Трудовые договоры профессорско-преподавательского состава в странах СНГ: общие черты, различные перспективы



Григорий Андрющак, Мария Юдкевич

Григорий Андрюшак является советником ректора Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики. Электронная почта: gandroushchak@gmail.com. Мария Юдкевич является проректором Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики. Электронная почта: yudkevich@hse.ru.

На протяжении десятилетий управление, оценка и финансирование в вузах стран Советского Союза производились по единым принципам. Нынешняя система не похожа на прежнюю. Однако трудовые договоры профессорско-преподавательского состава – ключевой элемент в деятельности любого вуза – по-прежнему имеют много общего. В то время как эта статья основывается на детальных данных по академической профессии, в Армении, Казахстане, Латвии и России, описанные тенденции в некоторой степени распространяются на все страны СНГ.

Какова роль и функции ППС?

Трудовые договоры ППС в странах СНГ отражают тот факт, что многие вузы представляют собой в большей степени образовательные учреждения, ориентированные на процессы преподавания и обучения. Так что, академические контракты более или менее концентрируются на подробном описании учебных нагрузок и обязанностей, и большинство контролирующих и отчетных функций сосредоточено вокруг контрактных обязательств. В то же время ППС в целом имеет мало стимулов и возможностей для активного участия в научных исследованиях: исследовательская работа слабо вознаграждается, а учебные нагрузки высоки. Преподавание намного важнее и актуальнее как источник дохода для преподавателей, по сравнению с другими странами. В то же время преподаватели во многих из этих стран (например, России и Армении) не занимаются консалтингом, но чаще подрабатывают в неакадемической сфере.

Как платят ППС?

По сравнению со специалистами в других сферах преподаватели вузов получают довольно низкую зарплату. Это относится как к верхнему эшелону (например, доцентам или профессорам), так и к нижнему эшелону (ассистентам или инструкторам). На самом деле то, что академические кадры получают меньше денежных выплат и больше нематериальных выгод, присуще всем развитым странам. Однако, даже принимая это во внимание, заработные платы преподавателей в странах СНГ значительно ниже, чем в других странах. По крайней мере, частично эти условия обусловлены тем, что в целом эти страны являются относительно бедными по сравнению с западноевропейскими странами, США, Канадой или Австралией. Это объяснение, однако, не раскрывает, почему зарплаты в странах СНГ ниже в два раза, даже по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения. Кстати, в Нигерии, Эфиопии или Индии, где ВВП на душу населения также низкий, относительные доходы преподавателей вузов достаточно велики по сравнению с остальным населением.

Источники дохода

Поскольку зарплаты низкие и недостаточны для обеспечения нормального уровня жизни, работа по совместительству является обычным делом. Многие преподаватели преподают в нескольких вузах (включая программы на коммерческой основе), предлагают услуги репетиторства или увеличивают учебную нагрузку согласно трудовому договору в том же университете. Многие преподаватели используют репутацию вуза своего главного работодателя, в котором они получают не так много в виде зарплаты, чтобы получить выгодные контракты на почасовой основе в менее известном, частном коммерческом вузе, который платит хорошие деньги.

Дополнительные льготы: вознаграждение помимо зарплаты

Хотя во многом академические контракты в странах СНГ отличаются от тех, что приняты в развитых странах, дополнительные льготы в вузовском секторе этих стран более или менее такие же, как и во всем остальном мире. Преподавателям предоставляется более длинный отпуск – единственное время заняться научными исследованиями для тех, кто перегружен преподаванием, но не оставил амбиций в сфере научных исследований – и пенсионные фонды. Все остальные потенциальные выгоды, такие, как предоставление жилья или выгодные займы на жилье в целом недоступны. В советский период преподаватели вузов имели доступ ко многим нематериальным выгодам, которые не были доступны для кадров, работавших в сфере промышленности, а также имели более высокий социальный статус в сравнении с теми, чем те, кто работал на предприятиях. Таким образом, академическая профессия в те времена привлекала лучших выпускников и была способна предоставить им достаточно солидный доход, высокий социальный статус и дополнительные льготы, так же, как и ясные карьерные перспективы. Сегодня те условия, которые предлагаются сотрудникам вузов, особенно среди молодежи, вызывают огромный отрицательный селективный эффект: когда лучшие потенциальные ученые выбирают работу в неакадемической сфере или покидают страну для работы в университетах других стран мира. Могут ли быть восстановлены надлежащие стимулы, и какие действия должны быть предприняты в рамках этой стратегии, являются ключевыми вопросами для построения университетов мирового класса в России и других странах СНГ.

Многие страны СНГ испытывают сегодня огромный демографический кризис: размер возрастной группы от 16 до 19 лет – детей, рожденных в ранние 1990-ые гг. – критично низок, так как в то время лишь немногие были достаточно отважны, чтобы заводить детей, соответственно, уровень рождаемости был очень низким. Эта специфическая группа населения создает огромную конкуренцию среди вузов, соперничающих за хороших и даже не очень подготовленных студентов. Хотя администрация вузов должна считаться с этой ситуацией, в тоже время у них может появиться возможность реформирования вузовского сектора путем закрытия слабых вузов и дешевых «фабрик дипломов». Реформа трудовых контрактов ППС, которая позволила бы создать больше стимулов для преподавателей и привлекла молодых профессионалов в сектор высшего образования, может стать главной составляющей успеха.



Назад в раздел