Заработная плата профессоров: тенденции и проблемы в Индии



Н. Джайарам

Н. Джайарам – декан и профессор Института социальных наук Тата, Мумбаи, Индия. E-mail: njayaram2@rediffmail.com.

«У нас никогда еще не было все так здорово!» – таково было общее мнение, когда была введена новая шкала заработной платы в середине 2008 года, утвержденная ретроспективно с января 2006 года. До этого имела место задержка заработной платы сроком почти в 30 месяцев, и вдруг в результате после резкого повышения зарплат от 40% до 60% преподаватели высших учебных заведений были вне себя от радости. Резкий скачок зарплат профессорско-преподавательского состава имел целью привлечь потенциальных кандидатов к академической работе, – учитывая конкурирующий спрос на таланты в экономике знаний, обусловленной глобализацией. В то же время, начиная с 2009 года, для повышения качества академической профессии были преобразованы требования по набору и карьерному продвижению. Но достаточно ли этого для разрешения кризиса, угрожающего сфере высшего образования в быстро развивающейся экономике знаний?

Комплексная система и неоднородный ППС

Система высшего образования в Индии является не только крупной (третьей по размеру во всем мире), но и разнообразной и комплексной. Существуют разные виды высших учебных заведений и различия в вознаграждении преподавателей в форме зарплат и дополнительных льгот. В то время, как академические кадры в федеральных вузах, спонсируемых государством, имеют наилучший набор зарплат и условий труда, преподаватели, которые работают в частных колледжах, не имеющих поддержки государства, получают меньше всего; те же преподаватели, которые работают в обычных государственных вузах, имеющих государственную поддержку, находятся между этими двумя группами.

Индийский ППС также разнороден, существуют разные виды преподавательских должностей, различающихся по сроку службы и привилегиям. Самая желаемая – бессрочная преподавательская должность в университете или колледже, спонсируемом государством. Бессрочные должности не существуют в полностью частных университетах и колледжах, назначение на преподавательскую должность в этих вузах является контрактным по своей природе. Особо выделяются преподаватели, работающие на неполную ставку – их труд оплачивается по часам, и они не получают прочих выгод от трудоустройства.

Особенности изменения оплаты труда

В ходе пересмотра заработной платы и условий труда преподавателей в высшем образовании, Комиссия по грантам университетов стандартизировала квалификации различных категорий преподавателей, процедуры их рекрутинга, требования к карьерному продвижению и его процесс, а также зарплаты и нематериальные выгоды, которые им причитаются. Трехступенчатая академическая иерархия – профессор, ассоциативный профессор и преподаватель-ассистент – была учреждена в вузах, спонсируемых государством. Для поддержки качества высшего образования были учреждены квалификации по назначению на различные преподавательские должности. Специалисты, вступающие в академическую профессию (преподаватели-ассистенты) теперь должны проходить Национальный тест на пригодность. Для назначения на более высокие академические позиции (ассоциативные профессора и профессора), помимо PhD, являющейся обязательной квалификацией, кандидаты должны иметь преподавательский/исследовательский опыт и список публикаций. Оценка академического труда теперь будет производиться на основе балльной системы (Системы оценок по результатам деятельности). Полностью частные университеты и колледжи, однако, находятся за пределами полномочий Комиссии по грантам университетов и имеют больше свободы во всех делах, касающихся приема и увольнения преподавателей.

Традиционно индийский ППС имеет структуру пирамиды, с меньшим количеством позиций в верхней части и большей частью в основании. Для расширения возможностей преподавателей по продвижению по карьерной лестнице и в качестве стимула для улучшения результатов деятельности была введена шестиуровневая Схема продвижения по карьере. Эта схема хорошо сконструирована и более требовательна, чем подобные более ранние схемы. Однако учитывая прошлый опыт, будет удивительно, если эта схема тоже не станет ритуализированной.

Доход: Компоненты и Сравнения

Во всех вузах, финансируемых государством, базовая зарплата преподавателей ежегодно повышается на 3%. Однако простор для переговоров по зарплате отсутствуют.

Нематериальные выгоды преподавателей обеспечиваются государством: пенсии и пособия; различные виды отпускных, включая оплачиваемые отпуска на восемь недель в год и субсидии на время отпуска; оплата медицинских расходов и медицинская помощь для преподавателей и членов их семьи – среди подобных льгот. Помимо этого, на протяжении своей карьеры, преподаватели женского пола получают оплачиваемый отпуск по беременности (на один год) и отпуск по уходу за ребенком (на два года).

На протяжении десятилетий пробел в зарплатах между академическими и иными профессиями значительно сузился. Несмотря на это, профессионалы в сфере менеджмента, информационных технологий и биотехнологий, а также признанные адвокаты, доктора и сертифицированные бухгалтеры получают намного больше, чем преподаватели. Однако в Индии, в отношении зарплаты преподавателей, основное сравнение принято проводить с зарплатами чиновников, а зарплаты этих двух категорий теперь более или менее сравнимы. Преподаватели теперь закрепились в среднем классе, имеют больше финансовых возможностей и живут более комфортабельно, чем когда-либо до этого.

Меритократия и протекционная дискриминация

Заслуги учитываются при найме на академические должности в государственно финансируемых вузах, однако непотизм, фаворитизм и коррупция при найме достаточно часты. Сделанный выбор при приеме на работу часто оспаривается в суде, тем более после вступления в силу Закона о праве на информацию.

В соответствии с политикой протекционной дискриминации (своего рода компенсационной дискриминации) вузы, финансируемые государством, обязаны резервировать 50% подобных позиций для кандидатов родом из неимущих слоев населения – официально обозначенных в качестве «запланированных каст», «запланированных племен» и «других отсталых классов». В общественных дебатах это критикуется как противоречащая заслугам практика, но оправдывается с точки зрения социальной справедливости.

Перспективы

Изменения в процедурах найма преподавателей, уровни их зарплаты и условий труда, оценка их деятельности и продвижение по карьере, и другие факторы замечательны и многообещающи, но они не применимы к полностью частным вузам и к преподавателям, работающим на неполную ставку. Более того, проблема растущего недостатка преподавателей, который оценивается в 54%, скорее всего, не решится в ближайшем будущем. Только вузы, предоставляющие наилучшие зарплаты и условия труда, могут быть уверены в том, что они смогут удержать лучшие таланты среди преподавателей. Таким образом, для государственных университетов и субсидируемых колледжей, составляющих крупнейший сегмент системы высшего образования в стране, перспективы не представляются столь яркими.



Назад в раздел