Международное образование в Австралии: неожиданные взлеты и падения



Саймон Маргинсон

Саймон Маргинсон – профессор высшего образования в Университете Мельбурна, Австралия. Его последняя книга называется «Идеи для межкультурного образования» (Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмилэн, 2011), написанная вместе с Ерленавати Савиром. Электронная почта: s.marginson@unimelb.edu.au.

Международное образование является важным сектором экономики в Австралии. Почти 30% из всех студентов в высшем образовании приходятся на долю зарубежных студентов. Доходы от их платы за образование, учитывая что в Австралии немного грантов и почти все нерезиденты оплачивают полную стоимость обучения, составили 18% от общего оборота вузов в 2010 году.

Австралия стала словом синонимом, в плане способности извлечения дохода из потока международных студентов. Она не так эффективна в отправке собственных студентов за рубеж или в создании более разносторонних отношений в сфере образования и научных исследований, с азиатскими странами отправителями, которые поставляют четыре пятых всех международных студентов в Австралию.

Международное образование является третьим или четвертым по величине экспортом Австралии после угля, железной руды и иногда золота, в зависимости от меняющихся цен на него. В этом секторе трудоустроено 125,000 людей. Он стал важным источником высококвалифицированных мигрантов. Более трети всех выпускников остаются в Австралии.

Спад

В течение двух десятилетий, число международных студентов лишь увеличивалось, с 30,000 во всех секторах образования в 1990 году до 630,000 в 2009 году, что составило впечатляющий среднегодовой прирост в 17%. Австралия, с населением меньше 23 миллионов, обучает у себя 7% всех зарубежных студентов в высшем образовании во всем мире. Однако в последние три года, политика и меры регулирования государства, не говоря уже о репутации Австралии в Индии и позиций с образовательными агентами в Китае, вызвали резкие перепады. В 2011 году, в стране обучалось уже 557,425 студентов, на 12% меньше уровня в 2009 году.

Те же чиновники проявили гораздо больше энергии по устранению мини-индустрии, специализировавшейся по фактическому содействию нелегальной миграции через фиктивные студенческие визы, посредством сговора агентов в Индии и частных колледжей в Австралии.


В 2011 году, статья в выпуске №62 журнала «Международное высшее образование», указала на факторы, вызвавшие спад в числе заявок на поступление международных студентов, выданных виз и зачисленных студентов. Между 2009 и 2011 годами, число международных студентов по техническому образованию упало на 18%, и на 31% в специализированных колледжах по обучению английскому языку. Число принятых студентов немного возросло в 2010 году, но обратно сократилось между 2010 и 2011 годами, число заявок на поступления продолжали падать в 2012 году.

Проблемы начались со второй по источнику международных студентов стране, Индии. В 2009 году, австралийские власти проявили нерасторопность по устранению нападений на южно азиатских студентов и были подвергнуты критике индийских СМИ. Те же чиновники проявили гораздо больше энергии по устранению мини-индустрии, специализировавшейся по фактическому содействию нелегальной миграции через фиктивные студенческие визы, посредством сговора агентов в Индии и частных колледжей в Австралии. Колледжи, не предоставлявшие должного уровня обучения, были закрыты. Но это означало потерю большего количества студентов из Индии. В тоже время, правительство установило сложные тесты по приему на работу и знания английского языка, регулируя переход от завершения вуза до получения статуса легального резидентства. Как следствие этого, Австралия потеряла еще больше бизнеса с Индией.

Противостояние миграции

В 2010 году, в год выборов, недовольство населения страны миграционной политикой было очевидно. Федеральное правительство сократило уровни по миграции. Это повлияло на международное образование, так как кратковременная миграция в целях получения образования является частью общей официальной статистике по миграции (та же проблема преследует международное образование в Великобритании, еще одной стране сократившей миграцию). Это привело к более строгому подходу по отношению к студенческим визам, с более длительными задержками и чрезмерно тщательными тестами на финансовую состоятельность.

Эта проблема сопровождалась обесцениванием американской валюты, что привело к тому, что австралийский доллар стал дороже американского, впервые за десятилетия, что в свою очередь, сделало международное образование в Австралии относительно более дорогим. Китай поставляет четверть всех международных студентов в Австралию, и образовательные агенты, контролирующие большинство студенческого потока из этой страны, сменили основной трафик с Австралии в США и Канаду. Заявки на прием в Австралию с Китая резко сократились. Число же студентов, поступающих в США, достигло рекордных показателей.

С учетом того, что австралийская «индустрия» образования, как она именуется, опускалась вниз по всем направлениям и уже делались прогнозы о грядущем спаде в 40 или 50 процентов, федеральное правительство вынуждено было действовать. Было ясно, что если экспортная индустрия потерпит крах, государство будет вынуждено увеличить государственное финансирование чтобы выручить вузы. Правительство создало комитет, под председательством Майкла Найта – бывшего политика, который заведовал успешными сиднейскими Олимпийскими играми в 2000 году, чтобы провести расследование в отношении политики по студенческим визам.

Рекомендации комитета, под председательством Найта, были выполнены правительством в полной мере, в сентябре 2011 года. Они состояли из резкой смены политики и возвращению к высокой миграции. Процесс выдачи студенческих виз был ускорен. Для заявок в вузы со всех стран были присвоены категории наименьшего риска, без обязательных финансовых тестов и с условием, что университеты теперь будет ответственны за гарантирование добросовестности своих студентов. Тесты по знанию английского языка были смягчены для допуска в специализированные колледжи по обучению английскому языку. Выпускникам были даны временные трудовые визы от двух до четырех лет, предоставляющие расширенные возможности для получения дохода и обретения трудового стажа, полезного для подачи заявления для получения статуса резидентства.

Опять на пути вверх?

Перемены, осуществленные под председательством Найта, не были немедленно распространены и на сектор по техническому обучению, но они неизменно последует. Однако долгосрочные последствия этой перемены еще неясны. Вероятно, что резкое падение этого рынка было приостановлено, но тенденции, запущенные в 2009-2010 годах до сих пор сохраняют свое влияние, австралийский доллар по прежнему остается дорогим и смена потока китайских студентов из Австралии в США продолжается.

В последние шесть месяцев 2011 года, половина из которых, были после перемен, осуществленных комитетом Найта, новые визы от зарубежных студентов из Китая во всех секторах образования спали на 21%, по сравнению с тем же периодом в 2010 году. Число студентов из Индии, которое резко спало в 2010 году, возросло на 78% в 2011 году. Был спад в 13% для Вьетнама и Малайзии. Первоначальные сведения по поступлению в вузы на 2012 год указывают на смешанные тенденции повышения и спада.

Австралия остается слишком зависимой от плат за обучение международных студентов. Доходы еще достаточно велики по международным стандартам, но каждый доллар от них идет на расходы самих вузов или же расходы местного преподавания и научных исследований, нежели на более плодотворное двустороннее международное сотрудничество. Во многом, дела обстоят так, потому что на протяжении двух десятилетий, правительство безжалостно сокращало государственное финансирование. В этом есть урок для правительств в других странах, которые сокращают государственное финансирование. Было бы неразумно ожидать что, зарубежные студенты, не являющиеся основной базой студенчества, будут предоставлять основное финансирование для всей системы, и это, на данный момент, мешает развитию потенциала космополитичного образования, которое бы приносило пользу всем.



Назад в раздел