового внутреннего продукта (государственная и частная доли) в высшее образование, что намного меньше средних показателей многих других стран.

Тем не менее, к 2009 году Ирландия оказалась на 8-м месте в рейтинге значимости научных публикаций, среди 20 лидирующих стран. Когда произошел кризис, в период с 2009 по 2010 годы, финансирование исследований было сокращено почти на 30%. С тех пор, правительством предпринимались попытки сохранить финансирование НИОКР.

В 2010-2011 годах, Министерством предпринимательства, трудоустройства и инноваций была проведена «Программа приоритезации науки», задача которой состояла в определении стратегической базы для осуществления и финансирования исследовательской деятельности. Тогда как Научный фонд Ирландии работал в области информационных и коммуникационных технологий, биотехнологий и энергетики, то другие агентства придерживались подхода "снизу-вверх". Программа приоритезации науки ознаменовала отмену принципа невмешательства и формирования широкой компетентной базы в пользу активной поддержки «более иерархического, точечного подхода», с акцентом на научные исследования, что отвечает потребностям общества и экономики.

В результате широкомасштабной работы, были выбраны 14 приоритетных областей и 6 базовых наук и технологий. Каждая область оценивалась по 4 высокоуровневым критериям: связь с крупным мировым рынком, на котором ирландский бизнес реалистично может конкурировать или уже конкурирует; государственные инвестиции в НИОКР необходимы и способны поддерживать развитие науки в частном секторе; Ирландия провела оценку сильных сторон, и область науки представляет национальную и глобальную проблему, которую Ирландию необходимо решать. Искусство, гуманитарные и социальные науки получили мало внимания: их определили в качестве «меньшинства», «исследования для развития знаний» или «исследования для развития политики».

Актуальность исследований устанавливается путем двухэтапного процесса оценки. Все предложения подлежат отбору на предмет состоятельности в соответствии с приоритетными областями, четкости формулирования результатов и там, где необходимо, подключение конечного пользователя. В случае прохождения отбора, предложения оцениваются на предмет оригинальности и качества путем международной независимой экспертизы. Это покрывает 80% государственного тендерного финансирования для обеспечения согласованности агентств и программ.

Выводы

Перемены в Ирландии хотя и не являются уникальными, но свидетельствуют о значительном рывке в направлении усиления роли государства в управлении как системой образования, так и системой научных исследований. Акцент на актуальность исследований в целом заслуживает уважения в условиях повальной «одержимости» стать университетами мирового класса, однако это все же может помешать благим намерениям и ограничить автономию вузов. Принимая во внимание ограниченную возможность государства финансировать общедоступное высшее образование в период ускоряющейся мировой конкурентной борьбы, платный сектор способен оказать поддержку, но тем самым произойдет изменение принципа всей системы. Акцент на актуальность исследований, с упором на краткосрочное создание рабочих мест и инновацию, оказывает влияние на исследовательские и институциональные структуры, образовательные программы и академические карьеры. Это свидетельствует о том, что высшее образование теряет свой статус «кузницы кадров на службе гражданского общества», становясь ответвлением промышленной политики. Некоторые из этих разработок дадут положительный толчок в сторону качественной специализации, заменяя собой стремление к энциклопедичности, но они также могут сократить разнообразие и сбалансированность дисциплинарной базы, равно как и привлекательность Ирландии для международных талантов и инвестиций. Опять же, Ирландия является интересным примером для анализа. 



Назад в раздел