Коррупция: ключевой вызов для интернационализации



Филип Г. Альтбах - стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. E-mail: altbach@bc.edu.

Перспективы глобальной кампании, направленной на интернационализацию образования, омрачаются растущим уровнем коррупции в этой сфере. Ученая степень, полученная в иностранном университете, ценится всё больше, поэтому неудивительно, что коммерческие предприятия нашли возможности для деятельности в контексте интернационализации. Новые частные компании, в том числе не пользующиеся особым уважением, вошли в сектор с единственной целью - получения прибыли. Некоторые университеты видят в интернационализации только возможность заработать. Стремительно растущий во всем мире частный сектор высшего образования в значительной степени является коммерческим. В некоторых странах, в частности, в Австралии и все больше в Великобритании, национальные политики, касающиеся интернационализации высшего образования, направлены на получение дохода для системы.

Страны, академические системы которых поражены коррупцией, все активнее вовлекаются в международный образовательный рынок: они отправляют студентов за границу, устанавливают отношения с иностранными университетами Конечно, коррупция не ограничена странами с не самой блестящей репутацией в области соблюдения академических процедур, проблема глобальна.. За последнее время несколько скандальных историй широко освещались в Соединенных Штатах, включая историю с неаккредитованным "Университетом Трай-Велли", мошеннической структурой, принимавшей иностранных студентов и собиравшей с них плату за обучение. От студентов не требовали посещения занятий, их протаскивали на рынок труда под носом у иммиграционных властей США. Кроме того, некоторые государственные университеты были уличены в приеме студентов с несоответствующим стандарту уровнем подготовки. Агентства по обеспечению качества образования в Британии выявили несколько проблемных программ, выдающих британские дипломы по "франшизе", аналогичные скандалы имели место в Австралии. Этот вуз вынужден был закрыть свою программу подтверждения степеней, которая приносила университету почти две трети дохода.

Международная система высшего образования превратилась в многомиллиардную индустрию с зависимостью граждан, стран и учебных заведений от дохода, престижности и доступности, поэтому неудивительно, что проблема коррупции обостряется. Если не сделать шагов к обеспечению абсолютной прозрачности и честности отношений в области высшего образования, вся структура - построенная на доверии, приверженности к взаимопониманию и качеству образовательных благ, структура, создававшаяся десятилетиями неформальных усилий, рухнет. Есть признаки, что она уже находится в крайне тяжелом состоянии.

Примеры и последствия

Серьезная и пока нерешенная проблема заключается в том, что на свете хватает беспринципных посредников и специалистов, готовых пристроить плохо подготовленного студента в любой университет мира. Один из свежих примеров - публикация в британской Daily Telegraph от 26 июня 2012 г., журналисты которой сняли на видео китайского посредника, готового написать за абитуриента вступительное эссе и оказать другую сомнительную помощь при поступлении в ведущие вузы университеты Великобритании. Невозможно точно оценить масштаб проблемы, хотя, судя по постоянно встречающимся новостям подобного рода, это повсеместное явление, особенно распространенное в странах, которые в массовом порядке посылают своих студентов обучаться за рубежом, включая Китай и Индию. Несомненно, посредники получают от вузов миллионы долларов комиссионных, а в самых вопиющих случаях берут деньги и с абитуриентов. Например, в Ноттингемский университет через посредников поступило в 2005 г. 19% студентов, а в 2011 г. - уже 25%. Посредникам досталось более 1 миллиона фунтов стерлингов комиссионных.

Поддельные и исправленные документы уже долгое время являются проблемой при принятии зарубежных студентов. Компьютерные технологии только облегчили работу мошенникам. Подделка документов в ряде стран превратилась в целую индустрию, и многие университеты стараются не принимать документы из учреждений, запятнавших себя производством фальшивок. Например, часть американских университетов не принимают заявок от студентов некоторых российских вузов из-за широко распространенного убеждения, что в них имеет место подделка документов. Аферы с документами стали популярны из-за того, что размер комиссии посредников зависит от числа абитуриентов, которых они смогут пристроить. Так что в их интересах сделать так, чтобы заявка на поступление была по максимуму "упакована" документами, представляющими претендента в самом выгодном свете. Задачи, стоящие перед работниками вузов, которые отвечают за проверку достоверности рекомендаций, дипломов и приложений к ним, становятся все труднее. Студенты, представляющие достоверную документацию, оказываются в невыгодном положении, так как подвергаются дополнительной проверке.

Случаи подделки документов и результатов тестов Graduate Record Examination (как и многих других международных тестов, результаты которых засчитываются при поступлении) приводят порой к признанию недействительными результатов тестов и даже отмене экзаменов в отдельных странах и целых регионах. Встает вопрос и о том, стоит ли вообще доверять онлайн-тестированию. Все это уже затруднило честным абитуриентам доступ в зарубежные вузы и усложнило систему оценки при поступлении.

Некоторые страны, в том числе Россия и Индия, уже заявили, что собираются признавать дипломы зарубежных вузов, одобрять совместные учебные программы, руководствуясь тем, какое место университет занимает в рейтинге Times Higher Education и Академическом рейтинге университетов мира (Шанхайский рейтинг). И очень жаль - ведь многие отличные вузы не входят в эти рейтинги, которые составляются главным образом исходя из исследовательской продуктивности сотрудников университета. Но Россия и Индия, обеспокоенные качеством иностранных партнеров в сфере образования, находят рейтинги вполне удобным инструментом.

Ряд принимающих стран из-за случаев мошенничества и коррупции ужесточили правила выдачи визы для зарубежных студентов и контроль за ними. В июне 2012 г. Госдепартамент США в июне 2012 г после скандала с «Университетом Трай-Велли» университетом "Tri-Valley" объявил, что заявки на получение виз из Индии будут проверяться особо тщательно. Ранее свою политику также ужесточили Австралия и Великобритания. Коррупция затрудняет процесс интернационализации для сектора высшего образования в целом. Интересно, что в континентальной Европе недобросовестная практика не так сильно распространена. Отчасти это можно объяснить тем, что здесь высшее образование менее коммерциализировано и не так нацелено на получение прибыли.

Интернет стал «Диким Западом» мошенничества и фальсификации в сфере образования. Нетрудно создать впечатляющий вебсайт, превозносящий качество образования в вузе или распространяющий о нем явную ложь. Некоторые организации заявляют о несуществующей аккредитации. Создаются организации, за умеренную плату предоставляющие аккредитацию любому вузу. Некоторые публикуют фотографии замечательных кампусов, которые были просто скопированы с сайтов других университетов.

Что делать?

Учитывая масштабы индустрии, можно с уверенностью сказать, что упомянутые проблемы не решатся сами собой. Но можно предложить ряд инициатив, которые могли бы улучшить ситуацию. Сообщество высшего образования может вновь обратиться к традиционным ценностям «общественного блага» интернационализации, несмотря на то, что в некоторых странах текущие проблемы с финансированием могут осложнить этот процесс. Недавний отчет Международной ассоциации университетов (IAU) "Утверждение академических ценностей в ходе интернационализации высшего образования" - хорошее начало. Ценностные основы европейских Болонских инициатив также вполне соответствуют ценностям интернационализации. Упомянутый выше Ноттингемский университет обеспечивает прозрачность в использовании своих посредников, осуществляя надзор за нанятыми агентами, и, в целом, придерживается наилучшей практики, как это делают другие университеты в Великобритании и других странах.

Аккредитация и контроль качества крайне важны. Профильные организации и международное образовательное сообщество должны добиться того, чтобы университеты оценивались максимально тщательно, и результаты оценки были доступны общественности и зарубежным заинтересованным сторонам.

Государственные, региональные и международные агентства должны координировать свои усилия и принимать участие в поддержании стандартов и защите имиджа сектора высшего образования. Противоречий много. К примеру, программа Education USA Госдепартамента США направлена на защиту сектора, в то время как Министерство торговли США рассматривает высшее образование всего лишь как экспортный товар. Государственные ведомства в Великобритании и Австралии также, в основном, преследуют коммерческие интересы.

Необходимо привлекать больше внимания к вопросам этики и наилучшей практики в высшем образовании и информированию о возникающих и текущих проблемам. Будущие студенты и их семьи, институциональные партнеры, заинтересованные в программах обмена и исследовательском сотрудничестве, должны более внимательно и ответственно подходить к принятию решений. Центр мониторинга коррупции в высшем образовании при Бостонском колледже - единственный пункт сбора информации, напрямую связанной с коррупцией в секторе. Появление дополнительных источников информации можно было бы только приветствовать.

Первый шаг к решению коррупционной проблемы - признание того, что она существует. Международное университетское сообщество далеко не едино. Растущая коммерциализация образования приводит к тому, что некоторые неохотно идут на меры, способные снизить прибыли. Есть в академическом мире и люди, которые агрессивно лоббируют легализацию сомнительных практик. Но если ничего не будет сделано, образовательный сектор понесет серьезный урон и процесс интернационализации образования окажется под угрозой.

Примечание автора: Я выражаю признательность за комментарии, предоставленные Рахулом Чоудаха и Лиз Райзберг. Данная статья также опубликована на сайте University World News и в газете Ведомости (Москва).   



Назад в раздел