Южная Африка: Проблемы расизма и доступа к высшему образованию



Чика Сехуле

Чика Сехуле – профессор образования в Университете Претории, Южно-Африканская Республика. Электронная почта: chika.sehoole@up.ac.za.

В конце 2011 и начале 2012 года, сектор высшего образования ЮАР оказался в заголовках местных и международных новостей. В конце 2011 года, Университет Претории подвергся обвинениям в расизме среди сотрудников, когда один из чернокожих профессоров по инженерным наукам заявил, что систематически подвергался притеснениям и преследованиям по расовым мотивам. В начале 2012 учебного года, один из чернокожих родителей абитуриентов погиб в давке при входе в Университет Йоханнесбурга, где толпы абитурентов собрались с целью поступления в этот вуз.

Эти два происшествия – а именно, обвинения в расизме, а также стремление к увеличению доступа к высшему образованию, особенно, среди чернокожих студентов, являются лишь несколькими примерами проблем, с которыми сталкивается ЮАР в осуществлении приоритетных задач, поставленных пост-апартеидным правительством в 1994 году. Согласно поставленным целям правительства, в Национальном плане по высшему образованию 2001 года, была отмечена необходимость увеличения большего числа чернокожих преподавателей в высших учебных заведениях. Это было связано с соответствующими переменами в составе обучающихся в этих учреждениях. Учитывая нехватку магистрантов и докторантов и, как следствие, небольшого числа перспективных кадров, правительство начало поощрять высшие учебные заведения в привлечении на работу чернокожих сотрудников, равно как и сотрудников женского пола, со всего африканского континента. Так, предполагаемая жертва расизма в Университете Претории родом из Кении.

Раса и институциональная культура

Был достигнут некоторый прогресс в увеличении числа чернокожих студентов и преподавателей в высших учебных заведениях. Согласно предварительному подсчету 2011 года, число студентов в 23 государственных вузах составляло 899,120 человек. В подсчете, были включены студенты дневного и вечернего отделений, обучающиеся как обычно, так и дистанционно. Для сравнения, в 1994 году, этот показатель составлял 495,356 человек. Следовательно, это указывает на увеличение числа студентов почти на 82 процента с момента наступления демократии. Вместе с тем, проводимая правительством компенсационная политика, направленная на обеспечение доступа к высшему образованию для чернокожих студентов и студентов женского пола, принесла положительные результаты. Так, число темнокожих студентов (африканского, смешанного и индийского происхождения) увеличилось с 55 до 80 процентов.

С другой стороны, число чернокожих преподавателей также возросло с 17 процентов в 1994 году до 44 процентов в 2010 году. Вопреки ожиданиям, тем не менее, доступ к высшему образованию все еще остается недостаточно широким, несмотря на некоторые улучшения. Необходимо лучше понять ситуацию тех чернокожих, которые подверглись дискриминации во время режима апартеида. Расовый инцидент 2008 года в Университете Фри-Стейт, где был выявлены случаи дурного обращения белых студентов по отношению к чернокожим женщинам из технического персонала, также как и предполагаемые расовые преследования чернокожего профессора в Университете Претории являются примерами, наглядно показывающими, что планов бумаге недостаточно для претворения в жизнь желаемых перемен.

Специальный комитет провел расследование по инциденту в Университете Фри-Стейт. Отчет комитета провел краткий обзор по ситуации во всех 23 государственных вузах страны. Было обнаружено, что расовая и половая дискриминация была одинаково широко распространена во многих южноафриканских вузах. Для преодоления этого, требуются серьезные изменения в институциональной культуре. Штату сотрудников вузовского сообщества придется принять новый образ действий и поддержать новые ценности этих учреждений, наряду с распространением демократии, получившей начало при администрации Нельсона Манделы. Согласно данным исследований, высшие учебные заведения, в значительной степени, проигнорировали изменения в институциональной культуре. Исторически сложилось, что «белые» вузы, в особенности, не способны привлекать или сохранять в штате чернокожих сотрудников, так как их институциональная культура больше направлена на отчуждение, чем на принятие новых сотрудников. Эта традиция оказала влияние на успеваемость и результаты чернокожих студентов, и также послужила препятствием на пути привлечения чернокожих студентов в научно ориентированные магистерские и докторские программы. Стратегия для устранения этого барьера состояла в поощрении вузов привлекать академические кадры со всего африканского континента. Это могло бы сыграть значительную роль для создания роль моделей для чернокожих студентов и способствовать изменению институциональной культуры.

Доступ и центральная система приема

Несчастный случай со смертельным исходом у входа в Университет Йоханнесбурга также указывает на две важные проблемы в ЮАР. Первая проблема связана с организацией принятия абитуриентов поступающих в вузы, которая, на данный момент, не согласована на общенациональном уровне. В настоящее время выпускники могут подавать заявки на поступление в любое число высших учебных заведений, во время последнего года обучения в средней школе. После оглашения результатов их экзаменов 12 класса (для поступления в высшие учебные заведения), выпускникам предлагается обучение в вузах, в которые они подавали заявки на поступление. Таким образом, абитуриенту с высокими оценками, могут быть предложено обучение сразу в нескольких учебных заведениях (от двух до четырех), в которые они подавали заявки на поступление. Тем не менее, выпускник может выбрать лишь одно учебное заведение.

Вторая проблема связана с тем, что некоторые выпускники, не подающие заявки на поступление в вузы до того, как им станут известны результаты экзаменов 12 класса, начинают искать свободные места в высших учебных заведениях лишь к началу учебного года. Они буквально ходят из вуза в вуз в поисках места учебы. Те, кто не прошел конкурса в тех вузах, где они хотели бы учиться, также начинают искать альтернативные места обучения в начале учебного года. Комбинация этих факторов приводит к длинным очередям студентов, собирающимся у входа в вузы, в поисках места учебы. Эта отчаянное стремление получить доступ к высшему образованию, к сожалению, стоило одной жизни в начале 2012 года в Университете Йоханнесбурга.

Неужели не может быть лучшего способа управления процессом приема абитуриентов в вузы? Центральная система подачи заявок была предложена правительством в качестве решения, и предотвращения инцидентов, подобных тем, что имел место в Университете Йоханнесбурга. Интересно отметить, что такое решение уже было предложено в Национальном Плане еще 11 лет назад. Вопрос, почему же оно до сих пор не реализовано, остается вызовом, на который должно ответить правительство.

Давки и длинные очереди в высших учебных заведениях в начале каждого учебного года также указывают и на другую более важную системную проблему, а именно на то, что система высшего образования ЮАР перегружена на сегодняшний день, и существует необходимость создания новых высших учебных заведений. На данный момент, правительством одобрено создание двух новых вузов, и эти планы находятся в стадии реализации. Тем не менее, до того как новые вузы начнут функционировать, нагрузка на существующие вузы останется прежней.

Правительство осознает, что создание дополнительных вузов не сможет удовлетворить существующий спрос на доступ к высшему образованию. В этой связи, правительством была задумана система после-школьного образования, которая состояла бы из государственных и частных вузов, государственных и частных колледжей дополнительного образования и профессионального обучения, а также учебных центров образования для взрослых, помимо прочих.

Предполагается, что таким образом молодым людям будет предложена возможность альтернативных форм после-школьного образования, помимо обучения в вузах. Что касается удовлетворения нужд желающих получить высшее образование, исходя из условий ограниченных ресурсов, дистанционное обучение может быть предложено в качестве альтернативы.



Назад в раздел