До свидания, кельтский тигр?



Эллен Хазелькорн

Эллен Хазелькорн – директор исследований и предпринимательства, декан Магистерской школы исследований, директор исследовательского отдела политики высшего образования Дублинского института технологий, Дублин, Ирландия.

Е-мейл: ellen.hazelkorn@dit.ie

Ирландия ранее была страной сельскохозяйственной, с преобладанием отраслей традиционной промышленности. Недавно был завершен исторический переход Ирландии к экономике, построенной на высоких технологиях и оказании международных торговых услуг. Этот переход часто называют легендарным. К 2007 г. сервис услуг обеспечивал 64% ВВП страны, промышленность давала 33% и сельское хозяйство – только 3%. Ирландию называют «кельтским тигром» по аналогии с азиатскими странами, демонстрирующими быстрый рост – «азиатские тигры». Опыт Ирландии изучается и применяется в других странах. В результате благотворных изменений увеличились налоговые поступления, которые позволили осуществить массовые инвестиции в сферу общественных услуг и инфраструктуру. В 2006 г. профицит госбюджета составил 3 % ВВП страны.

К 2009 г. ситуация радикально изменилась. Простимулированный недальновидной правительственной политикой последних лет, сектор недвижимости испытывает серьезный кризис. Падение экономики снизило налоговые поступления государства, подорвало доверие потребителей, вызвало крупный дефицит государственного сектора экономики. За первое полугодие 2009 г. ВВП упал на 9,8 % , прогноз падения к концу года ожидается в размере 14 %. Государственные заимствования увеличатся до 13,6 % ВВП в 2010 г., безработица составляет 15 %.

Высшее образование пользовалось благоприятной экономической ситуацией прошлого периода и сейчас является потенциальной жертвой новых неблагоприятных политико-экономических обстоятельств.

Обзор состояния высшего образования Ирландии 2009 г.

Идея подготовки такого обзора возникла в 2007 г. Планировалось написать обзор, отражающий новейшее состояние системы образования в условиях глобализации, развивающий отчет ОЭСР 2004 г. «Высшее образование в Ирландии». О подготовке обзора было объявлено в феврале 2009 г. Его целью были обозначены: оценка готовности образования, разработка целей национальной политики и идентификация целевых задач на ближайшие 5 лет. Планировалось рассмотреть роль институтов высшего образования, вопросы управления и отчетности, оценить качество академических ресурсов и «измерить» потенциал дальнейшего роста эффективности в условиях сложных бюджетных и экономических обстоятельств.

Тяжелое состояние экономики требует быстрейшего завершения работы над данным обзором высшего образования. После 18 месяцев работы и интенсивных консультаций окончательная версия отчета должна выйти к декабрю 2010 г. И это, бесспорно, своевременно, хотя Ирландия возможно уже опоздала с решением многих вопросов. Несмотря на то, что экономика пока еще не дошла до состояния крайней разбалансированности, Ирландия все же сталкивается с большими трудностями: бинарная система сдерживается историческими обстоятельствами и отличается консервативностью, нежеланием менять национальные и глобальные приоритеты; мешают низкий уровень интернационализации и слабые системы управления и стратегического лидерства. В то же самое время, на европейском уровне растет конкуренция, улучшаются рейтинги конкурирующих университетов и все реальнее становится угроза возникновения суперлиги университетов мирового класса. Надвигается серьезная опасность ущемления роли небольшого исследовательского сообщества Ирландии.

Вызовы

Большой вызов существует на уровне системы. Рейтинг ирландских университетов: как по Шанхайской системе, так и по системе Times QS ухудшается. Ирландия вряд ли будет копировать германскую, китайскую или японскую стратегии концентрации ресурсов в малом количестве университетов. Это означает, что рейтинги и дальше будут невысокими. И дело не только в философских обоснованиях в пользу отказа от концентрации ресурсов, но и в том факте, что издержки по созданию одного, единого университета мирового класса поглотили бы большую часть всего бюджета высшего образования страны (1,4 млрд. фунтов). Вместо этого Ирландия, скорее всего, будет внедрять «общестрановый» подход к развитию высшего образования: стимулирование стратегических региональных кластеров и слияний, особенно в области исследований и докторантуры. Такой подход может создать систему управления, аналогичную системам отдельных штатов США, стимулирующих усиление согласованности, сотрудничества и эффективности и избегающих дублирования усилий.

Инвестиции – другая проблема. Несмотря на то, что с конца 1990-х гг. в высшее образование и НИОКР было вложено около 3 млрд. фунтов, все же по процентам ВВП, расходуемым на эти цели, Ирландия отстает от Европы. Кроме того, плата за обучение была отменена в 1997 г. с того времени ее восстановление рассматривается как политически и социально вредное (особенно представителями среднего класса, который получает от образования максимальную пользу). В современных условиях дефицита госбюджета все же придется отказаться от бесплатного образования, но этих средств хватит лишь на пополнение недостатка базового финансирования. Главным минусом, однако, является то, что полученные средства будут израсходованы, но через время это лишь приведет к росту эмиграции выпускников после завершения их обучения.

Среди вопросов на которые будет обращено внимание в Обзоре можно с большой вероятностью выделить следующие: переоценка роли фондирования на основе результатов деятельности в институциональных контрактах; оценка исследовательской деятельности; вопрос опроса студентов и их удовлетворенности результатами обучения; совершенствование системы отбора и поступления в рамках всей системы высшего образования; интернационализация образования.

Умное государство

Параллельно с подготовкой Обзора сейчас в проработке находятся еще две правительственные инициативы, которые повлияют на будущее высшего образования. В декабре 2008 г. Премьер-министр запустил программу «Строительство умной экономики Ирландии». Она объединяет несколько инициатив с целью позиционировать Ирландию как экономику знаний. Наряду с реформой высшего образования и реструктуризацией экономики, эта Программа стимулирует крупные инвестиции с целью «заинтересовать многонациональные компании в размещении исследовательских мощностей в Ирландии, и гарантировать коммерциализацию и удержание идей, созданных потоком инвестиций». В подтверждение этих планов в марте премьер-министр огласил План колледжа и университета Троицы в Дублине о создании «инновационного коридора», по которому в течение 10 лет будет осуществлено 650 млн. фунтов инвестиций от имени правительства, промышленности и частных фондов.

Практически, в форме контртенденций вышеописанному, министр финансов создал специальную группу по контролю расходов государственного сектора. В июле было рекомендовано сократить госсектор на 5,3 млрд. фунтов и на 17 тыс. рабочих мест (по всем государственным департаментам и агентствам). Сокращения обязательно коснутся высшего образования. Более того, под угрозой замораживания находятся проекты развития (строительства) кампусов, пересматриваются академические контракты, стимулируются слияния и поглощения в области исследований и создания единого агентства финансирования исследований. Так же критике подвергаются исследовательские программы, большое количество докторов наук и, особенно, связь между научно-технологическими исследованиями и инновациями. В качестве своеобразного подтверждения стремления экономить этот отчет по госрасходам был опубликован через несколько часов после завершения срока финансирования одной из ведущих исследовательских программ, стоимостью 30 млн. фунтов.

Ответ на кризис

В ответ на глобальный кризис многие европейские страны, а также США и Австралия ввели стимулирующие пакеты по поддержанию своих экономик, в рамках которых осуществляются крупные инвестиции в высшее образование и исследования. ОЭСР фактически обязало страны-члены организации «инвестировать в образование, чтобы победить рецессию», руководствуясь принципиальной идеей о том, что «человеческий капитал внесет вклад в возрождение экономики».

Ирландия использует альтернативный подход. Правительство желает подготовить Ирландию к периоду глобального восстановления экономики, сделать Ирландию более приспособленной и привлекательной для инвестиций посредством массовых сокращений общественных расходов и зарплат, включая ограничения на образование. Конкурентоспособность рассматривается в терминах сокращения издержек, своеобразного уценения экономики в соответствии с требованиями рынка, а не инвестирования. Такую мысль, в частности, высказал Дж. Фитцжеральд из Института социально-экономических исследований.

Ирландское высшее образование находится под перекрестным огнем политиков. Независимо от того, какая из политических сторон выиграет, все процедуры его дальнейшего развития будут оцениваться по критериям экономии Министерства финансов. Подобный подход может найти отклики и в других странах, в ходе борьбы с последствиями рецессии. Опыт Ирландии в этом отношении может быть полезной «лабораторией».



Назад в раздел