Проблемы высшего образования в Румынии



Пол Сербан Агаки

Пол Сербан Агаки – президент Академического совета университета Бабес-Буляй, Клуж, Румыния. Электронная почта: serban.agachi@ubbcluj.ro.

Румынский народ можно рассматривать, как принадлежащий к средиземноморской культуре, где не особенно ценятся такие понятия, как время, точность и тяжёлый труд, но хорошо характеризуются изобретательность, гибкость в подходах и приспосабливаемость к различным условиям. Все эти характеристики были еще больше взращены, благодаря широкому наследию коммунистического режима, просуществовавшего более 50 лет, периода, когда пропагандировались ложные ценности во всех сферах, а также поощрялись отсутствие инициативы и скрытое неповиновение. Это во многом объясняет нынешнюю ситуацию в Румынии.

Знаковые изменения произошли в Румынии после 1990 года. Рыночная экономика заменила государственную централизированную экономику, количество предприятий малого и среднего бизнеса возросло от 0 до почти 400,000 в 2010 году, сектор экспорта перешел от 10 миллиардов в год в 1980-х до 50 миллиардов в год в 2011 году, а также имел место значительный рост в средствах связи: первое место в Европе и четвёртое во всём мире по средней скорости интернета.

Сектор высшего образования

До Революции 1989 года, сектор высшего образования Румынии был ограничен: 44 высших учебных заведения (все государственные университеты или институты), 163,000 студентов (710 студентов на население в 100,000), число студентов PhD (менее 0,3%) и число преподавателей вузов (11,700).

После 1989 года, ландшафт румынского высшего образования радикально поменялся: было создано 70 совершенно новых университетов, и число студентов возросло почти на 500 процентов к 2009 году. Румыния очень нуждалась и до сих пор нуждается в более квалифицированной рабочей силе, чем раньше, для того чтобы соответствовать ожиданиям более современной экономики – от 5% рабочей силы с высшим образованием в 1990 году до 14% в 2010, по сравнению с 26% в Европейском союзе и 40% в США в 2010 году. Цифры, характеризующие сектор высшего образования в 2009 году, таковы: 112 высших учебных заведений (как государственных, так и частных, поровну), 1,107,362 студента, 3% студентов PhD и 31,964 преподавателя вузов. Количество студентов на население в 100,000 составило 5,151 в 2009 году, в сравнении с 6,296 в США, 6,599 в России, 5,684 в Польше, и 3,525 во Франции. Количество студентов из сельской местности или из незащищённых слоёв населения равняется всего лишь 15%.

Что касается качества румынского высшего образования, все университеты указали на своих веб-сайтах такие миссии как: образование хорошего качества, научные исследования на международном уровне, и услуги для общества. Стратегический подход – достаточно новый концепт, который был внедрен в 1998 году, и все новые государственные и частные вузы пожелали мимически сделать одно и то же – скопировать стратегические программы ведущих университетов.

Конкуренция среди румынских университетов – достаточно новая концепция, которая получила развитие ввиду недавних обстоятельств, низкого финансирования, глобальной конкуренции и демографического спада. Недавно, как следствие нового закона о национальном образовании (2011 год), была составлена классификация румынских вузов по трём видам, в основном, в зависимости от интенсивности проводимых научных исследований: 12 исследовательских университетов, 29 университетов образования и научных исследований, и 61 университета образования. Классификация была создана с явным намерением перераспределить бюджетные ассигнования вузам, а также поддержать, как минимум, два университета, в их становлении университетами мирового класса и во вхождении в рейтинги 500 лучших вузов мира. В Румынии есть 4 университета, которые могут претендовать на вхождение в категорию университетов мирового класса (Университет Александра Иоанна Кузе, города Яссы, Университет Бабес-Буляй, города Клуж, Университет Бухареста и Политехнический университет Бухареста), а также 30-35 других вузов хорошего качества (как государственных, так и частных, включая вузы искусства).

Современные кризисы

Главными проблемами, с которыми столкнулось румынское высшее образование, включают в себя: слабые квалификации сотрудников из-за отсутствия финансовой мотивации и реальной конкуренции (в 60% университетов, основанных после 1989 года, отсутствовало надлежащее законодательство в сфере обеспечения качества, а также надлежащей политики по человеческим ресурсам), ориентация на преподавание, склонность больше к созданию, нежели решению проблем; бюрократия, учрежденная нынешним законодательством, коррупция, непотизм, недостаток транспарентности в управлении вузов, недостаток надлежащих каналов и способов коммуникации внутри академического сообщества, недостаток дальновидности и лидерства в управлении высшими учебными заведениями; хроническое недофинансирование, а также слабая система выборности на ведущие позиции в вузах. Конечно, не все эти проблемы имеются у всех университетов Румынии, но, скорее всего, по крайней мере, некоторые из них могут быть найдены в любом вузе Румынии.

Кроме того, валовой валютный продукт (ВВП), ассигнованный на образование был в размере 6% в политических заявлениях, но никогда не превышал 3.5% в реальности. Ассигнования на научные исследования достигли пика в 0.79% от ВВП в 2008 году, что создало новые амбиции в этом секторе в то время. После этого, из-за экономического кризиса, ассигнования на научные исследования резко сократились до 0.18% от ВВП в 2009 году, после чего увеличились лишь немного, ассигнования на образование составляют 2,8% от ВВП в этом году. Что привнес с собой экономический кризис в государственных вузах, так это 25 процентное снижение зарплаты штата сотрудников, запрет на трудоустройство преподавательского состава на срок более трёх лет, и сокращение инвестиций до почти нулевой отметки. Кризис продолжает угрожать на фоне снижения демографии, которое составит 30% в 2013 году.

Спорный новый закон об образовании, пока еще не прошедший через Парламент, пытается решить проблемы сектора образования путем принудительных мер. Закон намерен запретить ошибочные мнения законодателей, и не имеет стимулирующего духа, сокращая автономию вузов. Скорее всего, что этот закон не будет успешен, хотя решение проблем в румынском высшем образовании является интересом каждого.

Заключение

Румыния радикально поменяла свою политическую систему в 1990 году, вызвав также трансформации в секторе образования. Рыночная экономика отразилась и на секторе высшего образования – высшее образование стало видом бизнеса, как информационные технологии и другие услуги. В то время как частная инициатива совершила отважный переход, новые университеты были открыты на фоне слабого законодательства в вопросах качества.

Самым большим прогрессом стал рост количества студентов (почти в 5 раз) и рост рабочей силы с высшим образованием (от менее 5% до 14%). Однако нынешний закон об образовании не способен дифференцировать вузы по категориям, основанным на их миссиях.

Несмотря на эти проблемы, система румынского высшего образования функционирует в рамках достаточно приемлимых параметров: 81% выпускников трудоустроены, в сравнении с 82% в Европейском союзе; от трёх до четырёх университетов классифицируются в числе международных рейтингов в категориях 600-1000. Инфраструктура (здания, обучающее и исследовательское оборудование) конкурентоспособна в предоставлении приличных условий обучения, а международный научный вклад возрос в три раза за последние годы.



Назад в раздел