Ранжирование китайских национальных университетов



Лю Джин – кандидат на степень PhD в Школе образования Гуанчжоуского университета наук и технологий, г. Ухань, Китай. Он - приглашенный ученый Центра международного высшего образования при Бостонском коллежде. E-mail: liujinzju@gmail.com. Хонг Шен - профессор и заместитель декана Школы образования Гуанчжоуского университета наук и технологий, г. Ухань, Китай. E-mail: hongshen@mail.hust.edu.cn.

Академическое ранжирование университетов мира, изданное первоначально Шанхайским университетом им. Джао Тонга в Китае, широко известно в сообществе международного высшего образования. Однако его влияние в Китае — а также таких рейтингов как «Times Higher Education», вебометрический рейтинг Webometrics и другие рейтинги международных университетов — не могут сравниваться с влиянием рейтингов китайских национальных университетов.

Каждый год больше чем 9 миллионов китайских выпускников средней школы пытаются поступить в университеты, сдавая единый национальный вступительный экзамен (Gaokao). Во время этого процесса рейтинг китайских национальных университетов роль играет наибольшую и существенную роль. В отличие от Америки, в Китае студенты считают почти невозможным перевод из одного унивеситета в другой после того, как решение о зачислении уже было принято. Выбор университета означает принятие важного жизненного решения касательно своего будущего, что делает выбор университета одним из наиболее значимых событий в миллионах китайских семей. Во время окончания школ и поступления в вузы, большинство семей больше всего полагаются на результаты рейтингов китайских национальных университетов, чем на на результаты проведения глобальных рейтингов среди международных университетов, поскольку лишь несколько китайских вузов входят в рейтинги мировых университетов.

Четыре основных рейтинга

В 1987, китайская Академия наук менеджмента разработала первый рейтинг национальных университетов. До этого китайское общество не заботилось о необходимости проведения ранжирования университетов, потому что китайские университеты не задумывались о конкуренции между собой. С тех пор было проведено 17 крупных рейтингов национальных университетов в Китае — по результатам которых, деятельность 7 университетов была приостановлена или закрыта. Разработчики каждого рейтинга заявляют о некоммерческой основе и его основной миссии, которая должна способствовать развитию высшего образования в Китае. Однако некоторые из них получают прибыль, продавая издания с рейтингами или помогая университетам с планами развития. В настоящее время в Китае существует четыре влиятельных рейтингов национальных университетов.

Рейтинг университетов Netbig. Это ранжирование было разработано в 1999 китайской компанией Netbig с целью оказания помощи студентам в выборе университета, который отвечает основной идее о ранжировании новостного журнала US News & World Report, за исключением показателей ранжирования и весового коэффициента. Эта система индексов включает 6 показателей первого уровня (университетский престиж, академические ресурсы, учебные достижения, статус выпускников и влияния, профессорско-преподавательские ресурсы и инфраструктура) и 19 индексов второго уровня, каждый из которых имеет приблизительно от 2 до 15-процентов весового коэффициента.

Рейтинг Института менеджмента провинции Гуаньдун. Это ранжирование было основано Ву Шулиэном и включает всестороннее подранжирование в десятках категорий, таких как, результативность профессорско-преподавательского состава и продуктивность проводимых исследований. Миссия этого всестороннего подранжирования состоит в том, чтобы оценить вклады университетов в общество, измеряя их внедрение главных функций. Есть 2 индекса первого уровня (обучение студентов и научное исследование), 4 индекса второго уровня (преддипломное обучение, дипломное обучение, исследования в области естествознания и социологии), и 33 индекса третьего уровня (например, уровень занятости студентов); каждому из этих трех уровней присваивают разные весовые коэффициенты.

Рейтинг Ассоциации выпускников китайских университетов. Это ранжирование было инициировано Ассоциацией выпускников китайских университетов, одной из целей которой является измерение академического потенциала университетов и их вкладов в науку. Это первое ранжирование, которое отделяет государственные университеты от частных. У этого ранжирования есть 3 индекса первого уровня (обучение студентов, научные исследования и всеохватывающий престиж), 7 индексов второго уровня (база для проведения научных исследований, научно-исследовательские проекты, научные исследования, учебная база, преподавательский состав, выдающиеся выпускники и престиж), и 9 индексов третьего уровня (научные инновации, проекты фундаментальных исследований, основные научные исследования, талантливые молодые ученые, качественный состав профессорско-преподавательского состава и ученые степени, национальная репутация, участие выпускников в пожервованиях и социальный престиж). В дополнение к всестороннему ранжированию, эта система включает некоторые специальные классификации — такие как, ранжирование китайских университетов по показателю участия выпускников в акциях добровольных пожертвований, ранжирование китайских университетов по показателю сообществ выпускников и ранжирование китайских университетов по показателю количества работ по естествознанию и наукам.

Рейтинг Научно-исследовательского центра оценки науки Китая. Это ранжирование, разработанное Цю Цзюньпином и его командой в университете Вухань, направлен на оценку конкурентоспособности университетов. Основная идея ранжировании состоит в том, чтобы разделить университет на три категории: (1) лучшие государственные университеты, (2) основные государственные университеты, и (3) частные университеты. Категории университетов измеряются различными индикаторами, что означает, что это ранжирование состоит из большого количества индикаторов оценки. Например, индекс ранжирования лучших государственных университетов содержит 4 индикатора первого уровня (образовательные ресурсы, стандарт обучения, научные исследования и престиж университета), 13 индикаторов второго уровня (например, финансирование образования) и более чем 50 индикаторов третьего уровня (например, общая площадь университетского городка). В дополнение к вышеупомянутым рейтингам, в Китае существуют менее - влиятельные ранжирования. Например, Университет Ренмин в основном проводит ранжирование самых лучших университетов. Отчет о показателе деятельности университетов Китая, издаваемое Китайским национальным институтом педагогических наук, проводит рейтинг вузов по показателю вклада и результата университетов.

Методология и базы данных

Метод проведения китайского национального ранжирования основан на создании многомерной системы индексов, предоставлении весового коэффициента каждому индексу, сбор данных и анализ результатов через показатели. Несмотря на тщательное исследование и сложные вычисления в каждом ранжировании, обычные академические наблюдатели все еще полагают, что это ранжирование является отражением личных отношений инициаторов и исполнителей, а не строгим научным исследованием.

Академические наблюдатели также подвергают сомнению источник данных этого ранжирования. Среди четырех систем ранжирований, описанных выше, два из них изданы компаниями, один проводится университетом, а другой проведен некоммерческой организацией. Ни один из них не является правительственным учреждением, что мешает получать доступ к данным. В Китае, главным образом, серьезные данные часто принадлежат правительству. При проведении большей части ранжирования большинство данных получают из вторичных источников, таких как, Интернет, газеты, журналы и книги. Чтобы усугубить положение, информацию часто объединяют без конкретных дат. Например, в ранжировании 2011 года Института научного менеджмента провинции Гуаньдун имеются некоторые данные, принадлежащие 2010 году, в то время как другие были датированы 2008 г. и 2009 г.

Заключение

Необходимость ранжирования Китайских университетов связано с определенными требованиями: потребность студентов в выборе университета, а университеты в свою очередь должны улучшить показатели ранжирования для привлечения наиболее талантливых студентов и привлечение финансирования своих исследований. Издатели же испытывают потребность зарабатывания денег.

Китайское национальное ранжирование имеет далеко идущее влияние и способствовало развитию китайского высшего образования. Однако, поскольку многие университетов пытаются измениться для того, чтобы отвечать критериям ранжирования, возникают некоторые проблемы. Например, переоценка индекса успеха исследования вызвала бум публикаций среди крупных газет в последние годы; университеты, которые настаивают на том, чтобы не увеличивать количество студенческих мест, считают трудным сохранять достойное место в китайском университетском рейтинге; кроме того, все чаще поднимаются вопросы о самой системе индексов. 



Назад в раздел