Пять истин об интернационализации



Джейн Найт – адъюнкт-профессор в институте Онтарио по исследованиям в образовании, Университет Торонто, Онтарио, Канада.

E-mail: jane.knight@utoronto.ca.

После нескольких десятилетий интенсивного развития выросли масштабы, сфера деятельности и качество интернационализации. Стратегические планы университетов, программные правительственные заявления, научные статьи отмечают централизованный характер интернационализации в современном мире высшего образования.

Моя недавняя статья «Пять мифов об интернационализации» («Международное высшее образование» №62, 2011) раскрыла ряд ложных представлений об интернационализации. Эти мифы рассматривали международную репутацию как свидетельство качества, иностранных студентов в качестве проводников интернационализации, международные договора университетов и аккредитации как показатели уровня интернационализации и интернационализацию как стратегию достижения высоких позиций в таблицах рейтингов.

Учитывать и уважать местные условия

Интернационализация осуществляется с учетом национальных и региональных приоритетов, политики и практики. Сегодня внимание фокусируется на то, что международный масштаб высшего образования не должен отодвигать на задний план или подрывать значимость национального контекста. Следовательно, интернационализация направлена на дополнение, гармонизацию и расширение национальных систем, но не доминирование над ними. Если не соблюдать эту фундаментальную истину, есть большая вероятность движения назад и того, что интернационализация будет рассматриваться как средство достижения однородности или господства. Интернационализация утратит свое истинное направление и ценность, если будет игнорировать местные условия.

Процесс с учетом индивидуальных потребностей

Интернационализация – это процесс интеграции межнационального, межкультурного и глобального измерения с целями, функциями и организацией предоставления образовательных услуг. По сути, это процесс изменений, адаптированный к индивидуальным потребностям и интересам каждого вуза. Соответственно, «безразмерной» модели интернационализации не существует. Принятие комплекса «модных» задач и стратегий в целях «продвижения бренда» сводит на нет принцип, что каждая программа, вуз или страна должны определять свой индивидуальный подход к интернационализации на основе своих четко сформулированных обоснований, целей и ожидаемых результатов.

Выгоды, риски и непредвиденные последствия

Несмотря на многочисленные и разнообразные преимущества интернационализации, концентрироваться только на преимуществах означает не знать о рисках и непредвиденных негативных последствиях. «Утечка мозгов» как следствие международной академической мобильности – один из примеров неблагоприятного воздействия. Существующее понятие циркуляции кадров не учитывает потенциальную угрозу академической мобильности и большой гонки за умы для стран с наибольшим дефицитом научных кадров. Во-вторых, желание получить международную квалификацию приводит к использованию фальшивых дипломов, выдаваемых лжеуниверситетами, многочисленных свидетельств об обучении по программам двухдипломного образования и росту «фабрик аккредитации», сертифицирующих мошенническую деятельность. В-третьих, в ряде стран чрезмерное стремление к получению дохода от платы за обучение за рубежом приводит к снижению академических стандартов и развитию «фабрик виз». В-четвертых, повышенная меркантилизация и коммерциализация международного франчайзинга и совместных образовательных программ представляют угрозу качеству и значимости высшего образования в некоторых регионах мира. Более того, недавние исследования показывают, что руководители вузов до сих пор считают, что выгоды от интернационализации перевешивают риски. Тем не менее, необходимо быть бдительными в отношении различных эффектов интернационализации, как положительных, так и отрицательных.

Не самоцель

Интернационализация – это не самоцель, а лишь средство достижения цели. Существует общее неправильное представление, которое может привести к искажению понятия о том, что такое интернационализация, или каков может быть ее результат. Суффикс «-изация» указывает на то, что интернационализация – это процесс или средство совершенствования или достижения целей. Например, интернационализация может способствовать развитию межнациональных и межкультурных знаний, навыков и ценностей у студентов посредством усовершенствованного преподавания и обучения, международной мобильности и учебных программ, содержащих сравнительные, межнациональные или межкультурные элементы. Целью является не интернационализированная программа или повышенная академическая мобильность, как таковая. Цель заключается в обеспечении лучшей подготовленности студентов к жизни и работе в более взаимосвязанном мире. Понимание интернационализации как средства достижения цели, а не как самоцели обеспечивает внедрение международного измерения в такие функции высшего учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг обществу.

Глобализация и интернационализация – понятия различные, но взаимосвязанные

Глобализация акцентируется на циркуляции идей, ресурсов, кадров, экономических моделей, культур, знаний, товаров, услуг и технологий в мировом масштабе. Интернационализация направлена на отношения между нациями, людьми, культурами, институтами и системами. Разница между понятиями глобальной циркуляции и отношений между нациями значительна. Глобализация оказала как положительное, так и негативное влияние на интернационализацию высшего образования, и, следовательно, эти два процесса, несмотря на фундаментальную разницу, тесно связаны между собой. В частности, конкуренция и меркантилизация, часто связанные с глобализацией, серьезно повлияли на развитие трансграничного образования. В свою очередь, развитие трансграничного образования и его включение в двусторонние и региональные торговые соглашения усилили глобализацию.

Основополагающие принципы интернационализации всегда имеют разные значения для разных людей, институтов и стран. Кто мог прогнозировать, что интернационализация превратится из процесса, основанного на ценностях сотрудничества, партнерства, обмена, взаимных выгод и расширения возможностей, в процесс, все более характеризуемый конкуренцией, коммерциализацией, личной выгодой и повышением статуса? Необходимо уделить более серьезное внимание определению истин и ценностей, лежащих в основе интернационализации высшего образования.  



Назад в раздел